Технологическая карта познавательного занятия в старшей группе по теме: «Зашифрованное послание» с использованием методов и приемов ТРИЗ- технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дать детям представление о том, как составить по заданной модели загадку, научить понимать схематичное изображение этой модели; читать матрицу и выполнять работу, заданную ею; выделять противоречия в объектах и их действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_poznavatelnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта познавательного занятия в старшей группе
по теме: «Зашифрованное послание»
с использованием методов и приемов ТРИЗ-ОТСМ технологии».
Воспитатель: Казакова Светлана Валентиновна
Педагогические цели и задачи.
Обучающие: Продолжать учить детей классифицировать объекты по заданному признаку и объяснять причину такого
деления; самостоятельно составлять загадки по заданным моделям.
Развивающие: Упражнять в умении самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения
признака в каком-либо объекте или его действии.
Развивать зрительное внимание, мышление, воображение.
Формировать умение выделять конкретные признаки объекта, изображенного на картинке.
Воспитывающие: Воспитывать умение работать в команде, умение слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Ребёнок имеет представление о том, как составить по заданной модели загадку, понимает схематичное
изображение этой модели; умеет читать матрицу и выполнять работу, заданную ею; умеет выделять
противоречия в объектах и их действиях.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая.
Средства и материалы: куклы Фиксики: Симка и Нолик; набор коробочек (9 штук); предметные картинки; карточки-признаки;
объекты рукотворного и природного мира; матрицы; детали для выполнения работы, заданной
матрицами (детали автомобилей из плотного картона); схематичное изображение частиц («Веселые
человечки»); волшебный экран (системный оператор); зашифрованное послание (картонная лента
с фразой, написанной по слогам: «Мама, я тебя люблю!» и закрытая карточками с заданиями).
Предварительная работа: знакомство со схематичным изображением составления загадок; работа с системным оператором,
работа с матрицами.
Организационная структура НОД
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный | Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появилось что-то необычное. Воспитатель обращает внимание детей на коробочки, находящиеся на столике в дальнем углу группы. Воспитатель предлагает открыть коробку и посмотреть, что же находится внутри. Симка и Нолик рассказывают (воспитатель), что они зашифровали фразу, которую дети прочитают тогда, когда выполнят все задания, расположенные на зашифрованной ленте. | Дети замечают зашифрованную ленту, выдвигают различные гипотезы по поводу того, что бы это могло быть, что обозначают знаки на ленте. Дети замечают, что знаки на ленте и на коробочках совпадают. Но одна коробка без знака. Дети открывают коробку и обнаруживают там Симку и Нолика. Дети внимательно слушают. |
Организационно- поисковый | Воспитатель предлагает найти две коробочки со знаками, соответствующими двум первым карточкам шифровки. Воспитатель читает задание: «Нужно определить место объектов, находящихся в коробке, в соответствии с данным признаком (карточка-задание находится в каждой коробочке).» Воспитатель выслушивает объяснения детей, подводит итог их работе. Предлагает выполнить кинезиологическое упражнение «Колечко». Воспитатель вместе с детьми открывает первые две Воспитатель предлагает найти коробочку со знаком, соответствующим следующему знаку шифровки. Воспитатель: «Наш Нолик только начал всему учиться. И что такое хорошо и что такое плохо еще не очень понимает. А мы с вами знаем игру «Хорошо – плохо». Воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель произносит начальную фразу игры: «Когда идет снег – это хорошо или плохо? - Почему хорошо?» и т.д. Воспитатель подводит итог игры: «Если снег – это хорошо, тогда на прогулке мы с вами будем возводить постройки из снега». Воспитатель и дети открывают закрытое окошечко шиф Воспитатель: «Давайте посмотрим, какое задание спрятано в следующей коробочке». Воспитатель озвучивает задание от Симки: « Ребятам нужно составить загадки об объектах, изображенных на карточках, опираясь на признаки, расположенные внизу. Но перед этим попробуйте найти признаки объектов, зашифрованные в загадках, предложенных мной». Воспитатель загадывает загадки: 1. «Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный.» 2. «Домик круглый, домик белый. Домик был сначала целый. А как треснул наконец, Так и выскочил жилец». Воспитатель предлагает детям по одной карточке с изображением объекта. Воспитатель интересуется у детей, что же это за человечки. