Статья. Эффективные формы работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха
статья по коррекционной педагогике

Огирева Людмила Валентиновна

В данной статье рассмотрены наиболее эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников, способствующие активному участию родителей в воспитательно – образовательном процессе. В статье отмечается, что установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Статья будет полезна педагогам работающим с детьми дошкольного возраста. Материал статьи основан на личном опыте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель «Нижневартовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Огирева Людмила Валентиновна

Эффективные формы работы с родителями

по привлечению их к участию в образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Аннотация: в данной статье рассмотрены наиболее эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников, способствующие активному участию родителей в воспитательно – образовательном процессе. В статье отмечается, что установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Статья будет полезна педагогам работающим с детьми дошкольного возраста. Материал статьи основан на личном опыте.     

Ключевые слова: эффективнная форма, родители, родительское собрание, образовательный процесс, взаимодействие с семьей, сотрудничество.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

При поступлении детей с нарушением слуха в группу 1-го года обучения с целью изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с членами семей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка важно начинать работу с анкетирования «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад?». Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Кроме анкетирования, в работе с родителями помогает «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. В связи с этим сделали подборку консультаций для родителей таких как «Можно ли обойтись без наказаний», «Прогулка это важно», «Телевизор и компьютер - друзья или враги», «Вредные привычки и как с ними бороться?» и др.

В качестве педагогической пропаганды в группе создан наглядно-демонстрационный стенд «Уголок для родителей». Невозможно представить дошкольную группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей (информационные листы, памятки, письменные консультации, папки-ширмы).

В своей педагогической практике работу  с родителями, их педагогическое просвещение в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха осуществляем  в определенной системе, что отображаем в годовом плане работы с семьёй. В течение года  используем активные формы и методы работы с родителями: родительские собрания; выставки совместных (детско-родительских) творческих работ; участие родителей в подготовке праздников; совместное создание предметно – развивающей среды; беседы с родителями; круглый стол; экскурсии.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.  Чтобы повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей используем нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Наиболее интересно проходят групповые родительские собрания в форме, например, круглого стола «Семейные традиции». В течение круглого стола родителям предлагалось активно поучаствовать в отгадывании загадок, составлении пословиц, поразмышлять  на предложенную тему (нужны ли вообще семейные традиции). Каждый родитель рассказал о традициях, которые сложились у них в семье. В конце мероприятия все родители получили памятки о ценностях семейного воспитания. Интересно так же прошло групповое собрание, где родители представили свои  презентации на тему: «Знаю ли я своего ребенка». В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. 

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего дошкольного отделения. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов: «Национальные узоры России», «Русские народные потешки», «Такие полезные овощи», «Виды спорта». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал у них чувство гордости за своих родителей.

Досуговая деятельность в работе с родителями оказалась самой привлекательной, полезной, но и самой трудной в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. С помощью досуговой формы взаимодействия наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, происходит установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Такие проведенные мероприятия как «Мама, папа, я - спортивная семья!», «День матери», «Калейдоскоп детства», мастер - класс  сплачивают родителей и детей, родителей и педагогов. Праздник в детском саду это радость, веселье,  торжество,  которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, соревноваться.

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс являются «Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, знакомство с традициями образовательного учреждения. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.

Участие родителей в познавательных  экскурсиях  это еще одна  эффективная форма  работы по привлечению их к воспитательно - образовательному процессу. В ходе  экскурсии в библиотеку дети знакомились с  ее устройством и атрибутами, правилами поведения в ней, значением в жизни общества, профессиями с ней связанными. Дети с удовольствием и интересом рассматривали предложенные библиотекарем различные книги. Экскурсия была содержательна и увлекательна, детям она очень понравилась. В дальнейшем родители будут посещать библиотеку вместе с детьми. На экскурсии в пожарную часть дети знакомились с профессией пожарного. Сотрудник пожарной части доступно и интересно рассказал и показал спецодежду, орудия труда и специальные транспортные средства необходимые пожарным для их работы.

Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества.  Родители создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках семейного творчества. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки.  Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Родители принимают самое активное участие в создании предметно – развивающей среды. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Силами родителей был изготовлен макет - улица города, пополнен уголок ряженья и театрализованной деятельности.

Активно используем Интернет-ресурсы для общения с родителями. После проведения мероприятий в дошкольном отделении, группе размещаем фотографии в мессенджере  Viber , чтобы те родители, которых с нами не было, увидели своих детей, осваивающих что-то новое.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Поэтому всегда  выражаем большую благодарность нашим родителям за участие в образовательном процессе, как в  устном, так и  письменном виде.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, установилась атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. В ходе нашей работы с родителями мы убеждаемся в главном, чтобы подход к работе не носил формальный характер, для этого необходимо применять как можно больше новых разнообразных приемов и форм работы. Мы не останавливаемся на достигнутом и  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь наша общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей. 

Литература.

Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Статья «Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха».

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже...

Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.

В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена акт...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности....

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми, имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических пр...