"Пальчиковый игротренинг"
консультация по развитию речи
Рекомендации для воспитателей (приведенные пальчиковые игры систематизированы по тематическому принципу).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пальчиковый игротренинг»
(рекомендации для воспитателей)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. Наблюдения за детьми с нарушениями речевой функции показали, что движения пальцев напрямую связаны с речью. Нарушения функции речи сопровождаются недостаточным развитием и отклонениями мелкой моторики рук. А функции рук в свою очередь имеют достаточно большое влияние на деятельность детского мозга. Формирование и развитие речи совершается в непосредственной зависимости и под влиянием кинестетических импульсов, передающихся от пальцев. Что это значит в практическом смысле? У ребенка с нормальным развитием пальцев, которое соответствует его возрасту, наблюдается стандартное развитие речи, и наоборот.
Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с нарушением речи. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Приведенные пальчиковые игры систематизированы по тематическому принципу. Они не только помогут ребенку научиться свободно владеть своими пальчиками, развить координацию движений, но и расширят представления ребенка об окружающем мире, словарный запас, улучшат внимание и память, разовьют творческие способности и фантазию.
Тема «Зима»
ЗИМОЙ
Снег пушистый лег на ветви.
Изобразить двумя руками деревья: согните руки в локтях и высоко поднимите их.
Пальцы растопырьте, изображая ветви дерева.
Побежали во двор дети.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки.
Лепят бабу под окном,
Изобразить снеговика: сделать «колечки» правой и левой рукой и установить их одно над другим.
Дружно катят снежный ком.
Соединить кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться.
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони.
Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны.
Пошел снег.
Он падал белыми пушистыми хлопьями
Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз.
На землю,
Изобразить сугробы: поставить руки перед грудью и волнообразными движениями разводить их в разные стороны.
На дома,
Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».
На деревья,
Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева.
На людей. Положить руки себе на голову.
НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА
Елочка, елочка!
Ладони установите под углом друг к другу, пальцы переплетите и выпрямите.
Колкая иголочка,
Протянула ветки (протянуть руки вперед),
А на них - конфетки. Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.
Звездочки (растопырить пальцы рук),
Фонарики (пальцы каждой руки собрать щепотью.
Золотые шарики. Изобразить шарик.
НОВЫЙ ГОД
Новый год, Новый год! Развести руки в стороны.
Он стучится у ворот. Постучать по столу костяшками пальцев.
С санками (положить на стол ладони вплотную друг к другу),
Коньками (ладони поставить на ребро),
Со снеговиками. Изобразить снеговика.
ИГРА «ЛЫЖИ, САНКИ И КОНЬКИ»
Лыжи,
Скользить по столу ладонями вперед-назад.
Санки
Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения
вперед-назад.
И коньки
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе.
Мчатся наперегонки.
Тема «Весна»
ПРИШЛА ВЕСНА
Пришла весна. Небо стало голубое-голубое.
Туча, туча, улетай (подуть, одновременно сделав движения руками вперед и в стороны, как бы отодвигая тучи),
Небо солнцу отдавай.
Небо стало чистое (поднять руки вверх и опустить через стороны вниз),
От солнышка лучистое.
Снег повсюду тает (согнутые в локтях руки поднести к груди, а затем волнообразными движениями развести их в стороны)
И водою убегает.
Снегом оставлены (переплести пальцы обеих ладоней, а затем развести руки в стороны, разъединив пальцы),
Появились проталины.
Ручейки бегут, звенят (сложить ладони вместе и по зигзагообразной линии продвигать их вперед),
В речку поскорей хотят.
Треснул на реках лед (сцепить ладони пальцами, а затем, расцепив пальцы, развести руки в стороны),
Льдинами плывет.
Вышли ребята во двор гулять.
На улице все теплее и теплее.
Сняли они шубы, куртки надели,
Выполнить движение, имитирующее застегивание молнии.
Посмотрели повыше -
Поднять голову.
Там сосульки на крыше (указательными пальцами поочередно стучать по поверхности стола или пола, изображая капель).
Кап, кап, кап, кап...
Посмотрели под ноги -
Опустить голову, посмотреть вниз.
