Статья " «Родительское участие в логокоррекционном процессе в условиях санаторно – курортного лечения»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Гараева Марианна Владимировна

В данной работе рассказвается об участии родителей в процессе логопедической коррекции речевых нарушений у их детей, находящимся на лечении / реабилитации в детском санатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr_2021.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Гараева Марианна Владимировна

логопед, СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Санкт – Петербург

Статья

 «Родительское участие в логокоррекционном процессе в условиях

санаторно – курортного лечения»

(некоторые проблемы и формы работы)

         В нашем санатории должность логопеда 5 (онкологического) отделения введена относительно недавно, с мая 2013 года. Это отделение принимает на курс реабилитации детей, имеющих онкологический диагноз в стадии ремиссии.

           Идея открытия в санатории логопедического кабинета для данной категории пациентов появилась благодаря нескольким причинам. Во – первых, большинство детей этого отделения даже имея статус ремиссии своего онкологического заболевания, получают поддерживающую полихимиотерапию, что практически полностью ограничивает их в социальных контактах и вынуждает такую семью жить в своеобразном «треугольнике»: дом – больница – санаторий. Во – вторых, нужно отметить тот факт, что в настоящее время в массовых садах и в младших классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с нарушениями речи. И, наконец, в– третьих, новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают возможность создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

          Можно выделить 3 направляющие особенностей таких детей, с которыми сталкиваюсь регулярно и, которые, безусловно, осложняют в той или иной мере логопедическую работу.

         Во – первых, это особое эмоциональное состояние и поведение. Большинство таких пациентов до появления онкологического заболевания в их анамнезе, росли и развивались соответственно возрастным нормам. Однако, сама болезнь; интенсивное и длительное лечение, необходимое при онкологических заболеваниях; частое и продолжительное пребывание в больнице; применение необходимых лекарств и проведение разных медицинских процедур; накопление отрицательного опыта болезни; изменение стиля жизни всей семьи больного ребенка; нередко отрыв от семьи; иногда переход на иную манеру воспитания ребенка со стороны родителей; отсутствие коррекции поведения ребенка; ограничение в контактах со сверстниками; отсутствие возможности посещать детский сад, школу, массовые мероприятия (музеи, театры и пр.), могут приводить к возникновению некоторых особенностей в эмоциональном состоянии и поведении таких детей. Сюда можно отнести повышенную тревожность, излишнюю капризность, плаксивость, быструю утомляемость, «выученную беспомощность», пассивность при возможности выбора той или иной деятельности или игры, а также сниженную познавательную активность, которая весьма необходима при проведении логокоррекционной работы.

         Во – вторых, логопедическая коррекция зачастую осложняется наличием тех или иных ограничений или запретов в выборе процедур, которые входят в так называемое «комплексное лечение», которое, конечно, имеет огромный практический эффект для устранения речевых нарушений. Сюда можно отнести: большой спектр физиотерапевтических процедур, массаж, медикаментозные назначения невролога.

         И, наконец, в – третьих, это активное и ПРАВИЛЬНОЕ участие в коррекционном процессе родителей и родственников. Многие родители наших пациентов, имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта. Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания.  

         Кроме этого, наблюдения показывают, что значительная часть родителей детей с онкологическим заболеванием, часто снижают «планку» требований к своему чаду. Излишняя опека, ложные страхи за его «неуспехи» на занятиях или опасения за то, что «его обидят другие дети», нередко осложняет логопедическую работу. Характер – это результат семейного воспитания, и его задатки можно увидеть уже на третьем году жизни. Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, использование ими определённых средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения. У родителей «наших» детей, с онкологическими заболеваниями, чаще всего наблюдается опекающий, хаотический или попустительский стили общения и воспитания. Что, безусловно, появляется, как следствие страхов и опасений, связанных с тяжелым заболеванием ребенка и, не всегда с положительным прогнозом.

           Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка. Такой стиль развивает у ребёнка чрезмерную значимость, формирует тревожность, беспомощность, социальную дезадаптацию. 

           Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле закладывается важная потребность в стабильности, и упорядоченности окружающего мира, наличие чётких ориентиров в поведении и оценках. Такие дети тревожны, неуверенны, импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны и неуправляемы, социально дезадаптированы. У детей не формируется самоконтроль, чувство ответственности, заниженная самооценка. 

             Попустительский стиль (либеральный, снисходительный, гипоопека). Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Такие родители почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерализма может быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. При таком воспитании у ребёнка формируется чрезмерное самолюбие, происходит задержка эмоционального развития, возникает недоверие к людям, озлобленность. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Становясь взрослыми такие дети, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей. 

           Огромную помощь в таких случаях оказывает участие в коррекционном процессе психотерапевта и психолога. Человек живет в обществе и, конечно, должен уметь взаимодействовать с окружающими. Уметь, при необходимости, уступать либо отстаивать свою точку зрения, либо идти на компромисс. Уметь радоваться чужим успехам и, с пониманием причин, переживать свои неудачи. ДОУ, в какой – то мере, моделирует систему общества, и большинство детей, органично и плавно обучаются комфортно существовать в нем. Дети с онкологическими заболеваниями, которые по медицинским показаниям не посещают детские сады (школы), довольно часто лишены такого навыка, поэтому работа логопеда и психолога нередко состоит в том, чтобы обучить ребенка и родителя тому, как вести себя в той или иной ситуации, т.е. помочь не только ребенку, но и всей семье социализироваться.

           Перечислю, какие формы работы использую для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

  • Индивидуальные консультации. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость и способы работы дома.
  • Открытые(интегрированные) занятия. «Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия логопеда и родителя. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.
  • Памятки для родителей. Использование так называемых памяток для родителей на различные темы (артикуляторная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения для развития дыхания и пр.). Этот методический материал я распечатываю и раздаю на консультациях, либо вклеиваю в тетради детей.

       В заключении хочется сказать, что одной из главных задач всех специалистов нашего санатория является повышение уровня психической и социальной адаптации детей. Работа логопеда является важной частью общего комплексного воздействия для формирования у детей с онкологическими заболеваниями максимально качественного уровня жизни. Большинство детей выписываются не только с улучшением речи, но и с повышением интереса к занятиям и учебе; с позитивным эмоциональным тонусом; со снижением страха и напряжения перед школьными ситуациями; с положительной установкой для посещения детского сада (обучения в школе). Важнейшим фактором формирования значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно – образовательного пространства «семья – образовательное учреждение», а в нашем случае «семья – лечебное / реабилитационное учреждение». Чем теснее эта связь, тем полновеснее отдача и результаты реабилитационных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Участие матери в процессе адаптации ребенка к детскому саду"

Рассказать мамам , как легко пройти адаптацию с ребенком в детском саду....

Использование подвижных игр в логокоррекционном процессе

Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности. Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно ...

Презентация "Логокоррекционная работа с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями в условиях санаторно — курортного лечения"

Данная презентация наглядно сопровождает мою ранее опубликованную статью  "Логокоррекционная работа с детьми, имеющими онкологический диагноз". Данная презентация иллюстрирует специфику...

Статья. Эффективные формы работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

В данной статье рассмотрены наиболее эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников, способствующие активному участию родителей в воспитательно – образовательном процессе. В ...

Родительское собрание во 2 младшей группе "Профилактика и лечение гриппа у детей дошкольного возраста".

Родительское собрание во 2 младшей группе"Профилактика и лечение гриппа у детей дошкольного возраста"....