"Упражнения для развития слуховой памяти"
консультация по коррекционной педагогике
Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни. Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovaya_pamyat.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Упражнения для развития слуховой памяти
Для многих знакома ситуация, когда приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Вам кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет. Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка. Если в дошкольном возрасте в полном объёме не сформировать слуховую память, то при поступлении в школу дети столкнутся с трудностями, не смогут понять условие или вопрос, сложно будет сосредоточиться на уроке. Бедный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти. Как понять, что у ребенка плохо развита слуховая память?
- Они невнимательны.
- Слабо запоминают даже элементарные стишки.
- Не могут сосредоточиться.
- Не запоминают имена воспитателей, свой адрес.
- С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила, озвучивают их с трудом.
Дети, у которых слуховая память развита хорошо воспроизводят все услышанное в разных местах, запоминают новости, сказки, связно и красиво разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Память — это та способность человеческой натуры, с которой можно и нужно работать, развивать. И развивать ее нужно с самого раннего возраста, это и петь песенка, колыбельные, шутки-прибаутки, поговорки и прочее. Как говорится, повторенье – мать ученья. Эта мудрость как нельзя лучше подходит для описания методов тренировки памяти, в которых самое главное – это регулярность. Ежедневное прохождение знакомого алгоритма – счет ступенек в подъезде, различные ритуалы, заведенные в семье, повторение любимых историй дадут хороший толчок развивающим способностям.
Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти в том числе и слуховую. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только детям, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе. Конечно, предложенные задания потребуют от взрослых немало времени и сил. Возможно заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но в дальнейшем вы будете вознаграждены успехами своего ребенка.
1.Что говорит тишина. Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с ребенком из общего потока звуков постарайтесь выделять отдельные– вот проехал грузовик, а там кричат птички, лает собака и т.д.
2.Учим наизусть. Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, отрывки сказок, названия птиц, стихи.
3.Увеличиваем объем памяти. Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
4.Я писатель. Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин может процесса приготовления супа или кем я стану, когда вырасту.
5.«Кто знает больше»
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.
Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов.
6.Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг. Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
7.Учим слова. Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
8.Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
9.Игра "Сложи узор".
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда
ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его
посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной
фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное
расположение фигур на дорожках (узорах).
10.Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
11.Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше. Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.
Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...
Картотека Упражнений для развития слуховой памяти
Картотека Упражнений для развития слуховой памяти...
Буклет "Упражнения для развития слуховой памяти у дошкольников"
Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать слуховую память...
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
‑ Послушайте и запомните, какие овощи выросли.В огороде много грядТут и репа, и салатТут и свекла, и горохА картофель разве плох?Наш зеленый огородНас прокормит целый год....
Упражнения на развитие слуховой памяти у ребенка
Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, ...
Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития слуховой памяти ребенка».
Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим. В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольна...
Памятка для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большо...