Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в мир предметов» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юмагулова Нурзиля Галеевна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи 

«Путешествие в мир предметов» в старшей группе

Образовательные задачи:

1. Закреплять умения детей группировать предметы по признаку: металлические- изготовлены из металла, деревянные- из дерева, пластмассовые –из пластмассы

2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.

3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.

2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам окружающего мира.

3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес и наблюдательность, бережное отношение к предметам окружающего мира.

Предварительная работа:

• Чтение художественных произведений.                                                                                                        • Загадывание загадок о предметах.                                                                                               • Д\игры «Что сначала, что потом»«Почемучка 4»«Узнай материал»«Из чего сделаны предметы?»«Чудесный мешочек» и др.                                                               • Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательного альбома «Мир предметов»: утюг» (история утюга, «История пылесоса»«История плиты».                                                                                       • Классификация предметов.

Материал и оборудование:

Большой конверт - с изображением «Фиксики», красочный с картинками с адресом д\с; предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топорик, молоток, отвёртка; матрёшка, домик, кубик;

Музыка на диске «Фиксики»;

Предметы бытовой техники (игрушки): пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).

Для детей: на каждого набор предметов из металла (скрепки, пластины); салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 4 части; чёрный фломастер;

Воспитателю: готовый алгоритм, предметы из металла.

Ход:

Дети стоят в кругу и произносят слова:

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашей группы прислали конверт. Крутит его, восхищается какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям.

- Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей: сюрприз, письмо)

- Кто нам может написать письмо? (выслушивает ответы: Незнайка, Фиксики)

- Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!

Открывает конверт, читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы интересуетесь разными предметами! Мы знаем предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Предлагаем вам задания из мира вещей. Желаем успеха. Ваши друзья Фиксики!»

Воспитатель:

-Ребята, первое задание: Игровое упражнение на группировку предметов «Собери группы предметов по признаку».

Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.

Металлические- ложка, тарелка,кружка.

Деревянные- матрёшка, кубик, домик.

Пластмассовые- молоток. отвёртка, топорик.

- Подходите, располагайтесь! Будьте внимательны!                                                          По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:

- Какие предметы вы положили в один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы? (ответы детей).

Воспитатель хвалит детей за внимательность.

Воспитатель:

- Лера, какой предмет ты положила в? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с. ?

- Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!

Игра-разминка «Узнай и подойди»

(называю и показываю картинки предметов из металла, затем из дерева- дети узнают из чего сделан предмет и подбегают)

Воспитатель: Ребята, в конверте лежит рукавичка.

• Как вы думаете, в чём заключается волшебство рукавички? Что за чудеса она может делать? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель. Может это рукавичка Деда Мороза, и она может нам наколдовать подарки? Давайте скажем волшебное заклинание«1, 2, 3 чудеса нам покажи и подарки подари!»

Не получилось. Может рукавичка может морозить? (Проверяют) Опять не получилось.

Смотрите, - как так получилось: рукавичка на мольберте оказалась. (незаметно прикрепляю на мольберт)

• А вы, ребята, разгадали, что это за волшебство?

(заглядываем в рукавичку-там магнитик)

• Как с точки зрения науки объяснить это волшебство? (Ответы детей).

• Скажите, что такое магнит? (Предмет, притягивающий изделия из металла).

Воспитатель. Фиксики предлагают вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

Дети проходят за столы.

Воспитатель напоминает о технике безопасности.

Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться!

Воспитатель. Возьмите в руки магнит.

• Посмотрите, какого он цвета, формы? (Дети называют.)

• Твёрдый или мягкий? (Твердый.)

• С запахом или без? (Не имеет запаха.)

• Можно ли его отломать? (Ответы детей.)

Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит?»

Материал: предметы из дерева,, пластмасса, бумага, ткань, скрепка.

Задание. Поочерёдно подносим магнит к каждому из предметов. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются - в левую.

Результат: некоторые металлические предметы притягивает, а дерево, пластмассу, бумагу и ткань — нет.

Вывод: магнит — это кусок железа, обладающий способностью притягивать предметы из металла.

- Молодцы, справились!

Воспитатель. Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).

- Ребята, Фиксикам пришла просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Елену Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

-давайте поможем!

(Дети высказывают свои предположения).

• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).

• Какими способами можно достать меч-кладенец из колодца? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).

• Как с помощью магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).

Воспитатель. Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде.

Опыт 2. «Действие магнита через воду»

Материал: стакан с водой, манит на веревке и скрепка.

- Представьте, что стакан с водой — это глубокий колодец. А скрепка – это меч-кладенец.

Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.

Результат: магнит опускаем, достаем скрепку.

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

Воспитатель. Пошлем Ивану Царевичу посылку с магнитом.

А эта просьба о помощи от Буратино: «Ребята, помогите, пожалуйста, Кот Базилио и Лиса Алиса забрали у меня Золотой ключик, и сказали, что отдадут его мне, если я сумею достать Золотой ключик из банки, не намочив рук»

• Подскажите, как помочь Буратино? (Банку опрокинуть, удлинить магнит и магнитом достать).

• А еще как? (Ответы детей)

Опыт 3. «Действие магнита через воду и стекло»

Материал: банка с водой, манит и скрепка.

- Представьте, что скрепка – это золотой ключик.

Эксперимент: надо достать ключик, который лежит в стеклянной банке.

Условие: руки в банку не опускать, ключик руками не трогать.

Результат: надо магнит, приложить к внешней стороне банки, ключик притянется к магниту и, не отрывая магнит от стенки банки вести его вверх к горлышку банки, ключик двигается за магнитом, а у самого горлышка ключик примагничивается к магниту и так ключик достали.

Вывод: сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

- Буратино помогли. Пошлем и Буратино посылку с магнитом.

- Зарисуйте всё, что вы узнали о магните? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств магнита с помощью условных обозначений).

Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить детские алгоритмы-схемы в конверт.

А теперь немного отдохнем и поиграем. Дети выходят из-за столов и перестраиваются в круг.

  Игра – разминка под музыку фиксиков из мультфильма.

Воспитатель: о чём рассказывают фиксики в песне? (Телевизор. пылесос)

-Как называются эти предметы?

Дети называют (бытовые приборы) !

- Какую чудо - технику вы знаете? (дети перечисляют: стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? (ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы).

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (ответ детей: да)

Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.

Воспитатель: давайте включим наш «телевизор» (сделан из картона) и послушаем рассказы,а фиксики посмотрят эту программу.

Выступления детей.

Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.

Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.

Хвалит детей.

- Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!

- Понравилась вам история пылесоса (утюга? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? (ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми).

Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт.

Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.

Воспитатель:

- Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? (ответ детей: отправить Фиксикам)

Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Фиксикам.

Воспитатель:

- Понравились вам задания от фиксиков? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (высказывания детей). Хвалит их за интересные идеи.

Воспитатель подзывает детей к мольберту.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает.

- Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге.

- Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт.

Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Объясняют своё решение. Воспитатель предлагает детям пойти подписать конверт, а детям сделать рисунки своими руками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в Королевство Здоровья»

Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализации

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализации...

Занятие по развитию речи «Путешествие в королевство Буковки» для детей старшей группы

Конспект по разваитию речи в старшей группе детского сад....

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам, 7 козлят» в старшей группе

Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам.ЗадачиОбучающие: Расширить кругозор детей; Тренировать память; Развивать устную речь; Развивать логическое мышление, со...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группыы с общим недоразвитием речи.Поготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе с элементами театрализации сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

              Учить сочетать движения и речь, в игре перевоплощаться с помощью жестов.Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности,...