Этапы усвоения детьми трудных звуков
консультация по логопедии

1.Звук [С]

Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам ребенок должен правильно произносить звука С (язык должен находится за нижними резцами, губы в улыбке, зубы сближены).

2. Звук [3].

Появляется звук 3 на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук 3, однако может быть смешение артикуляционно-близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3.      Звук [Ц].

Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4. 3вук [Ш].

Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками X и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук [Ж]

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука Ж.

К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6.      Звук [Ч]

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет и произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7.      Звук [Щ]

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савелъ вместо щавель.

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук Щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ— сь, что свидетельствует о нарушении произношения данного звука.

8.      Звук [Л]

Мягкий звук Л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким Л' недостающие звуки Л, РЬ, Р. Иногда заменяют Л звуком Й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук Л, но иногда дети заменяют его и или Л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками Л и Р (лаборатория).

9.      Звук [Р]

Твердый звук Р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука Р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука Р на Й или ЛЬ. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят как гортанный, или грассирующий («французский») звук, в этом случае необходима будет коррекция звука.

Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается, вы можете обратиться за консультацией к логопеду.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Здесь вы сможете найти этапы усвоения детьми трудных звуков...

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Уважаемые родители,даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Представляю вашему вниманию этапы усвоения детьми трудных звуков....

Мастер-класс "Этапы усвоения детьми трудных звуков"

Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Памятка "Этапы усвоения трудных звуков у детей"

Памятка поможет педагогам и родителям познакомиться с этапами усвоения звуков....

Памятка для родителей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"

Памятка для родитлей "Этапы усвоения детьми трудных звуков"...

«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»

quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...

Этапы усвоения трудных звуков детьми

В статье подробно описаны этапы усвоения трудных звуков детьми по возрастам....