Звуковая Культура Речи «Звук –С- - -СЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закрепление знаний о пройденных звуках, буквах, упражнение в составлении и чтении слов, слогов. Автоматизациязвука [С] в словах, слогах, предложениях, чистоговорках и стихах. Упражнение в умении проводить звуковой анализ слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия по ЗКР «Звук –С- - -СЬ»:
Цели занятия:
Образовательные:
- Закрепление знаний о пройденных звуках, буквах, упражнение в составлении и чтении слогов, слов.
- Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- Упражнение в умении проводить звуковой анализ слов;
Развивающие:
- Развитие слухового внимания, фонематических процессов. развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, правильное речевое дыхание;
Воспитательные:
- формирование положительную мотивацию на занятии;
- формирование самоконтроля за речью;
- формирование коммутикативных навыков.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, звуковые схемы, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
В. Сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями. Вспомним наше правило:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
В. я приглашаю вас в путешествие по стране Красивой речи. На чем можно путешествовать? Как назвать эти предметы одним словом? Присаживайтесь, вы выполните графический диктант и узнаете, на чем мы будем путешествовать.
(Кораблик)
4. Физкультминутка
От высокого причала оттолкнулся теплоход.
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.!
- -Артикуляционная гимнастика Станция «Язычковая»
а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:
- «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
- «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
- «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
- «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
- «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.
«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
2. Закрепление знаний о звуках.
Л. На нашем пути Звукоград. Как вы думаете, кто живет в этом городе? (звуки)
А какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные). Какие звуки называются гласными? (гласные звуки можно петь, воздушная струя не встречает на пути преград). А согласные? (эти звуки нельзя петь, воздушная струя встречает на пути преграды: губы, зубы, язык).
Задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.Песня «В лесу родилась елочка»
3. -Работа над правильным произношением звука
Артикуляция звуков.
Дети самостоятельно проводят анализ артикуляции: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по середине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны. Педагог контролирует правильность проведенного анализа.
Характеристика звуков. Звуки [с—с'] — согласные, бывают мягкие и твердые.
- - Чистоговорка
С(Сь) | Са-са-са – укусила в нос оса. Со-со-со – стал мой нос как колесо. Сы-сы-сы – убежал я от осы. Су-су-су – я осу в руках несу. Ос-ос-ос - на поляне много ос. Усь-усь-усь – никого я не боюсь. . |
- -«Звук в слове»: хлопком обозначить наличие заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, определение местоположения звука в слове
Поставьте перед словом звук С:
ЛАВА-СЛАВА ВОЙ -СВОЙ ТУК -СТУК ТОН -СТОН ТОК -СТОК КОТ-СКОТ
тол -стол лог -слог
Замените первый звук в слове на звук С.
МАЛО -САЛО ДАМ -САМ
БОК -СОК МОДА "СОДА
РАНКИ -САНКИ ДОМ -СОМ
КЛАВА -СЛАВА КОН -СОН
ПАЛКИ -САЛКИ БОР -СОР
ТОПКА -СОПКА ЛУК -СУК
ТОРТ -СОРТ ТОНЯ -СОНЯ
Замените последний звук в слове на звук С,
ЛЕВ -ЛЕС ГОЛОД -ГОЛОС
ВЕК -ВЕС ЧАД -ЧАС
ПЁК -ПЁС НОЖ -НОС
БИЛ -БИС МОРЖ -МОРС
ТРУД -ТРУС
Игра «1, 2, 3 – сигнальчик подними»
Л. Посмотрите на сигнальчики и скажите, какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Послушайте слова, определите, твердый или мягкий согласный в начале слова и поднимите сигнальчик.
(слова: машина, самолет, мишка, кошка, дом, мед, сетка)
Выбирайте картинки и подберите к слову звуковую схему.
( предметные картинки на каждого ребенка, звуковые схемы)
Физкультминутка
Наше путешествие продолжается.
Как приятно в речке плавать.
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик, погляди.
Чтобы плыть еще скорее,
Надо нам грести быстрее.
Мы работаем руками,
Не угонишься за нами.
6. Закрепление знаний о буквах.
В. Перед нами Буквоград.
Скажите, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их расставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
(таблички на каждого ребенка, из букв, написанных «врассыпную», составить слова).
в) Закрепление образов букв. «Чудо-домик».
— Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.
- -Упражнения для развития мелкой моторики
Полубуковка: Буквы испортились, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.
. Развитие навыков звукового анализа.
Л. На нашем пути гора Внимания. Подняться на нее нам поможет лесенка из картинок: выбирайте картинки, последний звук каждого слова становится первым звуком другого слова.
(предметные картинки: снеговик, компас, самовар, рыба, апельсин, нож, шарф, фартук)
8. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Л. Мы приплыли с вами в Словоград.
В этом городе живут слова.
Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов). Выполните задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. (ЛУ, СА, ЛА, КО / НА, ЖА, ПА, НИ)
(слова: луна, лупа, лужа, лапа, сажа, сани, кожа, кони)
Словарная работа: обозначение значений слова; подбор синонимов /антонимов
«Скажи по другому» «Разные слова» (синонимы)
Какая зима?
холодная зима - лютая, суровая, студеная, морозная...
Что делает снег?
снег блестит - сверкает, серебрится, сияет, искрится, светится.
Антонимы «Скажи наоборот»
Холодно - …, темно-…, падает-…, белый-…, длинный-…, пушистый -…, сухой -…, тает-....и т. д.
Подбери родственные слова
«Найди нужное слово»
мороз - морозец, морозить, замораживать, подмораживать, заморозки, морозилка, морозный, мороженое...
лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледостав, обледенение, ледяной, подледный, ледоруб, гололед, гололедица, ледовый, Ледовитый.
- Литературная минутка: стихотворение, отрывок из произведения и т.п.
Прочитайте ребенку стихи. Объясните ему, что от одного слова можно образовать несколько других, в которых это слово "будет слышно". Приведите примеры. Читая стихи во второй раз, предложите ребенку заканчивать предложение (строку) подходящим по звучанию словом, образованным от слова СНЕГ. почему слово "снижается" не относится к этой группе слов, хотя звучит похоже?
СНЕГОПАД
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью ... СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается ... СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью ... СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят
-Всё сильнее ... СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... СНЕЖКИ.
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили ... СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели ... СНЕГОВИК.
Рядом - снежная фигурка
-Эта девочка - ... СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой ... СНЕГИРИ. ...
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... СНЕГ.
- Формирование грамматических навыков устной речи: ед.ч.-мн.ч., существ. из им.п в р.п. (нет...), согласование слов в словосочетании, в предложении (акцент на окончание и использование предлогов)
Подбери предметы к признакам «Придумай словечко»
снежный-ком, дворец, покров; снежная - буря, королева, долина; снежное - поле, облако, покрывало; снежные - заносы, завалы, сугробы.
Молодцы! Наше путешествие заканчивается, в каких городах мы с вами побывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...