Мастер-класс "Этапы усвоения детьми трудных звуков"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей "Этапы усвоения звуков детьми" | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка. Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи .
Выделяют несколько причин нарушения звукопроизношения : 1. Органическое поражение центральной и периферической нервной системы под влиянием различных факторов: Во внутриутробном периоде развития, Во время родов, После рождения. Наиболее неблагоприятными для мозга являются: асфиксия, родовые травмы, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы. Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции. 2. Недостаточная степень развития фонематического слуха (восприятия звука) . У ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков (отличие одного звука от другого, различающихся между собой тонкими акустическими признаками) 3 . Неправильное воспитание речи в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребёнка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом.
4. По подражанию. Нередко малыш подражает искажённому звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная или слишком торопливая речь . 5. Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой . 6. Педагогическая запущенность. Иногда взрослые совсем не обращают внимания на звукопроизношение ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец чёткого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребёнка не подвергается необходимому воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям : * Организация правильной речевой среды. * Развитие артикуляционной моторики. * Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. * Развитие речевого дыхания.
1. Организация правильной речевой среды. Очень важным является создание правильной и полноценной речевой среды не только в дошкольном учреждении, но и дома. Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п.
2. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе . Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения .
Как проводить артикуляционную гимнастику? 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день. 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движения. Все упражнения должны выполняться точно и плавно. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом с соблюдением правильной осанки (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце ). 4 . При подборе упражнения необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
«ЧАСИКИ» Описание упражнения : улыбнуться , открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Описание упражнения : Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«БЛИНЧИК» Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти .
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4–5 раз.
«МАЛЯР» Описание упражнения: улыбнуться , открыть рот, язык поднять верхи кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до 8.
«КАЧЕЛИ» Описание упражнения : улыбнуться , открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
«КИСКА СЕРДИТСЯ» («ГОРКА») Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.
«ДЯТЕЛ» Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка.
«ГРИБОК» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложить ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
«ЧАШЕЧКА» Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы усвоения детьми трудных звуков
Здесь вы сможете найти этапы усвоения детьми трудных звуков...
Этапы усвоения детьми трудных звуков
Уважаемые родители,даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Представляю вашему вниманию этапы усвоения детьми трудных звуков....
Этапы усвоения детьми трудных звуков
1.Звук [С]Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однак...
Памятка "Этапы усвоения трудных звуков у детей"
Памятка поможет педагогам и родителям познакомиться с этапами усвоения звуков....
Памятка для родителей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"
Памятка для родитлей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"...
Этапы усвоения трудных звуков детьми
В статье подробно описаны этапы усвоения трудных звуков детьми по возрастам....
Этапы усвоения детьми трудных звуков
Этапы усвоения детьми трудных звуков...