Этапы усвоения детьми трудных звуков
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_etapy_usvoeniya_detmi_trudnyh_zvukov.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Этапы усвоения детьми трудных звуков

 Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка дело непростое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – М, Н, Т, П и конечно гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения – чаще всего назальный, носовой оттенок речи и растянутое долгое произнесение гласных. Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а также Р и Л.

Возраст ребёнка

1 -2 года

2 -3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
В Ф
Т Д Н
К Г Х Й

С З Ц
Ш Ж
Ч Щ

Л

Р

 

Неточное произношение у детей в возрасте до трёх – четырёх лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии  и наличии полноценного слуха). Не позднее чем к 5 – 6 годамребёнок должени овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка  (до 5 -6 лет) особенно важно следить за формированием его произношения  и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – сюсюкать с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение.

С детьми нужно говорить всегда правильно  и таким образом давать речевой образец для подражания.                          

                                           Как образуются звуки

 Люди с правильной, чёткой речью обычно не задумываются  над этим вопросом. Поток звуков льётся как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически. И только когда, например, выпадает зуб, впервые замечает, что речь нарушается.

       Речевой аппарат человека – это сложнейшая структура с центром в головном мозге. Давайте вспомним, какие органы речи участвуют в образовании звуков.

Почему детям трудно даются некоторые звуки? Во-первых у них ещё недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят в искаженном виде. Во-вторых , артикуляционный аппарат ребёнка еще недостаточно устойчив, и ему не так то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

 Чтобы образовался нужный звук, язык, губы, зубы должны принять опредлённое положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удаётся ребёнку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных Л, Р.

 

Этапы усвоения детьми трудных звуков.

1.Звук С.

Твёрдый звук появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены с-сь, межзубное или призубное произношение. К четырём годам дети усваивают произношение твёрдого звука с (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука с. Иногда наблюдается смешение звуков с-з, с-ц, с-ш. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над чётким и ясным произношением звука.

2.Звук З

Появляется звук з на втором году жизни. В основном ребёнок заменяет его мягким вариантом. Зея (Зоя). К концу третьего года у ребёнка появляется твёрдый звук з, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «зубы» - «субы». К концу четвёртого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3.Звук Ц

Усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки ть-сь-с-тс-тц (типлёнок, сыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребёнка может ещё отсутствовать твёрдый звук ц и заменяться звуком ть или сь (с). К концу третьего года  этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем  дифферецируется и произносится правильно.

Звук Ш.

Шипящий звук ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив.Многие дети смешивают его со свистящим с (суба вместо шуба). У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование  звука; боковое, нижнее и др.  Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками  х и ф (фыфки, хыхки). К 5 – 6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

Звук Ж

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим «зук» вместо «жук». В 3 – 4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука Ж.

К 4 – 6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднения при произнесении слов насыщенных свистящими и шипящими звуками.

Звук Ч

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твёрдым свистящим «цасы» вместо «часы». В 4года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно свистящими и шипящими звуками. свистящими и шипящими звуками. В 5 -6 лет Ч произносятся чётко. Но может наблюдаться смешение Ч-Ц, Щ-Ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

Звук Щ.

У некоторых детей появляется в 2года 3месяца. Но большинство ещё не произносит  шипящий, заменяя его твёрдым свистящим «сенок» вместо «щенок»

В 4 – 5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившейся звук Щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5 -7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ. Но может быть и смешение Щ – Ч, Щ – СЬ.

Звук Л.

Мягкий звук Л появляется  на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким Л недостающие звуки Л, Р. Иногда заменяют Л звуком Й. К четырём годам появляется звук Л, но иногда дети заменяют его на И или Ль. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками Л и Р.

Звук Р.

Твёрдый звук Р появляется у детей в 2 – 2,5 года. Процесс усвоения звука Р происходит через следующую ситему заменителей Й – Ль – Л – Рь – Р (рыба – йыба – либа – лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука на Й, или Ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят Р как гортанный.

Таким образом, мы с вами познакомились с примерными сроками усвоения детьми звуков речи, рассмотрели этапы формирования трудных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Здесь вы сможете найти этапы усвоения детьми трудных звуков...

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Уважаемые родители,даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Представляю вашему вниманию этапы усвоения детьми трудных звуков....

Этапы усвоения детьми трудных звуков

1.Звук [С]Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однак...

Мастер-класс "Этапы усвоения детьми трудных звуков"

Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Памятка "Этапы усвоения трудных звуков у детей"

Памятка поможет педагогам и родителям познакомиться с этапами усвоения звуков....

Памятка для родителей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"

Памятка для родитлей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"...

Этапы усвоения трудных звуков детьми

В статье подробно описаны этапы усвоения трудных звуков детьми по возрастам....