Основные направления работы по формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре

БЕЛОГУРОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

Предварительный просмотр:

        Основные направления работы по формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста.

          Координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

          В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учёных этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества.

         Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам диагностики в начале учебного года я сделала вывод, что у воспитанников низкие результаты в челночном беге. умение точно воспроизводить заданный ритм.  А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности.

          Исходя из этого, возникла необходимость разработать систему работы по развитию координационных способностей старших дошкольников. Новизна системы заключается в определении целесообразного объёма специальных упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников. Разработаны игровые упражнения и подвижные игры, взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Цель моей работы:

          Ребёнок с развитыми координационными способностями, готовый к оптимальному управлению и регулировке двигательными действиями, умеющий использовать двигательный опыт в новых, более сложных обстоятельствах и условиях.

Задачи:

1) совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;

2) развивать физические качества воспитанников;

3) формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.

4) воспитывать смелость, решительность, уверенность в собственных силах.

И как ожидаемый результат:

       Воспитанник, способный сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений; умеющий точно воспроизводить заданный ритм; способный в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы; способный сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия; смелый, уверенный в своих силах и нацеленный на успех.

         Для развития координационных способностей я опиралась на следующие принципы:

       Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.

       Принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т. п.

      Принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма. Этот принцип дети активно проявляют на занятии по интересам, в самостоятельной деятельности.

      Принцип последовательности и систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.

        Принцип индивидуального, дифференцированного подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

          Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата я запланировала свою работу в несколько этапов:

         Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, выявила координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач.

Это :

- Способность к ориентированию в пространстве. 
Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается благодаря комплексному взаимодействию чувственных анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному)

- Способность сохранять равновесие. Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля и т.д.) связаны с сохранением равновесия тела.

- Чувство ритма

- Способность к перестроению двигательных действий.

- Статокинестическая устойчивость Это способность точно, стабильно выполнять двигательные действия условиях        вестибулярных        раздражений. Статокинетическая устойчивость имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта, в профессиональной трудовой и военной деятельности (авиация, космонавтика и др.). Ее развитие должно осуществляться на основе повышения общей физической подготовки и применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора

- Способность к произвольному мышечному расслаблению.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки) .

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей) .

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию) .

4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы) .

           Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я использовала игры и игровые упражнения, способствующие эффективному развитию специфических координационных способностей.

           Для развития способности ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д.

          Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» , «Ловкий чертенок» «Карусель» и др; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, иди вперёд-назад) ;упражнения на уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед) ; подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове», «Морская фигура», «Совушка».

перестроения в ходьбе и на месте; игровые упражнения.

          Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, я применяю подвижные и спортивные игры широко использую игры - эстафеты. («Третий лишний»,  «Голова и хвост»,  «Все за ведущим! »,  «Кто быстрее? », «Колдуны», «Ловишка с мячом»,  «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т. д.)

         Для развития способности к произвольному мышечному расслаблению применяю элементы психогимнастики «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», упражнения на расслабление «Волшебный сон», игровые упражнения «Саранча», «Дерево», «Червячок» и т. д.

         При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них даю образное название.

          Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь старыми педагогическими правилами:

-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;

-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания) ;

-от малого к огромному (объём нагрузки)

         Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа.

Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без.

Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников.

При ходьбе и беге я изменяю направления, скорость, темп и ритм движений, комбинирую двигательные действия (ходьба между предметами, противоходом, «Змейкой» на носках, пятках и другое, выполнение упражнений в условиях ограничивающих пространство.

В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьирую конечные положения (бросок вверх из и. п. стоя, ловля - сидя, и т. д., изменяю способы выполнения действия, изменяю исходные положения, усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и. т. п., комбинирую двигательные действия (полоса препятствий) .

На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.

       Планируя физкультурные занятия, я обращаю особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитываю уровни физической подготовленности воспитанников и состояние их здоровья.

     Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.

     В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

       Для решения главных задач совершенствования координационных способностей использую основную часть занятия. Провожу координационные упражнения ближе к началу или середине основной части занятия, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.

      В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность и другие.

      Я считаю, что игровые упражнения и подвижные игры положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивают координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяют естественную двигательную потребность детей, стимулируют их самостоятельность.

Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.

 Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и о...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...