Памятка для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух.
Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю.
Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_roditelyam_sluhovaya_pamyat.docx | 52.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух.
Упражнение 1
Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления
Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.
Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.
Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.
Упражнение 2
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.
Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.
Упражнение 3
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:
огонь;
дом, молоко;
конь, гриб, игла;
петух, солнце, асфальт, тетрадь;
крыша, пень, вода, свеча, школа;
карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Упражнение 4
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8.», «3, 2, 8, 5» и т. д.
Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9» - «9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.
Упражнение 5
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, речи.
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Упражнение 6
Цель: развитие слуховой памяти и речи.
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Упражнение 7
Цель: развитие слуховой памяти.
Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)
Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.
Упражнение 8
Кроме слуховой памяти оно развивает чувство ритма.
Цель: развитие слуховой памяти
Взрослый постукивает карандашом или палочкой по столу с определенным ритмом и просит ребенка повторить его. Начинать надо с простого ритма. По мере того, как ребенок справляется с заданием, можно усложнить ритм постукивания.
Упражнение 9
Цель: развитие кратковременной памяти
Для этой игры необходимо предварительно подобрать пары слов, которые связаны между собой по смыслу. Например: тарелка – еда, пол – потолок, глаза – лицо, груша – яблоко, волк – лиса. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза. Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие. Таким образом тренируется оперативная память.
Упражнение 10
Цель: развитие слуховой памяти
Взрослый произносит по пару слов. Ребенок должен повторить второе из них. Например, если вы сказали: «река – карандаш», ребенок должен назвать карандаш. далее вы усложняете её и теперь называете по три слова, предлагая ребенку повторить второе из них. В следующий раз количество слов увеличивается до четырех, а ребенок, соответственно, должны назвать третье слово.
Упражнение 11
Цель: развитие слуховой памяти и речи.
Взрослый произносит скороговорки и просит ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.
1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
2. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (6 слов)
3. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
4. Грабли – грести, полозья – ползти. Метла – мести, весла – везти. (8 слов)
5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
6. В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
7. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)
Также хорошо развивают слуховую память: чтение и пересказы, заучивание стихов, песен, басен, пословиц ...
Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю.
Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью.
Памятка для родителей
«Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
Подготовила:воспитатель МБДОУ № 52 «Веселый дельфин» г.Канска
Ганеева Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...
Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Выступление на конференции в заочно-дистанционной форме межрегиональную конференцию по теме: «Диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность...
Упражнение для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста(игры могут быть использованы для детей младшего возраста, а также для детей с нарушением слуха)Целью упражнений по развитию сл...
развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста
развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей "Игры, занятия и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для родителей...
Перспективное планирование по использованию игр и упражнений на развитие слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и режимных моментах
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребен...
Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития слуховой памяти...