Конспект ООД по развитию речи «Литературный калейдоскоп» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Задачи:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- учить детей совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;
- воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnyy_kaleydoskop.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №140»
Конспект ООД по развитию речи
«Литературный калейдоскоп»
в старшей группе.
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной
категории
Недобитко Татьяна Юрьевна
г. Дзержинск
2020 год
Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Задачи:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- учить детей совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;
- воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок, в том числе – сказки «Волк и семеро козлят»;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы по содержанию сказок;
- заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, считалок;
- отгадывание загадок;
- игры – драматизации по литературным произведениям.
Оборудование и раздаточный материал:
- маски: козы, волка, козлят (для всех детей);
- книги - сказок, стихов, пословиц и поговорок, загадки;
- картинки – иллюстрации по сказкам;
- песня на магнитофоне «В гостях у сказки»;
Методы: игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный.
Приемы: художественное слово, пояснение, поощрение, физминутка, мимическая гимнастика.
Ход ООД | Действия детей |
Воспитатель: Все знают: - Дети любят сказки И с детства встречи с ними ждут. В них волшебство, добро и ласка, В мир радости они зовут. Воспитатель: А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки. Воспитатель: А почему сказки называются народными? Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная». Воспитатель: С каких слов чаще всего начинаются русские народные сказки? (жили-были) Итак, сейчас мы с вами вспомним, русские народные сказки, часто начинающиеся со слов жили-были и имеющие запоминающиеся концовки. Воспитатель: А чему они учат вас? Воспитатель: Сказки учат детей, быть добрыми, отзывчивыми, учат сострадать, помогать друг другу. А так - же быть мужественными, при случае выручать из беды. Воспитатель: Назовите свою любимую сказку. Назовите её героев? Где жила коза с козлятами? Сколько было у неё козлят? Зачем ходила коза в лес?
Каким голосом пела коза? Давайте споём песенку козы? Воспитатель: А, как пел волк? Воспитатель: Пропеть песенку волка толстым, грубым голосом.
Воспитатель: что козлята ответили волку, когда он подошёл к домику и запел толстым голосом? Воспитатель: А, давайте представим, сценку - кузнеца и волка. Воспитатель: Ребята, а покажите, как волк съел козлят? Воспитатель: Ребята расскажите, как коза спасла своих козлят? Физкультминутка Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Воспитатель:- Молодцы, хорошо повеселились. Беру с полки книгу и начинаю читать: «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? Это сказка уже не народная. Воспитатель: А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Воспитатель: Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму. Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будите говорить название сказки и кто её написал. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по морю идёт, Бочка по морю плывёт. Посуду никогда не мыла, Совсем не подметала пол, И вся посуда убежала – Тарелки, ложки, чашки, стол. Сел он утром на кровать Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки- - Оказалось, это брюки… Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду.
Воспитатель: А еще в нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!
Воспитатель: А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Воспитатель: У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? Воспитатель: А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось. Воспитатель: В заключении я прочитаю стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово». Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт. Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна – недотёпы, Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы. Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! | (Ответы детей). Ответы детей «Волк и семеро козлят» (Коза с козлятами, волк, кузнец). (Жила коза с козлятами в домике в лесу). (Было у неё семеро козлят). (Ходила коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную). (Коза пела тоненьким голосом) Дети поют: Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла Молока принесла. (Волк пел толстым голосом) Дети поют. (Слышим, слышим -не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тоненьким голоском). (Выходят два ребёнка и импровизируют). (Набросился, зарычал, съел, погладил живот). Дети: пошла коза в лес и предложила волку прыгать через костёр. Коза перепрыгнула, а волк, в яму упал. Брюхо у него лопнуло, выскочили козлята, все живые и невредимые. «Красная шапочка» (Шарль Перро.) Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. (А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане»). (К. И. ЧУКОВСКИЙ «Федорино горе»). «Рассеянный с улицы Бассейной». Это произведение С. Я. Маршака Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им. Дети отгадывают. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...
Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение правильно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...
Конспект нод по развитию речи "Литературный калейдоскоп" 2 младшая группа
Конспек нод по развитию речи на тему "Литературный калейдоскоп" для работающих по программе "Радуга" с учетом рекомендации В.В. Гербовой....
Конспект НОД по развитию речи "Литературный калейдоскоп
Конспект НОД по развитию речи "Литературный калейдоскоп" для детей 3-4 года (ОП Радуга)...
Конспект ООД по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
Цель: учить находить противоположные понятия, активизировать употребление в речи слов – антонимов....
Презентация к занятию по развитию речи "Литературный калейдоскоп" в средней группе.
Презентация содержит загадки о сказках и их героях, задание сравни картинку и физкультминутку....
Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
Тема образовательной деятельности "Литературный калейдоскоп"Цель: Закрепить знание сказок. Развивать диалогическую речь. Развивать интонационную выразительность речи, память, ...