Использование подвижных игр в логокоррекционном процессе
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Старинская Татьяна Викторовна

Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности. Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней и малой подвижности, основные движения, игры с предметами повышают продуктивную деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование подвижных игр в логокоррекционном процессе»

Учитель – логопед Старинская Т. В.

Реализация принципа интеграции образовательных областей – обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала.

По мнению психологов маленький ребенок – деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.  

Дети с системными речевыми нарушениями часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение темпоритмических характеристик речи. Поэтому очень важно общеразвивающие упражнения, подвижные игры  наполнять, по возможности, коррекционно-логопедической составляющей. Оптимизация эмоционального фона, элемент соревновательности также значительно помогают в работе.

Использование подвижных игр помогает в достижении определенных целей и задач:

  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, приобретение у него навыка формирования правильной осанки;
  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем детского организма;
  • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей ребенка, а также мелкой моторики;
  • содействие развитию у ребенка чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
  • развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков звукового анализа
  • совершенствование произносительных навыков;

Подвижные игры в работе подразделяю на

  • индивидуальные игры и игры в микрогруппах (игры малой подвижности, проводятся на ИКЗ)
  • коллективные (проводятся в группе, в физкультурном зале, на участке)
  • соревновательные (проводятся в группе, в физкультурном зале, на участке)

Коллективные подвижные игры с речевым содержанием по рекомендации логопеда включают в планирование занятий и прогулки инструктор по физической культуре и воспитатель. Певалки, забавные диалоги народных подвижных игр разучиваются во время коррекционных занятий, занятий по заданию логопеда.

Народная подвижная игра «Водяной»

Цель: Развитие общих движений, мимики, речи, чувства юмора.

Ход: Дети стоят напротив Водяного, руки на плечах друг друга, один край приседает, другой стоит (показывают «волну»), поют:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку.

Показывают морскую фигуру, замирают. Водяной строит смешные рожицы, или рассказывает смешную историю, небылицу, стихотворение. Кто первый рассмеялся, тот становится Водяным.

Подвижная игра «Король»

Цель: соотносить движение со словом, обозначающим профессию.

Содержание игры. Играющие выбирают «короля». Остальные считаются «работниками». Король садится на определенное место («трон»),  а работники подходят и сговариваются (с помощью педагога), на какую работу они будут наниматься у короля. Договорившись,  работники подходят и говорят:

-Здравствуй, король!

-Здравствуйте!

-Нужны ли Вам работники?

-Нужны, а что вы умеете делать?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей той или иной профессии (повар, дворник, лесоруб, швея, шофер, парикмахер, и т.д.).  Если король отгадал профессию, работники убегают к заранее назначенному месту.  Пойманный участник становится королем.

Подвижная игра «Лиса»

Цель. Автоматизация с, с` в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась -

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела -

Разбегайтесь кто куда.

При слове "разбегайтесь" лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель. Дифференциация звуков с, с`, з, з`, ц, в тексте.

Описание игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). Дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к своей команде. Педагог говорит: "Это Мороз - Красный нос, и это Мороз - Синий нос". Оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые:

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься.

Все дети хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.

В игры – соревнования так же стараемся включать коррекционную составляющую.

Перед новогодними праздниками мы провели соревнования, посвященные изученным звукам С и З. Дети вместе с мячом бросали в корзину  «слово» с заданным звуком , выбирали на скорость предметы в названиях которых слышится заданный звук и участвовали в других веселых конкурсах.

        Чтобы повысить интерес к индивидуальным и подгрупповым занятиям также использую упражнения, сочетающие речевую и двигательную нагрузку.

«Заводная кукла»

Цель: Развивать пространственные представления, координацию движений

Ход: Логопед предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Ведущий подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Поворот налево, три шага вперед. Руку правую вверх, левую к плечу.»

«Непослушные игрушки»

Все команды выполняются наоборот: дети идут не вперед, а назад; вместо того, чтобы подпрыгнуть, приседают; поворачивают не направо, а налево. («Поворот направо, руки вниз. Два шага назад, руки вверх.»

«Выбери цель»

Цель: Развитие основных движений, дифференциация звуков на слух.

Ход: На двери или стене мишени, в центре одной  буква Ш, в центре другой – С. Ребенок слышит слово, выделяет звук, бросает мешочек с песком в цель.

«Звуки спорят»

Цель: Закрепление в произношении звуков С и Ш. Дифференциация звуков. Развитие простых форм звукового анализа. Развитие основных движений.

На шею ребенку вешается индивидуальная карточка с буквой, в руки даётся мяч. Дети встают лицом друг к другу бросают друг другу мяч, произносят слова с заданным звуком, ориентируясь на карточку, находящуюся на груди товарища по игре. Побеждает тот, кто назвал слово последним.

(Необходима предварительная работа).

«Звуки спорят» (Усложненный вариант)

На карточках схемы предложений («Я шагаю к ш… .», «Я смотрю на с….»). Ребенок начинает предложение и заканчивает своим словом на заданный звук.

Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности. Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней и малой подвижности, основные движения, игры с предметами повышают продуктивную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...

Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольн...

Использование подвижных игр с бегом в процессе развития быстроты и ловкости старших дошкольников

Развитие человека всегда представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, оно охватывает изменения врожденных и приобретенных средств человека, которые происходят под воз...

Статья " «Родительское участие в логокоррекционном процессе в условиях санаторно – курортного лечения»

В данной работе рассказвается об участии родителей в процессе логопедической коррекции речевых нарушений у их детей, находящимся на лечении / реабилитации в детском санатории....

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в пр...