ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи

Щукина Римма Николаевна

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа (в данном случае русским).

Три основные функции речи.

  1. Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
  1. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
  1. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Для формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими необходимо решение следующих задач:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Программа детского сада предусматривает содержание обучения диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Обучение монологической речи определяется особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно:

  • умений понимать и осмысливать тему,
  • определять ее границы;
  • отбирать необходимый материал;
  • располагать материал в нужной последовательности;
  • пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
  • строить речь преднамеренно и произвольно.

Основные направления работы по формированию русской речи детей в ДОУ следующие:

- Развитие словаря (освоение значений русских слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

- Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков русской речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

- Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);

- Формирование элементарного осознания явлений русского языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

- Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

Таким образом, развитие связной русской речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими русскоговорящими людьми.


Тема. 1.2.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.


Тема. 1.3.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК РОДНОМ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы формирования диалоговой речи у детей дошкольного возраста.

Формирование диалоговой речи у детей дошкольного возраста....

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...