Картотека Упражнений для развития слуховой памяти
картотека по развитию речи

Елена Александровна Миронова

Картотека Упражнений для развития слуховой памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_uprazhneniy_dlya_razvitiya_sluhovoy_pamyati.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Нягань

Детский сад № 10 «Дубравушка»

КАРТОТЕКА

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

(для дошкольников).

        

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0557/00189666-7d3eaae7/hello_html_18481e77.png

        Воспитатель:

Миронова Е.А.

  1. Упражнение «Огород». Цель: развитие слухового внимания, памяти.

 Послушайте и запомните, какие овощи выросли.

В огороде много гряд

Тут и репа, и салат

Тут и свекла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

 Ребята, какие овощи выросли? (Дети перечисляют названия овощей, которые запомнили).

2. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

 Запомните, куда положила грибы тетка Варвара.

* волнушки–в кадушки
опенки – в бочонки,

сморчки – в бурачки,

груздки – в кузовки.*

- Ребята, скажите, куда тетка Варвара положила грибы?

Волнушки – в …, опенки – в …, сморчки – в …, груздки – в …

3. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

- Ребята, я вам прочитаю отрывок стихотворения, вы внимательно послушайте, и запомните все названия посуды. (При чтении голосом выделяются названия посуды).

* … И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются

И стаканы – дзынь! – разбиваются

И бежит, бренчит, стучит сковорода

«Вы куда? Куда? Куда?

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке …*

- Назовите посуду, которую вы услышали и запомнили.

  1. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

*Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва

Подкрепился у лисы, у моржа попил водицы

Ел морковку у слона

С журавлем поел пшена

Погостил у носорога, отрубей поел немного

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.*

                                        (Дети называют животных, которых запомнили).

  1. Упр. «Слуховая память»

Цель: развитие слуховой памяти.

- Я назову вас слова. Вы запомните и повторите. Лист, ель, цветок, дорога, свеча, дым, огонь, юла.

Цель: развитие слуховой памяти.

Задание: запомните слова.

  • Вода, снег, чашка, стена, рыба, санки, банан, книга, буквы.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

Задание: запомните слова. Тигр, утюг, цирк, петух, туча, мороз, забор, береза, мост.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

Восп. Сейчас я назову слова, вы их послушайте и постарайтесь запомнить.

  • Стол, дом, кот, окно, лес, пень, дым, мыло, брат, бант.

Восп. Назовите слова, которые вы запомнили.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

Восп. Сейчас я назову слова, вы их послушайте и постарайтесь запомнить.

  • Дым, малина, лук, слон, парк, ночь, рука, окно, круг, суп.

Восп. Назовите слова, которые вы запомнили.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

Восп. Сейчас я назову слова, вы их послушайте и постарайтесь запомнить.

  • Стол, дом, часы, рука, солнце, собака, машина, дерево, молоко, книга.

Восп. Назовите слова, которые вы запомнили.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

Восп. читает предложение: Сегодня к нам в гости придут друзья. На стол поставили сахарницу, конфеты, вазу, печенье, фрукты, пирожное, торт.

  • Вспомни и перечисли предметы, которые стояли на столе.

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

  1. Упр. «Слуховая память».

Запомните слова: одеяло, мед, круг, белка, глаз, слева, замок, муха, журнал, ранец.

Назовите слова, которые вы запомнили.

  1. Упр. «Слуховая память».

Запомните слова: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, цветок, муравей, рубашка, доска, яма.

Назовите слова, которые вы запомнили.

  1. Упр. «Слуховая память».

Запомните слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Назовите слова, которые вы запомнили. Как их назвать одним словом.

  1. Упр. «Слуховая память».

Запомните слова: вилка, вата, воск, венок, вишня, виноград, варенье.

Назовите слова, которые вы запомнили. Что общего у этих слов? (начинаются со звука «в»).

  1.  «Слуховая память»

Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся запомнить.

Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Задание 1: Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.

Задание 3: Перечисли, пожалуйста все слова еще раз.

  1.  «Слуховая память».

