Пальчиковый игротренинг
материал по теме
Семейный клуб «Школа дошколят»:
(нетрадиционные игровые приемы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Семейный клуб «Школа дошколят»:
Пальчиковый игротренинг
(нетрадиционные игровые приемы)
Подготовила и провела
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад
«Родничок»
Куделина Ю.Ю.
Сухиничи
Информация для родителей
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.д.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Практикум для родителей
Цели
- Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемые в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движения рук.
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
- Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Метод проведения: имитационная игра.
Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В.Берестов
«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град…
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?..
(Лыжи)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
(Лыжи)
«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
Ша-шо-ши-ше
Аш-ош-уш-иш
Шта-што-шту-ште.
Чистоговорки:
Ша-ша-ша - вот каша и лапша
Шу-шу-шу – я ем кашу и лапшу
Шо-шо-шо – говорю я хорошо
Ши-ши-ши – дайте мне карандаши
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек.
Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
«Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильно,
Головушка - умной,
А речь - красивой.
Итог практикума
В ходе дискуссии с родителями выясняются.
1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику пальцев рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...
Конспект организации совместной деятельности с использованием пальчикового игротренинга "Весна" в старшей группе
Развитие тонкой моторики в ходе игротренинга....
пальчиковый игротренинг
развитие мелкой моторики...
пальчиковый игротренинг
что такое пальчиковый игротренинг ?...
Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"
Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....
Пальчиковый игротренинг работы с детьми.
Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствов...
Сборник пальчиковых игр "Пальчиковый игротренинг"
Сборник пальчиковых игр "Пальчиковый игротренинг"....