Там лужи на дороге.
Стали дети играть,
Изобразить кораблик: сложить ладони вместе лодочкой, а большие пальцы поднять вверх как парус.
Кораблики пускать.
Хорошо весной -
Не хочется домой!
ПТИЧКА
Я пройдусь по лесам -
Изобразить деревья обеими руками.
Много птичек там.
Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.
Все порхают,
Помахать руками, как крыльями.
Поют,
Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.
Гнезда теплые вьют.
Сложить ладони в виде чаши.
СОСУЛЬКИ
Капли звонко капали (попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук).
Все сосульки плакали:
Поднести руки к лицу, как при плаче.
«Солнце светит ярко,
Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.
Нам, сосулькам, жарко!» Попеременно ударять по столу указательными пальцами
обеих рук.
ЛУГ
Много трав,
Цветов вокруг —
Пальцы каждой руки собрать щепотью.
Как ковер пестреет луг!
Развести руки перед собой, как бы показывая на луг.
ПОДСОЛНУШЕК
Посадили зернышко -
Собрать пальцы обеих рук в щепоти и массировать кончики пальцев подушечкой большого пальца, как будто сеять зернышки.
Вырастили солнышко! Скрестить руки, пальцы развести в стороны.
Тема «Лето»
СОЛНЫШКО
Свети, свети, солнышко!
Скрестить руки, пальцы развести в стороны.
На зеленое полюшко,
Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.
На белую пшеницу,
Загнуть указательный палец.
На чистую водицу (загнуть средний палец),
На наш садочек (загнуть безымянный палец),
На аленький цветочек. Загнуть мизинец.
ДОЖДИК
Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай -
На каждый слог пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.
Будет хлеба каравай (указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке),
Будут булки (загнуть указательный палец),
Будут сушки (загнуть средний палец),
Будут пряники (загнуть безымянный палец),
Ватрушки (загнуть мизинец).
ВО СЫРОМ БОРУ
Во сыром бору елонька,
Ладони установить под углом друг к другу, пальцы переплести и выпрямить.
Под елонькой травонька,
Держа на весу ладони, спрятать большие пальцы и слегка пошевелить остальными пальцами.
На травоньке цветики,
Изобразить шарик.
По травоньке тропонька,
Положить на стол или держать на весу вдоль груди левую руку.
По тропоньке идет Катенька.
Указательный и средний пальцы правой руки, как ножки, «шагают» по левой руке от кончиков пальцев до локтя.
НА ЛУЖОК
На лужок пришли зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибать по одному пальцы на левой руке),
Медвежата и бельчата,
Лягушата и енот.
Вот! Показать кулачок.
На зеленый на лужок (ладонями перед собой «нарисовать» круг, для этого вытянуть руки вперед и «очертить» каждой рукой перед собой полукруг).
Приходи и ты, дружок! «Шагать» указательным и средним пальцами правой руки, как ножками по столу.
НА ГОРЕ
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора (один кулак поставить на другой),
А на той горе лужок,
Ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками.
А на том лужке - дубок.
РАДУГА
В небе чудо-красота -
Поднять руки и посмотреть наверх.
Расписные ворота! Левую руку изогнуть дугой.
Это - радуга-ворота,
Всем по ней пройти охота! Указательный и средний пальцы правой руки «шагают», как ножки, по изогнутой дугой левой руке.
Тема «Осень»
ДОЖДИК
Дождик, дождик, поливай.
На каждый слог пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.
Будет хлеба каравай.
Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.
Будут булки,
Загнуть указательный палец на левой руке.
Будут сушки,
Загнуть средний палец на левой руке.
Будут пряники,
Загнуть безымянный палец на левой руке.
Ватрушки.
Загнуть мизинец на левой руке.
ЗА ГРИБАМИ, ЗА ОРЕХАМИ
Поехали, поехали.
Крутить перед собой руками, имитируя вращение колес.
За грибами,
На кулак левой руки - «ножку» гриба, положите ладонь правой руки, приподнимите ее немного, чтобы образовался купол - «шляпка».
За орехами.
Показать два кулака - это «орехи».