Задание1: Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

Внимание: трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задание 2: Повтори.

Задание 3: Раздели на группы по одному общему признаку.

  1. «Слуховая память».

Задание: сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить.

Внимание: арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз. Малина.

Задание 1: назови те слова, которые ты запомнил.

Задание 2: назови слова, которые начинаются со звука «а». Назови слова, которые начинаются со звука «м».

Задание 3: назови все слова, которые я просила тебя запомнить.

  1.  «Слуховая память».

Задание: Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить.

Внимание: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.

Задание 1: Назови слова, которые ты запомнил?

Задание 2: Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова (на звук «о» начинаются).

Задание 3: Придумай слова, которые начинаются со звука «о».

Задание 4: Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просила тебя запомнить. Повтори их!

  1. «Слуховая память».

Задание 1: Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

Внимание! Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

Повтори.

Задание 2: Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части?

Задание 3: Перечисли, пожалуйста все слова еще раз.

  1. «Слуховая память».

Задание: Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить.

Внимание: Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.

Задание 1: Назови слова, которые ты запомнил?

Задание 2: Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова? (Буква или звук «с»)

Задание 3: Придумай слова, которые начинаются со звука «с».

Задание 4: Можешь ли ты вспомнить слова, которые я просила тебя запомнить. Повтори их!

  1. «Слуховая память». 10 слов. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.

  1. «Слуховая память».

Задание: Запомни рассказ и повтори его дословно.

Алеша встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу.

Повтори.

  1.  «Слуховая память».

Задание: запомни числа и повтори их.

- Семь, два, три, один, пять, восемь, четыре.

- Шесть, пять, десять, девять, три, шесть, два.

Смог ли ты повторить в том же порядке?

  1. «Слуховая память».

Задание: запомни и повтори слова. Веселый, несет, смеется, опаздывает, прозрачная.

Повтори.

  1.  Послушай скороговорку, запомни и повтори.

На дворе – трава, на траве – дрова,

Раз дрова, два дрова …

Не руби дрова, на траве двора

  1.  Запомни числа и повтори в той же последовательности.
  • Пять, два, шесть, три, семь, четыре, восемь
  • Десять, семь, девять, пять, шесть, три, один
  • Один, шесть, три, восемь, пять, десять, четыре, два, семь, шесть.

  1.  Запомни и повтори фразы.
  • Сегодня мама ходила на рынок и принесла нам много яблок.
  • Летом после дождя дети любят бегать по лужам.

  1.  Запомни рассказ и повтори дословно.
  • Это Лиза. У Лизы кукла Аня. Куклу Аню в сарафане Лиза подарила маме.

  1.  Запомни и повтори предложения. (по одному предложению)
  1. Кошка побежала за мышкой.
  2. Летом солнышко греет очень сильно.
  3. Мальчики ходили гулять в лес и видели там маленького зайца.
  4. Пушистые котята целыми днями играют друг с другом.

  1.  Послушай и постарайся запомнить ряды слов, обозначающих названия предметов.
  1. Вода, ваза, утро, пила, гном, школа.
  2. Книга, стул, дорога, рыба, яблоко, мел, этаж
  3. Ковер, солнце, автобус, мыло, тетрадь, окно, молоко, ветер, лиса, мальчик

  1.  Запомни ряды слов, обозначающих признаки предметов.
  1. Белый, умный, зимний, быстрый, звонкий, главный, веселый, гладкий.
  2. Жаркий, добрый, твердый, высокий, мокрый, круглый, зеленый, короткий.

  1.  Запомни ряды слов, обозначающих действия предметов
  1. Бежать, думать, прыгать, рисовать, краснеть, падать, ловить.
  2. Знать, гулять, вязать, красить, играть, точить, сидеть, плыть, шить.

  1. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой ассоциативной памяти.

- Послушайте пары слов. Постарайтесь их парами.

Праздник – подарок                дом – окно

Лимонад – прохлада                будка – собака

Шапка – шарф                        печь – дрова

Стол – пирог                        блины – сковорода

Ваза – цветок                        пылесос – уборка

Пчела – мед                        город – улица

- А теперь по первым словам в паре попытайтесь вспомнить вторые.

