Технологическая карта познавательного занятия в старшей группе по теме: «Зашифрованное послание» с использованием методов и приемов ТРИЗ- технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Валентиновна Казакова

Дать детям представление о том, как составить по заданной модели загадку, научить понимать схематичное изображение этой модели; читать матрицу и выполнять работу, заданную ею; выделять противоречия в объектах и их действиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Технологическая карта познавательного занятия в старшей группе                    

                                                       по теме: «Зашифрованное послание»                                                                                                    

                                 с   использованием методов и приемов ТРИЗ-ОТСМ технологии».

Воспитатель:            Казакова Светлана Валентиновна

Педагогические цели и задачи.

Обучающие:                 Продолжать учить детей классифицировать объекты по заданному признаку и объяснять причину такого  

                                               деления; самостоятельно составлять загадки по заданным моделям.

Развивающие:            Упражнять в умении самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения

                                               признака в каком-либо объекте или его действии.

                                               Развивать зрительное внимание, мышление, воображение.

                                               Формировать умение выделять конкретные признаки объекта, изображенного на картинке.

Воспитывающие:     Воспитывать умение работать в команде, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты:

                                               Ребёнок имеет представление о том, как составить по заданной модели загадку, понимает схематичное          

                                               изображение этой модели; умеет читать матрицу и выполнять работу, заданную ею; умеет выделять  

                                               противоречия в объектах и их действиях.

 Интеграция образовательных областей:

                                                социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:     игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая.

Средства и материалы: куклы Фиксики: Симка и Нолик; набор коробочек  (9 штук); предметные картинки; карточки-признаки;

                                                           объекты рукотворного и природного мира; матрицы; детали для выполнения работы, заданной

                                                           матрицами (детали автомобилей из плотного картона); схематичное изображение частиц («Веселые

                                                           человечки»); волшебный экран (системный оператор); зашифрованное послание (картонная лента

                                                           с фразой, написанной по слогам: «Мама, я тебя люблю!» и закрытая карточками с заданиями).

Предварительная работа:   знакомство  со схематичным изображением составления загадок; работа с системным оператором,

                                                           работа с матрицами.      

                                                             Организационная структура НОД

 Этапы деятельности

               Деятельность воспитателя

             Деятельность детей

     Мотивационно-

     побудительный

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в

группе появилось что-то необычное.

Воспитатель обращает внимание детей на коробочки, находящиеся на столике в дальнем углу группы.

Воспитатель предлагает открыть коробку и посмотреть, что же находится внутри.

Симка и Нолик рассказывают (воспитатель), что они зашифровали фразу, которую дети прочитают тогда, когда выполнят все задания, расположенные на зашифрованной ленте.

Дети замечают зашифрованную ленту, выдвигают различные гипотезы по поводу того, что бы это могло быть, что обозначают знаки на ленте.

Дети замечают, что знаки на ленте и на коробочках совпадают. Но одна коробка без знака.

Дети открывают коробку и обнаруживают там

Симку и Нолика.

Дети внимательно слушают.

    Организационно-

         поисковый

Воспитатель предлагает найти две коробочки со знаками, соответствующими двум первым карточкам шифровки.

Воспитатель читает задание: «Нужно определить место объектов, находящихся в коробке, в соответствии с данным признаком (карточка-задание находится в каждой коробочке).»

Воспитатель выслушивает объяснения детей, подводит итог их работе.

Предлагает выполнить кинезиологическое упражнение

«Колечко».

Воспитатель вместе с детьми открывает первые две

Воспитатель предлагает найти коробочку со знаком, соответствующим следующему знаку шифровки.

Воспитатель: «Наш Нолик только начал всему учиться. И что такое хорошо и что такое плохо еще не очень понимает. А мы с вами знаем игру «Хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель произносит начальную фразу игры:

«Когда идет снег – это хорошо или плохо?

- Почему хорошо?» и т.д.

Воспитатель подводит итог игры: «Если снег – это хорошо, тогда на прогулке мы с вами будем возводить постройки из снега».

Воспитатель и дети открывают закрытое окошечко шиф

Воспитатель: «Давайте посмотрим, какое задание спрятано в следующей коробочке».