По кочкам,
Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде горки.
По ямкам,
Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз в виде ямки.
По гладенькой дорожке.
Не разъединяя пальцев рук, установить руки горизонтально перед грудью, а затем
разъединить пальцы и развести руки в стороны.
РЯБИНОВЫЕ БУСЫ
Кисти рябины
Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз.
Сияют на солнце.
Ветки, качаясь,
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Стучатся в оконце.
Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко».
Ягодки бережно
Попросите ребенка изобразить, как он собирает ягоды с кустика.
С кисти снимаю,
Крепкую нитку
Поднять вверх левый указательный палец - это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку.
В иголку вдеваю.
Ягодку к ягодке я нанижу,
Левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку».
Яркие бусы друзьям покажу.
В ЛЕС ПО ЯГОДЫ
Раз, два, три, четыре, пять
Пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом: сначала соединяются большие пальцы, затем указательные и т. д.
В лес идем мы погулять.
Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу.
За черникой, за малиной,
Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой, начиная с большого.
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу.
Тема «Огород. Овощи»
ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД
Приглашаем народ:
Сделать руками жест «к себе».
- Заходите в огород!
Развести руки в стороны перед собой.
Проходите между гряд -
Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.
Там огурчики лежат,
Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.
Помидоры висят,
Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.
Прямо в рот хотят.
Рядом зреет репка
Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.
Ни густа, ни редка.
Наберем мы овощей
Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.
Для себя и для друзей.
МОРКОВКА
Красный нос в землю врос,
Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.
А над ним зеленый хвост.
Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.
Нам зеленый хвост не нужен,
Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».
Нужен только красный нос.
КАПУСТА
Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.
Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.
Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.
Если я - капуста!
Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.
Летом жарко, летом душно -
Обмахивать себя руками, как веером.
Просит дождика капуста
На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучать по столу, изображая дождик.
КАРТОШКА
И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)
На грядке куст.
Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»),
Под кустом - картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.
ПИРОЖКИ
Испекли всем пирожки:
Хлопать одной ладонью подругой - «печь» пирожки.
Мышонку большой, средний и безымянный пальцы вытяните вперед и соедините: получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцам - это «ушки».
С картошкой,
Сжать кулаки.
Зайчонку Изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы - это «ушки».
С морковкой,
Котенку (средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите -
так торчат кошачьи ушки.
С капустой Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.
Ешьте! Будет вкусно!
Тема «Фруктовый сад. Фрукты»
САД
Сад забором оградили (изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы пальцы одной ладони оказались между пальцами другой),
Чтоб деревья дольше жили.
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Чтобы в садик с улицы
Развести руки перед собой, изображая улицу.
Не ходили курицы.
Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».
МЫ ВЕСНОЙ САЖАЛИ САД
Мы весной сажали сад,
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
А Семен лежал у гряд.
Положить ладони под щеку.
Вот мы яблоки едим (поднести ко рту «яблоко» - сложенные вместе два кулака и пощелкать зубами),
А Семену не дадим.
Погрозить указательным пальцем.
Нам лентяев здесь не надо -
Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону.
Выходи, Семен, из сада!
Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении от себя.
СОЛНЫШКО
Я рисую желтый круг -
Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг.
Много палочек вокруг.
Показать указательные пальцы.
Это солнышко сияет -
Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.
Дом
Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».
И сад наш согревает
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
АРБУЗ
Посмотрите, вырос мяч!
Левой рукой обхватить правый кулак.
Только он не мчится вскачь (совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч),
На бахче он у меня,
Положить кисти на стол.
И растет день ото дня.
Постепенно раздвигать пальцы и изобразить шарик.
ВИШНЯ
Ягоды с мамой в саду собираем:
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Ветку нагнем, а потом обрываем.
Изобразить сбор ягод с кустика.
Будет в корзинке не лишней
Поставьте ладони вертикально. Переплетите между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднимите и соедините — получилась «ручка корзины».
Вкусная, спелая вишня!
Изобразить две ягодки вишни: большие и указательные пальцы каждой руки показывают колечки. Все остальные пальцы соединить кончиками под углом.
