Воспитание детей в ненецкой семье
консультация
Воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера - одна из главных задач в семье ненецкого народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_nenetskoy_seme.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей в ненецкой семье
Ненецкий народ всегда считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера.
Ребенок с первых дней жизни окружен духовным миром взрослых. Вся деятельность семьи по отношению к младенцу носит предупредительно-магический характер. Появление осмысленности во взгляде малыша, первой улыбки на его лице является показателем преодоление второй ступени на пути его укрепления в жизни. Последним этапом считается появление у младенца первых зубов. Подрастая, постепенно ребенок вовлекается в хозяйственно-трудовую деятельность семьи. Воспитанием мальчиков занимается отец, он учит сыновей и старается передать личные навыки хозяйственной деятельности, определенные секреты особенности промысла. Мальчик с 5-6 лет выезжает с отцом и старшими братьями на охоту и рыбалку. У ребенка формируется характер и привычки, развивается физическое и умственное развитие. Основным принципом воспитания является развитие самостоятельности у детей, поэтому отношение взрослых к ребенку как равному. Девочек воспитывает мать. Девочки в 10-12 лет умеют выполнять всю женскую работу.
Основные принципы воспитания в ненецкой семье
- Развитие самостоятельности у детей, поэтому отношение взрослых к ребенку как равному.
- Важным элементом социализации детей являются игры, поскольку они носят характер имитации детьми действий взрослых. Существует разделение в играх мальчиков и девочек, что олицетворяет различие мужских и женских функций.
- Важным средством воспитания является фольклор. Бытуют поучительные сказки, целью которых является формирование определенных положительных черт в характере ребенка. Они формируют определенные критерии поведения, моральные нормы.
- Немаловажную роль в воспитании является и питание. Многие исследователи отмечают, что употребление рыбы и рыбных продуктов является одной из причин спокойного, доброжелательного нрава северян. Учеными доказано, что витамин D и ненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбьем жире, напрямую влияют на настроение человека, а их нехватка ведет к депрессии и агрессии. Кроме того, рыбий жир содержит физиологически важные микроэлементы: железо, марганец, хром, йод, медь, молибден, никель, кобальт.
Методы семейного воспитания
- - Словесно – наставительный метод (в том числе убеждение);
- - Метод обучения в процессе совместной работы взрослых и детей;
- - Метод подражания;
В семейном воспитании ненцы используют следующие приемы: беседа (лаханакурма), разъяснение (сомбовнанянвадема), упражнение (тареммэва), обучение (тохоламбава), убеждение (серта сер табэдава), требование (тарем мэсь тара), показ (манэць), совет ( табекова), одобрение (ти, сава), уговор (пон сэкпава), запрет (тарем вэва, хэвы), личный пример родителей (нгацям, небям пыдава), клятва ( ябтакоен тарем нидм нэнгу). В результате в сознании ребенка формируются необходимые нормы поведения. Поощрение закрепляет положительные факторы поведения, а поощряемые поступки могут быть примером для других детей («Няндатотрев мэра» - « сделайте также как он»).
Ненецкие «хэвы» - важный инструмент в воспитании.
Древние запреты - хэвы - это святое. Что их нарушать нельзя - известно с ранних лет. В тундре нужно быть внимательным и собранным. Баловство не только неуместно, но и опасно. Поэтому самое главное в семейном воспитании это то, что ненецкая народная педагогика основана на великом множестве запретов на все случаи жизни. Роль запретов велика, они не требуют постоянных напоминаний о необходимости их выполнения.
Некторые «хэвы» запреты:
- Не принято ненцам молчать при виде неполадок в одежде другого - надо спешить поправить неполадки - видя это можно испортить зрение;
- Нельзя вытирать рукой стол - будет ссора в семье; нельзя оставлять не доеденный кусочек хлеба - хлеба не будет;
- Нельзя оставлять рукавички и предметы одежды, где попало - денег не будет; нельзя одному человеку затягивать узелок на нитке, а другому шить - их души не встретятся на том свете;
- Нельзя шуметь вечером - волки нападут на чум.
Другие запреты - хэвы:
- По традиции женщине запрещено перешагивать через аркан, хорей, мужскую одежду, орудия промысла, пересекать путь идущему аргишу. Это может принести зло мужчине и оленям: из них уходит сила и жизнь.