  1. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой ассоциативной памяти.

- Послушайте пары слов. Постарайтесь их парами.

Молоток – ремонт                птица – перо

Клоун – цирк                        ландыш – весна

Рыба – река                                кошка – мышка

Краски – рисунок                        лягушка – болото

Слива – дерево                        солнце – луч

Колбаса – завтрак                змея – опасность

  1. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

- Послушайте пары слов. Постарайтесь их парами.

Небо – луна                        корабль – море

Туча – дождь                        цветок – ваза

Собака – хвост                        ведро – вода

Заяц – морковь                        лягушка – цапля

Ковер – комната                        рыба – трава

- А теперь по первым словам в паре попытайтесь вспомнить вторые.

Лягушка - …                        заяц - …

Корабль - …                        рыба - …

Туча - …                                ковер - …

Собака - …                                цветок - …

Небо - …                                ведро - …

34.  Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

- Послушайте пары слов. Постарайтесь их запомнить.

Лето – дождь                        собака – вода

Школа – учитель                        гора – дерево

Небо – облако                        заяц – дым

Девочка – бант                        дорога – азбука

Птица – клюв                        город – цветок

Медведь – лес                        кот – трава

- А теперь по первым словам в паре попытайтесь вспомнить вторые.

Школа - …                                кот - …

Медведь - …                        дорога - …

Лето - …                                город - …

Небо - …                                собака - …

Птица - …                                заяц - …

Девочка - …                        гора - …

35. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Запомни пары слов.

Лес-дерево                 дом-труба                 карандаш-резинка         волосы-расческа, ваза-цветы                 собака-шерсть,                 солнце-туча,                 небо-звезды,

Вспомни и повтори пары слов.

Лес - …, дом - …, карандаш - …, волосы - …, ваза - …, собака - …, солнце - …, небо - …

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Запомни пары слов:

Заяц – лук                                забор – яблоко                        телефон – мост

Огурец – дом                        курица – морковь                        лист – дождь

  • Вспомни и повтори пары слов

Заяц - …                        забор - …                                телефон –

Огурец - …                        курица - …                                лист - …

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Запомни пары слов:

Лопата – батарея                        бантик – скакалка                        кресло – весна

Подушка – василек                самолет – рисунок                        кошка – сушка

  • Вспомни и повтори пары слов

Лопата – …                                бантик – …                                        кресло – …

Подушка – …                        самолет – …                                кошка – …

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Запомни пары слов

Ваза – цветы                        зима – снег                        город – улица

Лес – грибы                        машина – колесо                дом – окно

Стол – книжка                туча – дождь                        двор – качели        

Пирог – тесто                море – рыба                        пчела – мед

  • Вспомни и повтори пары слов

Ваза - …                        зима - …                        город - …

Лес - …                        машина - …                дом - …

Стол - …                        туча - …                        двор - …

Пирог - …                        море - …                        пчела - …

  1. Упр. «Слуховая память».

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Запомни пары слов

тарелка – суп                                почта – письмо                        зима – снег

булка – мука                                карандаш – бумага                        машина – дорога

мультфильм – телевизор                буквы – книга                        сапог – нога

рыба - вода

  • Вспомни и повтори пары слов

тарелка – …                                почта – …                                зима – …

булка – …                                карандаш – …                        машина – …

мультфильм – …                        буквы – …                                сапог – …

рыба - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...

"Упражнения для развития слуховой памяти"

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяс...

Буклет "Упражнения для развития слуховой памяти у дошкольников"

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать слуховую память...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

‑ Послушайте и запомните, какие овощи выросли.В огороде много грядТут и репа, и салатТут и свекла, и горохА картофель разве плох?Наш зеленый огородНас прокормит целый год....

Упражнения на развитие слуховой памяти у ребенка

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, ...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития слуховой памяти ребенка».

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим. В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольна...

Памятка для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»

  Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.    Этот вид памяти имеет особенно большо...