Чтение былины "Садко"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дружинина Анна Сергеевна

Чтение былины "Садко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Чтение былины «Садко»

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.

Дидактический материал: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец»«Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;

рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Ход занятия

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах, о богатырях русских. Чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

«Былину читай да на ус мотай!» - гласит русская пословица.

Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. А герои, которых мы с вами вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.

- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? Кто назовет?

Дети: Россия.

Воспитатель: правильно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец.

А какая наша Родина?

Дети: большая, огромная, необъятная, красивая.

Воспитатель: а как называлась наша Родина раньше?

Дети: РУСЬ.

Воспитатель: но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена?

Дети: БОГАТЫРИ.

Воспитатель: Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах.

Былина происходит от слова – «быль»«правда», то, что было на самом деле.

Чем отличается былина от сказки?

Дети: сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.

Кто является главными героями былин?

Дети: богатыри, они сильные, храбрые; подвиги этих былинных героев были преувеличены. Может ли один человек победить целое войско?

Дети: Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?

Дети«Илья Муромец и Соловей – разбойник»«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Воспитатель: давайте обратим внимание на репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря». Посмотрите, как художник точно передал силу, мощь, удаль, бесстрашие богатырей. Кони под ними тоже сильные.

(В центре – Илья Муромец

Справа – самый младший Алеша Попович (полон смелости)

Слева – Добрыня Никитич (может выполнить самые сложные поручения)

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности защитников Русской Земли.

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кого мы можем назвать богатырями в наше время?

Дети: космонавты, военные, пожарные, врачи…

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Дети: сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…

Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз,два,три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу.

Воспитатель: А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется. Про Садко и фильм – сказка есть и опера, отрывок из которой мы сегодня послушаем.

Чтение былины «Садко»

Воспитатель: кто является главным героем былины?

Дети: гусляр Садко

Воспитатель: в каком городе происходят события?

Воспитатель: в Новгороде.

Воспитатель: что мы узнали о Садко?

Дети: ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень – озеру.

Воспитатель: как называлось озеро, к которому ходил Садко?

Дети: Ильмень – озеро

Воспитатель: кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

Дети: Морского царя

Воспитатель: что посоветовал Морской царь Садко?

Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.

Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.

Слушание отрывка из оперы Римского – Корсакова «Садко»«Вступление»«Появление Морского царя».

Обобщение:

Воспитатель: А сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.

С какой былиной мы сегодня познакомились?

Дети: с былиной «Садко»

Воспитатель: О ком эта былина?

Дети: Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...