Семья ненецких игрушек
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

Формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях, развитие   речевых навыков родной речи, познакомить детей на родном языке составом семьи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ӈухуко»

Слайд 2

Небя - мама

Слайд 3

Нися – папа

Слайд 4

Нися , Небя

Слайд 5

Хада - бабушка

Слайд 6

ИРИ - ДЕДУШКА

Слайд 7

Ири , хада

Слайд 8

Ӈацекы - ребенок

Слайд 9

« Хасава Ӈацекы – мальчик»

Слайд 10

«Не Ӈацекы – девочка»



Предварительный просмотр:

Тема: Моя семья – Мяд’ тер”.

Цель:  Показать детям обязанности в ненецкой семье, упражнять в правильном произнесении слогов и слов.

Задачи:

- пополнять активный словарь словами по теме «Мяд’ тер”», описывающими бытовые действия (спит, читает, кушает, идёт, бежит).

- учить детей проговаривать слова громко, чётко, отвечать по-ненецки на вопросы: Тюку хибя? Это кто? Тюку ӈамгэ? Что это? Ӈамгэм’ пэрӈа? Что делает?;

- учить слушать небольшие тексты, помогать переводить, усваивать трудные слова.

- воспитывать любовь к родным и близким людям;

- воспитывать бережное отношение к семье.

 Методические приёмы: беседа с детьми о семье, выполнение заданий педагога

Материал: презентация  «Ненецкая семья»

Ход НОД:

   Педагог:

- Ӈули нерде ӈацекы ӈамгэ вадам’ хэтаби? Какое первое слово произносит ребенок?

   Дети отвечают по-русски:

- Мама.

- Хибяра” тенева, ненэй вадавна ха”мандава”? Кто знает, как мы скажем по-ненецки?

- Небя.

- Тюку хибя? Это кто?

- Тюку небя. Это мама.

- Ӈобкана хэтхава”: «Небя». Давайте все вместе скажем: «Небя».

   Это слово нужно повторить несколько раз (можно сказать громко, тихо и шёпотом).

   Перед детьми картинка «Семья».

- Тюку мяд’ тер”. Это семья.

   Слово «мяд’ тер”» следует повторить каждому ребенку.

- Тамна хибям’ маниеда”? Кого еще видите?

- Нися. Тюку нися. Это папа.

- Как скажем по-ненецки «бабушка», «дедушка»? Хибяра ненэй вадавна хэтаӈгуда? Кто скажет по-ненецки?

- Тюку хада. Это бабушка.

-Тюку ири. Это дедушка.

   Слова «небя», «нися», «ири», «хада» следует повторять хором и индивидуально.

- Тамна хибя таня? Кто еще есть?

- Ӈацекы”. Дети.

- Тюку не ӈацекы. Это девочка.

- Тюку хасава ӈацекы. Это мальчик.

- Хобатна ӈацекы. Младенец.

   Педагог просит назвать всех членов семьи по картинке: «небя», «нися», «ири», «хада», «хасава ӈацекы», «не ӈацекы», «хобатна ӈацекы».

- Тюку мяд тер. Это семья.

- Как скажем по-ненецки «семья большая»?

- Мяд тер ӈока, ӈарка.

   Затем следует назвать всех членов семьи и сказать: «Мяд тер ӈока, ӈарка».

После этого по усмотрению педагога проводится физминутка

 «Пальчиковая гимнастика»

Этот пальчик – дедушка,

Тюку ӈуда тарка – ирими

Этот пальчик – бабушка,

Тюку ӈуда тарка – хадами

 Этот пальчик – папочка,

Тюку ӈуда тарка – нисями

Этот пальчик – мамочка,

Тюку ӈуда тарка – небями

Этот пальчик – я!

Тюку ӈуда тарка - мань.

Вот и вся моя семья! Перехлест пальцев.

Соедини по точкам

Целесообразно дать детям для усвоения следующие слова: ӈамды – сидит, падна – пишет, падтаӈгу – рисует, сюрмби – бежит, ӈаворӈа – кушает, сянаку – играет.

   Перед детьми сюжетные картинки:

- Тюку хибя? Это кто?

- Тюку хасава ӈацекы. Это мальчик.

- Ӈамгэм пэрӈа? Что делает?

- Хасава ӈацекы толаӈгу. Мальчик читает.

- Ири падна. Вася сюрамби.

- Хада ӈамды.

- Хадко ӈаворӈа.

    К каждому предложению необходимо подбирать соответствующую картинку и задать вопросы?

 - Текст нюмда хэтара? Как называется текст?

- Небя ӈамгэм пэрӈа?

- Нися ӈамгэм пэрӈа?

- Хада?

- Ӈацекы ӈамгэм’ пэрӈа?

   В конце занятия целесообразно повторить ненецкие названия всех членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерная игра для девочек с использованием игрушек-самоделок "Семья".

Гендерная игра для девочек с использованием игрушек-самоделок "Семья" (по ФГОС)....

Консультация "Воспитание в ненецкой семье"

Почтительное отношение к взрослым людям в ненецких семьях воспитывалось с самого раннего детства, с того момента, когда ребенок мог осознать понятия: мама (небя), папа (нися), старший брат (нека), ста...

Статья: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК В СЕМЬЕ ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК В СЕМЬЕ ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ...

Сюжетно-ролевая игра с элементами театрализации «В гостях в ненецкой семье»

Цель. Познакомить детей с культурой, бытом и трудом коренных народов Севера- ненцев оленеводов.Задачи:Образовательные:- знакомство детей   новыми словами: чум, нюк- большие оленьи шкуры для ...

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке, занятие проведено в рамках Фест...

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...

Воспитание детей в ненецкой семье

Воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера - одна из главных задач...