- Кроме того, ни в коем случае нельзя пересекать пространство за печкой в чуме, где располагается кухонная утварь.
- В чуме детям и взрослым нельзя играть с огнем, прыгать через огонь, ни в коем случае, нельзя плевать в огонь (это считается осквернением огня), нельзя играть с золой.
- Нельзя взбираться на чум, нельзя кидать на чум палки, висеть на шестах чума, бить по шестам и бегать вокруг него.
- Нельзя вечером работать, оставлять на столе еду, чтобы ее не начали есть злые духи. Вечером нельзя расчесываться, мыться, стричь ногти и волосы.
Это только малая часть запретов, которые во многом регламентируют жизнь в тундре.
Ненецкий язык образный, его применение, воистину, поэтично. Если, скажем, родители хотят предостеречь от дурного, говорится: "Не суйся глупой куропаткой в петлю греха".
С раннего возраста детей приучают к тому, что нельзя воровать, быть жадным, обижать сирот, обманывать, жаловаться, хвастаться, носить в голове плохие мысли, разбрасывать вещи в чуме, кидать их в лесу, есть на улице. В присутствии взрослых детям запрещается шуметь. Дети твердо знают это правило, поэтому с приходом гостей стараются уходить на улицу играть. Как правило, взрослые вмешиваются в детские игры и конфликты только тогда, когда дело принимает серьезный оборот. Детей разводят, но зачинщиков ссор не ругают. Ябед, как правило, среди детей северных народов не бывает: каждый сам отвечает за свои провинности.
Таким образом, все действия ненца регламентированы запретами и в то же время воспитание в семье носит мягкий, гуманный характер, что обусловлено многовековыми традициями. Как бы многочисленны ни были ненецкие семьи, старшие старались создавать атмосферу добра, взаимного уважения, ответственности перед другими членами семьи. Родители всегда помнили, что отношение к детям - это отношение к ним самим в будущем. Многодетная семья, состоящая из представителей разных поколений, легче справлялась с воспитательными задачами, используя богатый опыт старших. По суждениям учёной Е.Г. Сусой, запреты - это своего рода знаки, означающие: «Не переступи закон, соблюдение которого важно для каждого человека… Эти знаки помогают и детям не повторять ошибок, знаки “Стоп!” в воспитательной работе значительно доходчивее, чем многократно повторяемое слово “Нельзя!»
Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Поэтому наставления, поучения родителей, мудрых старых людей являются для тундровых детей своеобразной книгой жизни. Дети ненцев, оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости вырабатывают в себе навыки поведенческих стереотипов, практикуемых в общении со взрослыми. Народные традиции, в том числе эколого-трудовые, запреты передаются из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. Поэтому в воспитании тундровых детей неприемлема авторитарность в отношении к ребёнку, а должен преобладать такой тип воспитания как сотрудничество. Следовательно, в воспитательной системе нужно чаще обращаться к народным истокам, так как процесс обезличивания может привести к утрате самобытных, уникальных семейных традиций, формирующих «ненецкое лицо и душу».
1. Неркагы Н. Двуязычие – для самых младших // газета «Красный Север». Декабрь. 1994.
2. Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера. - Спб., 2011.
- Сусой Е.Г. Моё видение прошлого Ямала, его сегодня и завтра // газета «Красный Север». 1993. № 13.
- Сусой Е. Из глубины веков. - Тюмень, 1994.
5. С.А. Саблина «Едэйко» Учебно –методическое пособие на ненецком и русском языка. 2008 г.
6. Л.В. Федорова «Северные родники» Литературно - краеведческая хрестоматия 2009г.
7. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Под ред. Н. В. Лукиной. - Томск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...
Анкета. Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьи
Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьиУважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в изучении потенциалов патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...
Реферат: "Воспитание детей в неполной семье. Патриотическое воспитание."
Материал очень актуален для настоящегог времени....
Нравственно–патриотическое воспитание детей начинается в семье.
Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"...
Специфика воспитания детей в учительских семьях.
Статья - размышление об особенностях поведения детей в семьях родителей-учителей....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»
МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка» Конспектнепосредственно – образовательной деятельностидля детей 6 – 7 летпо познавательно – речевому развити...
Рекомендация родителям по воспитанию детей на тему: «Семь успешных педагогических идей, которые могли бы посоветовать наши дети».
Рекомендация родителям по воспитанию детей на тему:...