Звуки С и Ш - друзья
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие
«Звуки С и Ш – друзья»
(Дифференциация звуков [с] – [ш])
Цель: развитие фонематического слуха; закрепление навыка различения и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.
Задачи:
- Развивать точность и дифференцированность движений языка.
- закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
- учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи
- учить выделять данные звуки в словах;
- учить находить место данных звуков в словах;
- развивать фонематический слух;
- совершенствование умений работы с деформированным текстом.
Оборудование. Картинки с изображением чайника, гусей, картинки на звук [C] (собака, лиса, автобус), картинки на звук [Ш] (шапка, машина, камыш), схемы для звукового анализа.
Ход занятия:
- Организационный момент
Посмотри на картинку. Что на ней изображено? Какой звук издает чайник, когда кипит? Звук с-с-с
А что изображено на этой картинке? Какой звук издает гусь, когда сердится? Звук ш-ш-ш.
Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков С и Ш.
2. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.
Упражнения для губ: «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» - «Окно»
Упражнения для языка: расслабляющие «Непослушный язычок», статические «Лопаточка», «Чашечка», «Парус», динамические «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели»
3. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.
Сравним наши звуки, где прячется наш язычок, когда произносит С и Ш.
Давай посвистим как чайник “с-с-с-с-с-с”
Где находится язычок, когда мы произносим звук С? (внизу)
А теперь пошипим как гуси "Ш-ш-ш-ш-ш"
Где находится кончик языка, когда мы произносим Ш? (вверху).
А что нам помогает в образовании этих звуков?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя).
3. Характеристика звуков [с] и [ш].
Уточняется каждый элемент характеристики звуков, после чего ребенок дает характеристику самостоятельно.
Дай характеристику звукам:
Звук [с] - согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.
Звук [ш] - согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.
4. Выделение звуков [с] и [ш] из ряда звуков, слогов, слов.
Подними руку вверх, услышав звук [ш], и опусти руку вниз, услышав звук [с]: ш, с, с, ш...; са-шу-ис-аш-су...; сок, шуба, песок, машина...
5. Дыхательная гимнастика
вдохни через нос выдохни, произнося звук с-с-с-с-с;
вдохни через нос выдохни, произнося звук ш-ш-ш-ш-ш.
6. Работа с чистоговорками
Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок (на Ш - руки складываем чашечкой, на С - руки в виде лопатки, вытянуты ровно).
ша-ша — у меня лапша са-са — вот идет лиса
шу-шу - я письмо пишу су-су — гуляю я в лесу
аш-аш - у меня карандаш ас-ас - мы пили квас
7. Игра «Кто внимательный?»
Разложи картинки со звуками [с] и [ш],
под карточкой с изображением гуся - со звуком [ш]
под карточкой с изображением чайника - со звуком [с]
Скажи, на каком месте в этих словах стоят звуки [с] и [ш] (в начале, в середине, в конце), обозначь на схеме
| ||
|
шапка машина камыш
собака лиса автобус
8. Игра «Не ошибись»
Добавь к слову слоги са или ша и назови целое слово:
гру-.., ли-.., ко-.., лап-.. , кры-…
9.Игра “Путаница”
А теперь послушай, правильно ли я буду говорить. Только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.
Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски.
Лежали на улице свежие доски
На них отдыхали ленивые коски.
10.Итог занятия:
С какими звуками мы сегодня работали?
Ответ ребенка.
Логопед: Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
Оценка работы на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мои лучшие друзья, свистящие звуки [С] и [С\']»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дифференциация свист...
Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях "Мы построим Дом Друзей!"
Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия....
Презентация к логопедическому занятию по автоматизации звука "Л" "Лунтик и его друзья"
Картинки с анимацией для произнесения звука "Л" в слогах, словах, чистоговорках....
«Звуки – наши друзья» НОД с детьми 4-5 лет
Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.Воспитатель:...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Звуки - наши друзья"
Конспект НОД по развитию речи в среденй группе "Звуки - наши друзья"...
Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....
Викторина «ЗВУКИ И БУКВЫ-НАШИ ДРУЗЬЯ»
Цель: Обобщение в игровой форме знаний о единицах речи, полученных детьми на логопедических занятиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29106702","attributes":{"alt":"","class":"m...