Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке, занятие проведено в рамках Фестиваля "Родной язык - душа народа", разделившись на две команды проверяли свои знания по русскому и ненецкому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_sidya_vada_tenz_ruskiy_i_nenetskiy_yazyk.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект игрового мероприятия «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык»
для детей подготовительной группы
Автор: Педагог дополнительного образования
Окотэтто Анастасия Пирчикувна
Яр - Сале
2024
Тема: «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык»
Продолжительность: 30 минут
Возраст: 6 - 7 лет, подготовительная группа
Тип занятия: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: актуализировать знания детей о ненецком и русском языке.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие родного языка;
- рассказать об особенностях ненецкого языка;
- раскрыть богатство языков посредством пословиц, поговорок, фразеологизмов
Развивающие:
- развивать любознательность и интерес к процессу познания;
- упражнять детей в образовании новых слов;
- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах
- формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение и интерес к языкам;
- формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и традицям
Форма организации: игра-соревнование
Вид деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая
Оборудование: выставка «Мань вадами падаркана пады», картинки буквы Ӈ и Н, картинки фразеологизмов
Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, игровой метод
Словарная работа: вада, ненэця вада, родной язык
Ход мероприятия:
Педагог:
Хусувэйхибя
Я’ сяр’ ниня,
Харта вадамда
Тенебата тара,
Вада’ танябата,
Маня” таняңгува”!
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует около 4 тысяч языков. (Отвечают дети)
— А в какой стране мы живём? (В России)
— Как называют жителей нашей страны? (русские).
— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)
А на каком языке говорят:
Ненцы? Ханты? Селькупы?
Какой язык учим на занятиях?
Кто говорит на этом Языке?
Л. В. Лапцуй писал про ненецкий и русский язык такие слова:
ДВА ЯЗЫКА
«…Но живой передачей
К нам сквозь время проник
Их напевный, горячий,
Их ненецкий язык.
Он и нежен, и точен,
И красив, и силён,
Потому что отточен
На граните времён.
…Сам почувствуешь – если
Ты язык изучил,
…Сам с историей будешь
Разговаривать ты!
Знать не хуже родного
Надо русский язык.
Это – Ленина слово,
Радость пушкинских книг.
Он выводит нас к свету
Самым верным путём.
Всю большую планету
Вместе с ним узнаём!
Пусть живут, как два брата,
Наши два языка.
С ними – дружба крылата,
С ними – ноша легка!
Слава дружбе, звенящей
В голосах детворы,
На снегу разводящей
Жарких споров костры!
Я предлагаю вам сегодня, ребята, посоревноваться в знании русского и ненецкого языков. Надо разделиться на две команды. Команды, представьтесь (по очереди называются). Начнем наше соревнование зарядкой для ума 1 конкурс «Мансадама - Разминка». Отвечать надо быстро.
Разминка для ума, вопросы 1-й команде:
1. Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
2. Назови последний звук в слове «Нум» (М)
3. Назови первый звук в слове «Нянь» (ня)
4. Назови первый весенний месяц (март)
5. Какой сегодня день недели? (вторник)
6. На каком языке говорят ненцы? (ненецкий)
7. Чем отличаются слова «ӈоба», «ӈока»? (звуки «б», «к»)
8. Назови гласный звук в слове «пад»? (А)
9. Сколько весенних месяцев? (три)
10. Сколько звуков в слове «сыра» (4).
Разминка для ума, вопросы 2-й команде:
1. Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
2. Назови первый звук в слове «хан» (ха)
3. Назови последний звук в слове «ед» (д)
4. Сколько слогов в слове «тюр» (1)
5. Назови последний зимний месяц? (февраль)
6. Какой последний день недели? (воскресенье)
7. Назови гласные звуки в слове «хада» (а)
8. Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
9. Сколько месяцев в году? (12)
10. Сколько звуков в слове «хан» (3)
2 конкурс «Ненэй вадавна хэтад - Назови картинку на ненецком языке» (по 4 слова каждой команде). Слайд 2, 3
1. Нухуко
2. Ты
3. Пясько
4. Небя
5. Халя
6. Хада
7. Вывко
8. Мя
3 конкурс Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. (Каждой команде называется пять словосочетаний).
1. Большой дом—маленький дом.
2. Широкий ремень—узкий ремень
3. Толстый шарф—тонкий шарф
4. Горячий чай—холодный чай/напиток/сок
5. Длинный ремень—короткий ремень
6. Высокий забор—низкий забор
7. Громкий плач—тихий плач/звук
8. Веселый ребенок—грустный ребенок
9. Птицы летят далеко—птицы летят близко
10. Идет вперед—идет назад
4 конкурс — «Один - много».
