Практикум для педагогов ДОУ «Применение методов и приемов ТРИЗ - технологии в дошкольном образовании»
презентация

Практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для педагогов ДОУ «Применение методов и приемов ТРИЗ - технологии в дошкольном образовании» Подготовили : Ядыкова М.А.

Слайд 2

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании ТРИЗ - технологии в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: 1. Сформировать у участников мастер - класса представления о ТРИЗ - технологии в дошкольном образовательном учреждении. 2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением ТРИЗ - технологии.

Слайд 3

Актуальность применения технологии обусловлена тем, что современное общество предъявляет новые требования к системе воспитания и образования в ДОУ, согласно вступившему в силу ФГОС, - воспитание поколения детей, обладающих творческим потенциалом. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов, технологий. Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Слайд 4

Когда начинается творчество? Как оно рождается в маленьком человеке? Как научить ребенка активно мыслить? С какого возраста начинать формировать творческую личность? Эти и другие вопросы волнуют многих воспитателей, педагогов и родителей. Методология ТРИЗ не просто развивает фантазию, а учит ребенка мыслить системно с пониманием происходящих событий; учит умению видеть мир в противоречиях, помогает сделать процесс обучения творческим, а каждое занятие – открытием.

Слайд 5

Что же такое ТРИЗ и РТВ? ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач . РТВ – развитие творческого воображения Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося ученого и изобретателя, писателя и фантаста – Генриха Самуиловича Альтшуллера и представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Слайд 6

Энтузиаст и ученик Г. Альтшуллера – Михаил Шустерман перенес идеи развития творческих способностей в педагогику, осознав, что каждый ребенок потенциально талантлив. Адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ – позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Освоить теорию изобретательства можно в любом возрасте, но чем раньше начать обучение, тем лучше будут результаты.

Слайд 7

Методы ТРИЗ и РТВ Синектика Системный анализ Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Метод мозгового штурма Метод Робинзона МЕТОДЫ Метод противоречий

Слайд 8

Системный анализ Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Эту систему можно начинать применять с младшего возраста. ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ЛУКОВИЦА ПРОРОСШИЙ ЛУК СЕМЕНА, БЛЮДА ИЗ ЛУКА, ЛЕКАРСТВО

Слайд 9

Система 9 экранов больше подходит для работы с детьми старшего возраста ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ЯЙЦО ЦЫПЛЕНОК ВЗРОСЛАЯ КУРИЦА ИЛИ ПЕТУХ ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ Над система Система Цыпленок Под система

Слайд 10

Метод противоречий Все ТРИЗовские игры и задания учат в начале выявлять противоречивые свойства предметов, явлений, объектов, а затем добиться решения противоречий. Познакомить детей с противоречиями можно, предложив найти их в окружающей обстановке. Игра «Хорошо - плохо» универсальная для решения противоречий, так же «Удобно - неудобно», «Нравится – не нравится». После нахождения «положительных» и «отрицательных» качеств предмета необходимо создать «идеальный» предмет, решив как устранить его «недостатки».

Слайд 11

Метод мозгового штурма Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие как нарисовать картинку если нет карандаша; как не намокнуть под дождем; как оставить кусочек лета в зиму.

Слайд 12

Правила мозгового штурма: исключение всякой критики поощрение самых невероятных идей; большое количество ответов, предложений; чужие идеи можно улучшать Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить задачу с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму или вылепить его.

Слайд 13

Метод синектики Это так называемый метод аналогий: личностная аналогия. Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации (изобрази будильник, который забыли выключить) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй радость)

Слайд 14

Метод фокальных объектов Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (например, пингвин). Предлагаем детям описать его: прыгающий, бегущий, летающий, плавающий, смеющийся, заботливый.

Слайд 15

Подобранные определения подставляем к слову, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. После того, как словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. «Летающее яблоко» — нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое. «Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки Определить как растут эти яблоки, как их собрать и для чего использовать

Слайд 16

Метод Робинзона Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Предлагаем детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

Слайд 17

Метод контрольных вопросов (Да-нет-ки) Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".

Слайд 18

Этапы ТРИЗ В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель. Выявление противоречий . Цель: обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Фантазирование . Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.

Слайд 19

Решение задачи. Цель: на третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников. Применение полученных знаний. Цель: дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач

Слайд 20

Заключение Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно и детям и педагогу.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"

Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают нов...

Статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании"

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ...

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...