Методы и приемы ТРИЗ технологии в работе с детьми ОНР
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Эффективные методы и приемы ТРИЗ в работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vebinar_1.pdf | 1.01 МБ |
poslednyaya_versiya_doklada_k_vebinaru_oblastnomu.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 13 комбинированного вида 4
Тема: «Использование методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляем опыт работы по теме «Использование методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является речевое развитие.
2 слайд
Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время увеличивается количество детей с проблемами в речевом развитии.
3 слайд
Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с общим недоразвитием речи, побудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно-педагогической работы.
4 слайд
Поэтому в своей работе мы решили использовать методы и приемы ТРИЗ, которые формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приемы ТРИЗ направлены на развитие мышления, речи, воображения и творческих способностей детей.
5 слайд
Основными целями теории решения изобретательских задач для дошкольников с ОНР является формирование и развитие речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.
Наша задача как учителей-логопедов — учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы.
6 слайд
Приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в коррекции речевых нарушений, для повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и диалектического мышления.
В работе с детьми мы используем следующие методы и приемы для развития речи детей с ОНР:
- Метод круги Луллия;
- Типовые приемы фантазирования;
2. Метод сужения поиска информации;
3.Системный оператор
Предлагаемые методы и приемы ТРИЗ помогают совершенствовать речевые навыки, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Они повышают интерес к занятию, предоставляя возможность проявления речевой инициативы и способности к творчеству каждого ребенка.
7 слайд
Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. Это универсальное дидактическое средство, формирующее мыслительные процессы у детей. Использование этого метода многопланово. В логопедической работе над совершенствованием мышц артикуляционной области используются круги Луллия в играх «Язычок-гимнаст», «Губки и язычок», способствующие закреплению навыков выполнения артикуляционных упражнений, заучиванию их названий.
В играх «Парочки», «Рычевки», «Символ звука» развиваются такие фонематические процессы как фонематический слух, определение места звука в слове, фонематический анализ и синтез.
8 слайд
Способы применения Типовых приемов фантазирования в педагогической деятельности огромны. Данные приемы хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
а) уменьшение – увеличение объекта;
б) наоборот;
в) дробление – объединение;
г) оператор времени;
д) динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
В игре «Волшебники» можно с помощью своей фантазии наделять реальные предметы фантастическими свойствами, предполагать кому хорошо или плохо от этого приобретенного свойства.
Эффективными являются игры «Логический поезд» и «Кто что делает», которые направлены на автоматизацию поставленных звуков, формирование глагольной лексики, синтаксических конструкций с использованием нахождения взаимосвязи между предметами и признаками случайным образом.
9 слайд
Составление текстов сказочного содержания содержит два направления: игры и творческие задания, содержащие варианты действий и взаимодействий героев, неограниченные возможности создания образов и их характеристик.
Игра «Назови героя», целью которой является объединение героев по заданному признаку, способствующая развитию памяти и мышления в процессе поиска и нахождения похожих характеристик.
В игре «Действия героев» дети учатся нахождению всевозможных действий сказочного героя, проведению аналогии в действиях героев разных сказок.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи происходит в играх «Логические цепочки», «Кто интересней придумает» по принципу «Что сначала, что потом», одновременно происходит работа над автоматизацией поставленных звуков, развитием логического мышления.
10 слайд
Для составления фантазийных сказок необходимо усвоение моделей составления сказок.
Построение связанного текста сказочного содержания методом «Каталога» осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.) С помощью этого метода формируется умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; предметы героев, наделенные волшебными свойствами; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место, конфликт между героев, победа добра над злом. Например, игры «Сочини сказку», «В стране Котландии», направленные на построение связанного текста с использованием метода «Каталога», способствуют развитию связной речи, мышления, словотворчества.
В сказке динамического типа один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по- разному реагирует на действия героя. Герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Герой может сделать выводы, перевоспитаться или остаться в одиночестве, сам себя наказать.
Примером для составления сказок динамического типа может быть игра «Придумай сказку», направленная на развитие словотворчества, мышления, воображения.
Отличительной особенностью этой игры является создание условий или окружения для перевоспитания сказочного героя.
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем ребенок сам сочиняет сказку.
11 слайд
Всё множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска. В своей работе используем линейную игру «Да-Нет». Сужение поля поиска в одномерном пространстве. Объекты выстроены в линию. Можно эту игру представить в виде пояса, который одевается на загадывающего, а можно прикрепить на доске в одну линию. Загадывающий представляет линейный ряд. Дается задание найти загаданный им объект. Отгадывающие или один отгадывающий должен задать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда. Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от обозначенного линейного ряда). Загадывающий имеет право отвечать на вопросы словами: Да или Нет. В процессе игры ребенок развивает умение задавать вопросы, сужающие поле поиска, в игровой форме быстро научится ориентировке в линейном пространстве (левее, правее, ближе, дальше и другие), научится целенаправленному поиску нужной информации.
12 слайд
Системный оператор - это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса.
Система - это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать (любой предмет, живое существо, природное или общественное явление).
На первом этапе обучения используются «урезанные варианты»: вертикальная и горизонтальная «трехэкранки».
В горизонтальную «трехэкранку» заложены такие критерии анализа, как:
Настоящее - это то, что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? (ребенок сам описывает объект, который изучается)
Прошлое – это то, чем или кем был объект раньше, какими свойствами, возможностями, задачами он обладал.
Будущее - это то, что произойдет с объектом через некоторое время. (ребенок сам придумывает, описывает и рисует или выбирает из представленных вариантов).
Вертикальная «трехэкранка» это:
Настоящее - это то, что представляет собой объект сегодня.
Надсистема - это некая система более высокого уровня, частью, которого и является изучаемый нами объект. (То есть обобщающее понятие)
Подсистема - это то, что входит в систему, её составляющие части.
13 слайд
Далее осуществляется переход к «пятиэкранке», которая включает в себя:
Настоящее, прошлое, будущее, надсистему, подсистему изучаемого объекта.
Этот метод развивает творческое мышление и активно обогащает словарь ребенка, повышает интерес к занятиям по лексическим темам.
14слайд
Опыт использования методов и приемов технологии ТРИЗ позволяет сделать следующие выводы:
- Работа с детьми дошкольного возраста с ОНР интересная и многоплановая, дополняет программу дошкольного образования, способствует повышения интереса у детей.
- Использование методов и приемов позволяет сократить сроки коррекции развития речи детей с ОНР.
- Способствует развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Элементы технологии ТРИЗ могут использоваться воспитателями, педагогами - психологами, родителями.
Дорогие коллеги, если вам нравиться, когда глаза ваших детей блестят на занятиях, а занятия превращаются в мини КВН. Если вы хотите общаться с умными, думающими детьми используйте методику ТРИЗ. Слайд СПАСИБО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» .
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
презентация "Придумываем сказку" с использованием методов и приемов ТРИЗ-технологий
Практическое освоение технологий ТРИЗ молодыми специалистами. Знакомство с особым этапом работы педагога - работой со сказками, решением сказочных задач и придумывания новых сказок....
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий»
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозолог...