Сюжетно-ролевая игра с элементами театрализации «В гостях в ненецкой семье»
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель. Познакомить детей с культурой, бытом и трудом коренных народов Севера- ненцев оленеводов.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство детей   новыми словами: чум, нюк- большие оленьи шкуры для чума, нарты-сани, малица-верхняя одежда, хорей;

- формировать интерес к поэзии и сказкам северных поэтов и писателей;

- закреплять представления детей о природных условиях родного края.

Развивающие:

- развивать умение произносить слова на ненецком языке,

- развивать речь и мышление

Воспитательные:

- воспитывать интерес к традициям коренных жителей Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_malinovskaya_o.i.docx5.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

Сюжетно-ролевая игра с элементами театрализации

«В гостях в ненецкой семье»

Цель. Познакомить детей с культурой, бытом и трудом коренных народов Севера- ненцев оленеводов.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство детей новыми словами: чум, нюк- большие оленьи шкуры для чума, нарты-сани, малица-верхняя одежда, хорей;

- формировать интерес к поэзии и сказкам северных поэтов и писателей;

- закреплять представления детей о природных условиях родного края.

Развивающие:

- развивать умение произносить слова на ненецком языке,

- развивать речь и мышление

Воспитательные:

- воспитывать интерес к традициям коренных жителей Севера.

Оборудование:

- записи северных мелодий и песен;

- атрибутика на северную тематику: чум, национальные костюмы северных народов, нарты, молоток, «бусины-шнуровка», «северная рыба» -пазлы. посуда, чайник, ненецкий столик, накрытый к чаепитию.

Предварительная работа: выучить стихотворения о Таймыре, прослушать и пересказать коротенькую сказку ненецкого народа «Кукушка».

Ход деятельности:

Для всех нас дом – это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом – это место, где мы живём, учимся, работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш Таймыр, необъятные просторы тундры, реки, озера.

Ведущая:

-Я Северяночка! Пришла позвать вас в гости к семье оленеводов, ненцев. Мы с вами сможем познакомиться с традициями, бытом и обычаями, коренных жителей севера. Как выдумаете чем занимаются оленеводы в тундре? (ответы детей: собирают ягоду, рыбачат, пасут стада оленей).

Ведущая:

- Ой!, а на чем нам можно доехать ,по тундре, в гости? (Ответы детей: сани, собаки, олени, бураны и т.д.)

Ведущая:

-Правильно поедем на оленях, а повезет нас бесстрашный Данил, бери скорее хорей — это такая палка для управления оленями.

Поедем мы в санях, как они называются, знаете? (Ответы детей:

Нарты).

Северяночка приглашает детей отправиться в гости на оленях

Поездка на оленях под песню «Мы поедем,мы помчимся…»

(Танцевальный элемент, с импровизированным перевоплощением детей в оленей)

Ведущая: Скучно ехать просто так, давайте почитаем стихотворения о Родине, о Таймыре.

Стихи детей о родине

Ведущая:

Что то виднеется на горизонте…. Подезжают к чуму.

Ребята, отгадайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла. (Чум)

Что такое чум? ( Ответы детей: дом оленеводов.)

- Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.)

- Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега.

Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.

В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.Какое отверстие еще видно в чуме? (Дверь.) У оленеводов есть интересная загадка про дверь: «В чум входящего бьет, на улицу выходящего бьет». Чум готов, можно в нем жить.

Ведущая:

В таком чуме жила обычная семья: Дедушка, бабушка, мама, папа и двое ребят.

Самостоятельная деятельность детей:

Выбор ролей, рассматривание дел, по мнемотаблице, согласно ролям.

Краткое содержание самостоятельной деятельности детей:

Каждый занимался своим делом. Мать готовила еду, бабушка шила и украшала одежду. Отец ловил рыбу на реке, дедушка чинил нарты. Кроме детей, они были ленивыми, любили поиграть, а не помогать взрослым. Мама просила дочку помочь по дому, отец просил сына помочь рыбачить. Бабушка и дед наблюдали за ленивыми детьми и качали укоризненно головой. Вечером, когда, вся работа была сделана и все сели ужинать, ребята попросили дедушку рассказать им сказку. Дедушка, рассказал им старую ненецкую сказку «Кукушка». Дети испугались! поняли, что нельзя быть такими ленивыми, нужно помогать взрослым, а то улетит их семья как кукушка- мать, в сказке.

Воспитатель: Малиновская О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры с элементами театрализации на тему: "Цирк приехал!"

Для составления конспекта данной игры была использована следующая литература: Программа «Детство» Т. И. Бабаева, Санкт-Петербург, 2004 г.; Журнал «Ребёнок в детском саду», 2002;Сценарии детских праздн...

Конспект НОД \ с элементами театрализации \ "В гости к сказке"

Конспект  НОД  \ с элементами театрализации \...

Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества "Здравствуйте гости" для детей средней группы

Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества "Здравствуйте гости" для детей средней группы...

ООД по речевому развитию с элементами театрализации «В гости к колобку» во второй группе раннего возраста

ООД по речевому развитию с элементами театрализации "В гости к колобку" во второй группе раннего возраста прошло на высшем уровне....

Конспект ООД по развитию речи с элементами театрализации «В гостях у Буратино» в старшей группе

Цель: Создание речевой и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, формировать интерес к игре-драматизации....

Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами экспериментирования "В гостях у Снежной королевы" для детей старшей группы (5-6 лет)

Знакомство детей со свойствами льда. Вовлечение детей в опытно-экспериментальную деятельность....