СЛИВЫ
На сучках Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Висят шары (сжать кулаки, изображая сливы) -
Посинели от жары.
Вкусные да сладкие (посмотреть на «сливы» и почмокать губами)
Кушайте, ребятки, их. Протянуть руки вперед, как бы угощая окружающих.
ЯБЛОКО
Круглое, румяное
Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.
Растет оно на ветке.
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Любят его взрослые
Поднять руки вверх.
И маленькие детки.
Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.
Тема «Одежда. Обувь»
ШТАНИШКИ. КОЛГОТКИ.
Вход один (показать один палец),
А комнат - две. Показать два пальца.
Ножки в домик входят Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась крыша.
В нем гулять уходят. «Шагать» указательным и средним пальцами по столу, как ножками.
РУБАШКА
Вход один (показать один палец),
А комнат - три. Показать два пальца.
Не забудь - все застегни. Изобразить движения, как при застегивании пуговиц на груди.
БАНТИКИ
У маленькой Катюшки (опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу)
Уселись на макушке
Положить ладони на голову.
Не бабочки,
Развести руки в стороны, кисти остаются соединенными лишь в области запястья.
Не птички –
Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.
Держат две косички.
Изобразить на макушке бантик: сложить пальцы в виде овалов.
ШАРФ
Дорожка сшита-связана,
Изобразить вязание на спицах.
Постирана,
Изобразить стирку белья.
Разглажена.
Изобразить, как гладят утюгом: провести ладонью
по столу в направлении от себя.
Антошку охраняет,
Погрозить указательным пальцем.
Холод отгоняет.
Махать руками в направлении от себя.
ШУБА
С одного бока - лес,
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
А с другого - поле. Развести руки от груди в стороны.
Все тело облепила (обнять себя руками),
От мороза укрыла. Передернуть плечами, как от холода.
РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ
Отгадайте, кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».
Дождь идет - у нас работа, На каждый слог пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.
Топать, шлепать по болотам.
«Шагать» указательным и большим пальцами по столу, как ножками.
ВАРЕЖКА
Чтоб не мерзнуть (передернуть плечами, как от холода),
Пять ребят (показать пять пальцев)
В печке (изобразить печку: правую ладонь поднять вверх - это «труба», а левую прижать к правой в форме буквы П).
Вязаной сидят. Показать движения руками, как при вязании на спицах.
Тема «Мебель»
СТОЛ
У него есть крышка (ладони держать горизонтально, вплотную одна к другой),
Ножки (поставить на стол указательные и средние пальцы обеих рук),
А на крышке - чашки Сложить руки в виде «чашки».
Да ложки. Сложить каждую ладонь в виде ложки.
СТУЛ
Спинка (поднять правую ладонь вверх),
Сиденье (левый кулак прижать к основанию правой ладони),
Четыре ноги. Поставить на стол указательные и средние пальцы обеих рук.
Что я задумал? Скорей назови.
НАША МЕБЕЛЬ
Вот это стул -
На нем сидят.
Вот это стол (изобразить стол: левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой руки)
За ним едят.
Вот там кровать Ладони поставить напротив друг друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом.
Чтобы лежать.
А вот диван (изобразить диван: установить под углом 90 градусов друг к другу ладони тыльными сторонами наружу).
Присядьте там.
А этот шкаф - совсем как дом.
Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх,
тыльной стороной наружу.
Живет одежда в доме том. Раскрыть «дверцы» - установить ладони параллельно друг другу.
Напротив вешалка стоит,
Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.
На ней пальто и плащ висит.
Список использованной литературы
- Новиковская О. А. Умные пальчики. Игры для развития речи. М., 2009.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Спб., 2003.
- Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...
Конспект организации совместной деятельности с использованием пальчикового игротренинга "Весна" в старшей группе
Развитие тонкой моторики в ходе игротренинга....
пальчиковый игротренинг
развитие мелкой моторики...
пальчиковый игротренинг
что такое пальчиковый игротренинг ?...
Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"
Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....
Пальчиковый игротренинг работы с детьми.
Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствов...
Пальчиковый игротренинг
Семейный клуб «Школа дошколят»:(нетрадиционные игровые приемы)...