презентация "Придумываем сказку" с использованием методов и приемов ТРИЗ-технологий
презентация по развитию речи

Практическое освоение технологий ТРИЗ молодыми специалистами. Знакомство с особым этапом работы педагога - работой со сказками, решением сказочных задач и придумывания новых сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx316.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Придумываем сказку с использованием методов и приемов ТРИЗ технологий » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18» воспитатель Тарасова Наталья Иосифовна

Слайд 2

Содержание: Знакомство с методами и приёмами ТРИЗ технологий. Участники мероприятия : молодые педагоги. Цель: Практическое освоение технологий ТРИЗ. Задачи: Познакомить педагогов с игровыми приемами ТРИЗ. Развивать у детей мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к играм с элементами ТРИЗ технологиями. Сформировать у участников мастер класса мотивацию на использование ТРИЗ технологий .

Слайд 3

Жизнь постоянно ставит перед нами разнообразные задачи, и от их решения не редко зависит наша судьба. Возникает вопрос: Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. Я хочу познакомить вас с приемами игровой технологии ТРИЗ, которую использую в своей работе. Что же такое ТРИЗ? Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач. ТРИЗ для дошкольников –это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность. «ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию»- так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Возможность в период формирования личности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка .

Слайд 4

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Данная технология направлена на активизацию творческого воображения , мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач. Эта технология универсальна, её можно использовать практически во всех видах деятельности

Слайд 5

Особый этап работы педагога – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик: Метод мозгового штурма; Метод каталога; Метод фокальных объектов; Круги Луллия Метод «Системный анализ» Метод эмпатии

Слайд 6

М етод мозгового штурма (МШ) предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Задачи: - Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п. - Развивать у детей способность к анализу. - Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. - Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы. Темами мозгового штурма могут быть: как не намокнуть под дождем; как потушить пожар, если в доме нет воды; как оставить кусочек лета в зиму; построили космический детский сад, как он может выглядить . Правила мозгового штурма: исключение всякой критики; поощрение самых невероятных идей; большое количество ответов, предложений; чужие идеи можно улучшать. Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д

Слайд 7

Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце . Этот метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги . Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Кто им мешал? Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т. д. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки.

Слайд 8

Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч.Вайтингом . Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Это усовершенствованный метод каталога. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей. Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Например: стол - метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная – быстро едет; горячая – везет горячий хлеб; искрящаяся – летающая тарелка; кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д. Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации. Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

Слайд 9

Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия ( эмпатия ). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - стрекоза, подводная лодка - рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты : солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Слайд 10

Круги Луллия ( автор – Раймонд Луллий ) Варианты выполнения заданий:Объект и часть , объект и материал, животное и детеныш, образцы материалов- изображения рукотворных объектов, изображения местонахождения, образцы цветов. Для работы с детьми пятого года берём сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем используем 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4 круга с 8 секторами на каждом.

Слайд 11

Морфологическая таблица Конструирование сюжета сказки название герои чудо место золушка принц мачеха золушка башмачок дворец репка дед кошка мышка репка огород теремок лягушка зайчик медведь - поле Метод «Морфологический анализ» На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф.Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ». В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа.

Слайд 12

Метод эмпатии Суть метода эмпатии : сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. В основе такой работы лежит личностное уподобление - отожествление самого себя с кем – либо или чем –либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. Цель: учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь в проблемной ситуации; развитие социального и эмоционального компонентов личности. Например : предложить пофантазировать -представить себя комнатным растением , которое забыли полить и оставили на подоконнике , освещаемом жарким солнцем. Рассказать о том, что ты чувствуешь при этом.). Организовать практическое занятие по изодеятельности , схематизации действий, сочинения сказки.

Слайд 13

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) созданы Г.С.Альтшуллером в семидесятых годах XX века для активизации мыслительной деятельности людей занимающихся изобретательством. Цель: Развитие воображения и творческой активности; Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому – либо признаку. Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемам в виде имен волшебников с различными возможностями

Слайд 14

Прием «Увеличения и уменьшения»: ( увеличение –уменьшение признака размера (Великан-Лилипут), увеличение –уменьшение признака количества (один Маленький Принц-множество солдат Урфина Джюса , Прием «Деления и объединения»: Объединения (отсутствие правил , несовместимое с логикой деление и комбинирование: Волшебник деления коснулся игрушечной машины - она распалась на части: кабину, кузов, колеса т.д., коснулся дороги- поделилась на дорожное покрытие , бродюры и т.д.. Волшебник Объединения- объединил все в произвольной форме). Прием «Преобразования признаков времени» Волшебник Времени может: убыстрить процессы –Волшебник Быстрых Минут- замедлить –Волшебник Замедления; поменять местами временные отрезки –Волшебник Перепутывания Времени; заставить протекать события в обратной последовательности -Волшебник Обратного времени: переместить объекты на дальние временные отрезки –Машина Времени; остановить время для объекта его частей- Волшебник, остановивший Время) Прием «Оживления – окаменения» ( неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными; живое становится неподвижным , а неживое –абсолютно статичным). Прием «Специализация( Могутолько ) и универсализация( Всемогу ): ( универсализация : дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных ) и (специализация : позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции). Прием «Наоборот»: Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения объекта и замене их на противоположные .

Слайд 15

Приемы фантазирования в работе со сказками : Знакомые герои в новых обстоятельствах . Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Спасательные ситуации в сказках . Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств. “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – “Крошечка - Хаврошечка ” Сказка по – новому – “ Хаврошечка злая и ленивая”. Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Слайд 16

Символизация (анализ сказки и её воспроизведение по опорным карточкам, можно придумывать новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия). Новое свойство -персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новое , несвойственное ему качество «стеклянный человек», «соломенный колобок» Свойство наоборот - герои сказок приобретают новое противоположное свойство (волк становится маленьким) Введение в сказку нового объекта – « колобок и воздушный шарик» . Из моей жизни – сочини сказку о себе, где взрослые и дети меняются обязанностями «Пять волшебников» Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник? Волшебник глаз: «Он красный». Волшебник нос: «Он вкусно пахнет». Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий». Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий». Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».

Слайд 17

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию , изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии . Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Слайд 18

Что нам дает использование технологии ТРИЗ? - Развитие творческого мышления; -Развитие логического мышления; -Развитие воображения; - Развитие внимания; -Развитие речи. Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Слайд 19

Спасибо за внимание. Творческих успехов!

Слайд 20

Па льчиковая гимнастика «Любимые сказки» ( поочередно загибаем пальчики, на последнюю строку –хлопаем в ладоши). Будем сказки называть, Будем пальчики считать: «Рукавичка», «Теремок», «Колобок - румяный бок», Есть «Снегурочка – краса», «Три медведя», «Волк-Лиса», Не забудем «Сивку-бурку»- Нашу вещую каурку, Про Жар-птицу сказку знаем , Репку мы не забываем, Знаем «Волка и козлят», Этим сказкам каждый рад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

«Использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками». для школы молодого специалиста.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Методы и приемы ТРИЗ технологии в работе с детьми ОНР

Эффективные методы и приемы ТРИЗ в работе учителя-логопеда...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Технологическая карта познавательного занятия в старшей группе по теме: «Зашифрованное послание» с использованием методов и приемов ТРИЗ- технологии

Дать детям представление о том, как составить по заданной модели загадку, научить понимать схематичное изображение этой модели; читать матрицу и выполнять работу, заданную ею; выделять противореч...