ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа (в данном случае русским).
Три основные функции речи.
- Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
- Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
- Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Для формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими необходимо решение следующих задач:
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Программа детского сада предусматривает содержание обучения диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Обучение монологической речи определяется особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.
Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно:
- умений понимать и осмысливать тему,
- определять ее границы;
- отбирать необходимый материал;
- располагать материал в нужной последовательности;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно.
Основные направления работы по формированию русской речи детей в ДОУ следующие:
- Развитие словаря (освоение значений русских слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
- Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков русской речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений русского языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
- Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).
Таким образом, развитие связной русской речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими русскоговорящими людьми.
Тема. 1.2.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Тема. 1.3.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК РОДНОМ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методы формирования диалоговой речи у детей дошкольного возраста.
Формирование диалоговой речи у детей дошкольного возраста....
О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...
Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...