Использование подвижных игр в логокоррекционном процессе
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности. Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней и малой подвижности, основные движения, игры с предметами повышают продуктивную деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_podvizhnyh_igr_v_logokorrektsionnom_protsesse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование подвижных игр в логокоррекционном процессе»
Учитель – логопед Старинская Т. В.
Реализация принципа интеграции образовательных областей – обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала.
По мнению психологов маленький ребенок – деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Дети с системными речевыми нарушениями часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение темпоритмических характеристик речи. Поэтому очень важно общеразвивающие упражнения, подвижные игры наполнять, по возможности, коррекционно-логопедической составляющей. Оптимизация эмоционального фона, элемент соревновательности также значительно помогают в работе.
Использование подвижных игр помогает в достижении определенных целей и задач:
- оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, приобретение у него навыка формирования правильной осанки;
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем детского организма;
- развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей ребенка, а также мелкой моторики;
- содействие развитию у ребенка чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
- развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков звукового анализа
- совершенствование произносительных навыков;
Подвижные игры в работе подразделяю на
- индивидуальные игры и игры в микрогруппах (игры малой подвижности, проводятся на ИКЗ)
- коллективные (проводятся в группе, в физкультурном зале, на участке)
- соревновательные (проводятся в группе, в физкультурном зале, на участке)
Коллективные подвижные игры с речевым содержанием по рекомендации логопеда включают в планирование занятий и прогулки инструктор по физической культуре и воспитатель. Певалки, забавные диалоги народных подвижных игр разучиваются во время коррекционных занятий, занятий по заданию логопеда.
Народная подвижная игра «Водяной»
Цель: Развитие общих движений, мимики, речи, чувства юмора.
Ход: Дети стоят напротив Водяного, руки на плечах друг друга, один край приседает, другой стоит (показывают «волну»), поют:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку.
Показывают морскую фигуру, замирают. Водяной строит смешные рожицы, или рассказывает смешную историю, небылицу, стихотворение. Кто первый рассмеялся, тот становится Водяным.
Подвижная игра «Король»
Цель: соотносить движение со словом, обозначающим профессию.
Содержание игры. Играющие выбирают «короля». Остальные считаются «работниками». Король садится на определенное место («трон»), а работники подходят и сговариваются (с помощью педагога), на какую работу они будут наниматься у короля. Договорившись, работники подходят и говорят:
-Здравствуй, король!
-Здравствуйте!
-Нужны ли Вам работники?
-Нужны, а что вы умеете делать?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей той или иной профессии (повар, дворник, лесоруб, швея, шофер, парикмахер, и т.д.). Если король отгадал профессию, работники убегают к заранее назначенному месту. Пойманный участник становится королем.
Подвижная игра «Лиса»
Цель. Автоматизация с, с` в тексте.
Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась -
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела -
Разбегайтесь кто куда.
При слове "разбегайтесь" лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.
Подвижная игра «Два Мороза»
Цель. Дифференциация звуков с, с`, з, з`, ц, в тексте.
Описание игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). Дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к своей команде. Педагог говорит: "Это Мороз - Красный нос, и это Мороз - Синий нос". Оба Мороза говорят:
Мы два братца молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз - Красный нос,
Я Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься.
Все дети хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.
В игры – соревнования так же стараемся включать коррекционную составляющую.
Перед новогодними праздниками мы провели соревнования, посвященные изученным звукам С и З. Дети вместе с мячом бросали в корзину «слово» с заданным звуком , выбирали на скорость предметы в названиях которых слышится заданный звук и участвовали в других веселых конкурсах.
Чтобы повысить интерес к индивидуальным и подгрупповым занятиям также использую упражнения, сочетающие речевую и двигательную нагрузку.
«Заводная кукла»
Цель: Развивать пространственные представления, координацию движений
Ход: Логопед предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Ведущий подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Поворот налево, три шага вперед. Руку правую вверх, левую к плечу.»
«Непослушные игрушки»
Все команды выполняются наоборот: дети идут не вперед, а назад; вместо того, чтобы подпрыгнуть, приседают; поворачивают не направо, а налево. («Поворот направо, руки вниз. Два шага назад, руки вверх.»
«Выбери цель»
Цель: Развитие основных движений, дифференциация звуков на слух.
Ход: На двери или стене мишени, в центре одной буква Ш, в центре другой – С. Ребенок слышит слово, выделяет звук, бросает мешочек с песком в цель.
«Звуки спорят»
Цель: Закрепление в произношении звуков С и Ш. Дифференциация звуков. Развитие простых форм звукового анализа. Развитие основных движений.
На шею ребенку вешается индивидуальная карточка с буквой, в руки даётся мяч. Дети встают лицом друг к другу бросают друг другу мяч, произносят слова с заданным звуком, ориентируясь на карточку, находящуюся на груди товарища по игре. Побеждает тот, кто назвал слово последним.
(Необходима предварительная работа).
«Звуки спорят» (Усложненный вариант)
На карточках схемы предложений («Я шагаю к ш… .», «Я смотрю на с….»). Ребенок начинает предложение и заканчивает своим словом на заданный звук.
Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности. Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней и малой подвижности, основные движения, игры с предметами повышают продуктивную деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...
Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольн...
Использование подвижных игр с бегом в процессе развития быстроты и ловкости старших дошкольников
Развитие человека всегда представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, оно охватывает изменения врожденных и приобретенных средств человека, которые происходят под воз...
Статья " «Родительское участие в логокоррекционном процессе в условиях санаторно – курортного лечения»
В данной работе рассказвается об участии родителей в процессе логопедической коррекции речевых нарушений у их детей, находящимся на лечении / реабилитации в детском санатории....
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ "Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в пр...