Воспитатель озвучивает задание от Симки: « Ребятам нужно составить загадки об объектах, изображенных на карточках, опираясь на признаки, расположенные внизу. Но перед этим попробуйте найти признаки объектов, зашифрованные в загадках, предложенных мной».

Воспитатель загадывает загадки:

1. «Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный.»

2. «Домик круглый, домик белый.

      Домик был сначала целый.

      А как треснул наконец,

      Так и выскочил жилец».

Воспитатель предлагает детям по одной карточке с изображением объекта.

Воспитатель интересуется у детей, что же это за человечки.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Веселые человечки». Называет слова: «Камень, молоко, пар и т.д.»

Воспитатель обращает внимание детей на следующее закрытое окошечко ленты.

Симка предлагает ребятам, используя системный оператор, рассмотреть объект, который дети найдут в коробочке.

Воспитатель предлагает детям выполнить зрительную гимнастику, выбрав зрительным ориентиром резиночку с цветком, надетую на указательный палец.

Воспитатель вместе с детьми обращаются к следующему закрытому окошку ленты.

Дети находят коробочки, открывают их.

Дети делятся на две команды, рассаживаются за столы. Рассматривают объекты, классифицируют их по заданному признаку, затем объясняют по какой причине отнесли тот или иной объект в данную подгруппу.

Дети выполняют упражнение.

карточки ленты-шифровки.

Дети читают первые два слога.(ма-ма)

Дети находят коробочку и высказывают свои предположения по поводу того, какое там может быть задание.

Дети внимательно слушают.

Дети соглашаются.

Дети предлагают свои варианты ответов.

Дети радуются.

ровки. Дети читают: «Я».

Дети находят нужную коробочку и открывают ее. Находят карточки с предметной картинкой и символами признаков объекта, расположенными под изображением.

 

Дети внимательно слушают задание.

Дети перечисляют «спрятавшиеся» признаки объекта: цвет, вкус, рельеф(1); форма, цвет, части, действие (2).

Дети составляют загадки, опираясь на данные признаки объекта.

Разгадав все загадки, дети открывают окошко шифровки со слогом: «те».

Обратившись к зашифрованной ленте, дети находят следующую коробочку. Обнаруживают в ней схематичное изображение человечков.

Дети объясняют, что все вещества состоят из частичек. А частички в каждом веществе, в зависимости от его состояния, расположены по разному.

Дети изображают как расположены частички в каждом веществе.

Дети открывают окошечко на ленте и обнаруживают слог «бя».

Дети находят коробочку и задание от Симки.

Дети рассматривают объект (автомобиль), используя системный оператор.

Закончив работу с системным оператором, дети открывают окошко ленты со слогом «люб».

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Дети находят коробочку, а в ней матрицы. Дети располагаются командами за столами и начинают выполнять работу, заданную матрицами. Дети, используя матрицу и детали из плотного картона , в том числе и детали, неиспользуемые в задании, выкладывают на столах силуэт автомобилей. Проверив задание, открывают окошко ленты со слогом «лю».

     Рефлексивно-

   коррегирующий

Обратив внимание детей на то, что осталось всего одно закрытое окошко, воспитатель просит подать ей оставшуюся коробочку. Открывает её : «Ребята, а здесь сюрприз! Нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что здесь находится!»

Загадка: «Круглая, но не мячик. На палочке, но не воздушный шарик. Сладкая, но не сахар!»

Воспитатель предлагает открыть последнее окошко.

Воспитатель вместе с детьми озвучивают зашифрован-

ное послание от Фиксиков: «Мама, я тебя люблю !»

«Все свои успехи мы посвящаем нашим любимым мамам!»

Дети отгадывают загадку. Открыв коробочку, получают «отгадку» - чупа-чупс.

Дети открывают окошко, а там картинка-сердечко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»

Технологическая карта интегрированного занятия  в старшей группе  с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»...

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе на тему «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Предоставить возможность проявить свои творческие спос...

презентация "Придумываем сказку" с использованием методов и приемов ТРИЗ-технологий

Практическое освоение технологий ТРИЗ молодыми специалистами. Знакомство с особым этапом работы педагога - работой со сказками, решением сказочных задач и придумывания новых сказок....

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...