Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
консультация
Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sistema_raboti_po_formirovaniyu_virazitelnosti_rechi_doshk_.docx | 416.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Система работы по формированию
выразительности речи у детей
дошкольного возраста
Провела воспитатель Колчина О. Г. Январь 2015,
МДОУ «Д /сад № 5 «СЕРПАНТИН» г. Ростова
- Определение понятия «выразительность речи».
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
1. Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
2. Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
3. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
4. Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
5. Тембр голоса – окраска, качество звука.
6. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Воспитание ритма(3) и интонации(6) является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическомуразвитию ребенка и облегчает обучение. К. Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
- Формирование интонационной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Работу над мелодикой (2) и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы.
Многие педагоги считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у малышей эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей.
Выразительная речь требует от детей умения владеть разным речевым темпом(4) и модуляциями голоса. Малышам сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.
М.И.Лоховотмечал, что логопедия уделяет значительное внимание ритму(3) и слогу, так как на базе слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.
Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается неповрежденным даже в том случае, когда вся остальная речевая система нарушена, то есть, по мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для восстановления нарушенного речевого комплекса ребенка, так как в слоге присутствует ритм.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормализация речи малышей тесным образом связана с выбором оптимального для них темпа речи.
Для работы над голосом (2) предлагаются упражнения, описанные еще в конце прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским. Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерыванием; произнесение гласных сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы логопедических методик, предназначенных для малышей, предлагают при работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.
- Методические рекомендации по развитию выразительности речи у младших дошкольников.
Работа по формированию интонационных характеристик у младших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись во всех видах деятельности: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители и занимаются, следуя данным педагогом рекомендациям.
В данной главе представлены отдельные направления этой работы.
- Работа над речевым дыханием.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время педагог показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время непосредственной деятельности больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия («А!», «Ах!»,«Ох!» и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих «артистов» постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
2. Куклы-бибабо.
Активная выразительная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Куклы позволяют педагогу незаметно исправлять запинки малыша, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Саша, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
3. Инсценировки.
Известно, что маленький ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать в непосредственной деятельности ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
Для маленьких детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.
Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же текст большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за воспитателем повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
Для плохо говорящих детей бывает необходима помощь логопеда. Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать слабому ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
4. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.
5. Логопедическая ритмика.
Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. В этой деятельности используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7. Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
Итак, нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Заключение.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи (семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим).
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения задач по развитию выразительности, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.
Информационные ресурсы – Интернет - http://knowledge.allbest.ru/pedagogics
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...
«Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...
Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста через взаимодействие различных видов искусства
У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может ст...
Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста
Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...
Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста
В данной статье я обращаюсь к развитию воображения. С помощью развития данного чувства у ребенка, мы можем говорить о серьезном подходе к выразительности и взращиванию в ребенке тяги к искусству....
Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»
1.Консультация для педагогов«Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст &nda...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...