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Веселые человечки». Называет слова: «Камень, молоко, пар и т.д.» Воспитатель обращает внимание детей на следующее закрытое окошечко ленты. Симка предлагает ребятам, используя системный оператор, рассмотреть объект, который дети найдут в коробочке. Воспитатель предлагает детям выполнить зрительную гимнастику, выбрав зрительным ориентиром резиночку с цветком, надетую на указательный палец. Воспитатель вместе с детьми обращаются к следующему закрытому окошку ленты. | Дети находят коробочки, открывают их. Дети делятся на две команды, рассаживаются за столы. Рассматривают объекты, классифицируют их по заданному признаку, затем объясняют по какой причине отнесли тот или иной объект в данную подгруппу. Дети выполняют упражнение. карточки ленты-шифровки. Дети читают первые два слога.(ма-ма) Дети находят коробочку и высказывают свои предположения по поводу того, какое там может быть задание. Дети внимательно слушают. Дети соглашаются. Дети предлагают свои варианты ответов. Дети радуются. ровки. Дети читают: «Я». Дети находят нужную коробочку и открывают ее. Находят карточки с предметной картинкой и символами признаков объекта, расположенными под изображением.
Дети внимательно слушают задание. Дети перечисляют «спрятавшиеся» признаки объекта: цвет, вкус, рельеф(1); форма, цвет, части, действие (2). Дети составляют загадки, опираясь на данные признаки объекта. Разгадав все загадки, дети открывают окошко шифровки со слогом: «те». Обратившись к зашифрованной ленте, дети находят следующую коробочку. Обнаруживают в ней схематичное изображение человечков. Дети объясняют, что все вещества состоят из частичек. А частички в каждом веществе, в зависимости от его состояния, расположены по разному. Дети изображают как расположены частички в каждом веществе. Дети открывают окошечко на ленте и обнаруживают слог «бя». Дети находят коробочку и задание от Симки. Дети рассматривают объект (автомобиль), используя системный оператор. Закончив работу с системным оператором, дети открывают окошко ленты со слогом «люб». Дети выполняют зрительную гимнастику. Дети находят коробочку, а в ней матрицы. Дети располагаются командами за столами и начинают выполнять работу, заданную матрицами. Дети, используя матрицу и детали из плотного картона , в том числе и детали, неиспользуемые в задании, выкладывают на столах силуэт автомобилей. Проверив задание, открывают окошко ленты со слогом «лю». |
Рефлексивно- коррегирующий | Обратив внимание детей на то, что осталось всего одно закрытое окошко, воспитатель просит подать ей оставшуюся коробочку. Открывает её : «Ребята, а здесь сюрприз! Нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что здесь находится!» Загадка: «Круглая, но не мячик. На палочке, но не воздушный шарик. Сладкая, но не сахар!» Воспитатель предлагает открыть последнее окошко. Воспитатель вместе с детьми озвучивают зашифрован- ное послание от Фиксиков: «Мама, я тебя люблю !» «Все свои успехи мы посвящаем нашим любимым мамам!» | Дети отгадывают загадку. Открыв коробочку, получают «отгадку» - чупа-чупс. Дети открывают окошко, а там картинка-сердечко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....
Технологическая карта НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана" (познавательное развитие)
НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана"...
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»...
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе на тему «День снятия блокады Ленинграда»
Цель: Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Предоставить возможность проявить свои творческие спос...
презентация "Придумываем сказку" с использованием методов и приемов ТРИЗ-технологий
Практическое освоение технологий ТРИЗ молодыми специалистами. Знакомство с особым этапом работы педагога - работой со сказками, решением сказочных задач и придумывания новых сказок....
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...