Следующее задание: надо образовать множественное число – по 7 слов каждой команде
Для 1 команды: Дом, язык, слово, ручка, бумага, тарелка, ложка
Для 2 команды: Карандаш, футболка, мяч, книга, цветок, чашка, вилка
5 конкурс: для обеих команд одновременно
Дидактическая игра «Поймай звук»:
Сейчас я буду произносить слова на ненецком языке, если в слове услышите звук ӈ, то хлопаете в ладоши, словно ловите:
Ӈано, нянь, выӈгана, яв, ӈо, халя, ӈын, миӈа, поӈга, яля, ӈэ, неси, ӈэва, вада, ӈуда, тюӈгана, миӈава, вэӈгалы
Молодцы, ельче сава! Намтыда!
6 конкурс - «Назови ласково»
Необходимо назвать предложение так, чтобы оно звучало ласково:
- Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Чашка низкая – чашечка низенькая
Солнце светлое – солнышко светленькое
- Ветка короткая - веточка коротенькая
Ворона черная - вороненок черненький
Вода чистая – водичка чистенькая
Хлеб свежий – хлебушек свеженький
Снег белый - снежок беленький.
7 конкурс — «Пословицы».
Велики и могучи наши языки. Много в них пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость народов. Давайте проверим, знаете ли вы о языке. Я начну, а вы договаривайте:
Язык до Киева … (доведёт)
Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)
За словом в карман… (не полезет)
Языком не спеши, …. (спеши делом / а делом не ленись)
А теперь вы назовите и вы пословицы о языке. Игра между командами, кто больше назовет пословиц.
Если не знают предложить выучить ненецкую пословицу:
Савак вада нибяраха - острое слово игле подобно
Сияк вада еӈгада хэм’- у лживого слова шаги коротки
Вада муӈг нибта ӈа” ӈод” сеян’ теберӈа - хоть слово и не стрела, но по сердцу бьет
8 конкурс - «Фразеологизмы». Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9
Ребята, в русском и ненецком языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?»—замолчи, «Живут как кошка с собакой?»—ссорятся, «Как кот наплакал?»—мало.
Задание: посмотрите на картинку, и подумайте, что означают выражения.
«Бежать сломя голову»—очень-очень быстро
«Глаза разбежались»—про человека, который не может выбрать что-то одно из многого
«Считать ворон»—бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.
«Наврать с три короба»—очень много говорить, пообещать, наврать
«Намотать на ус»—запомнить то, что может пригодиться в будущем
И ядерць (ум ходит) - думать
Сейда хая (сердце его убежало), т. е. испугался;
Сейда ябта (у него тонкое сердце), т. е. пугливый человек.
Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о русском и ненецком языке. Надеюсь, после сегодняшнего мероприятия ваш интерес к языкам вырастет! Давайте вспомним, какому празднику было посвящено наше занятие? На каких языках мы говорим?
Лакамбой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий к 9 мая. Подготовительная группа. Праздничный утренник ко Дню Победы для подготовительной группы ДОУ.Разработала и провела воспитатель по русскому языку Дунаева Г.Н .
Цели:1. Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны.2. Развивать ловкость и внимание....
План-конспект образовательной деятельности «Английский язык» в подготовительной группе по теме «Международный День Матери-Земли. Праздники страны изучаемого языка».
Цель- познакомить с культурой и традициями страны изучаемого языка. Сформировать положительную мотивацию для изучения английского языка. Воспитать бережное отношение к природе....
План-конспект образовательной деятельности «Английский язык» в подготовительной группе по теме «Международный День Матери-Земли. Праздники страны изучаемого языка».
Цели: познакомить с культурой и традициями страны изучаемого языка. Сформировать положительную мотивацию для изучения английского языка. Воспитать бережное отношение к природе.Задачи:Обучающая:1) Обуч...
НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки» Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:
НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки»Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:формировать умение узнавать и называть их по отдельн...
Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»
Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера. Занятие провели в рамка...
НОД «Л. В. Лапцуй – Певец Ямала!» для подготовительной группы с целью знакомства с творчеством ненецкого поэта
НОД «Л. В. Лапцуй – Певец Ямала!» для подготовительной группы с целью знакомства с творчеством ненецкого поэта.Леонид Васильевич Лапцуй написал на родном языке более 30-ти книг. Гово...