Основные направления работы по формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления работы по формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела.
В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учёных этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества.
Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам диагностики в начале учебного года я сделала вывод, что у воспитанников низкие результаты в челночном беге. умение точно воспроизводить заданный ритм. А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности.
Исходя из этого, возникла необходимость разработать систему работы по развитию координационных способностей старших дошкольников. Новизна системы заключается в определении целесообразного объёма специальных упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников. Разработаны игровые упражнения и подвижные игры, взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Цель моей работы:
Ребёнок с развитыми координационными способностями, готовый к оптимальному управлению и регулировке двигательными действиями, умеющий использовать двигательный опыт в новых, более сложных обстоятельствах и условиях.
Задачи:
1) совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;
2) развивать физические качества воспитанников;
3) формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.
4) воспитывать смелость, решительность, уверенность в собственных силах.
И как ожидаемый результат:
Воспитанник, способный сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений; умеющий точно воспроизводить заданный ритм; способный в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы; способный сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия; смелый, уверенный в своих силах и нацеленный на успех.
Для развития координационных способностей я опиралась на следующие принципы:
Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.
Принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т. п.
Принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма. Этот принцип дети активно проявляют на занятии по интересам, в самостоятельной деятельности.
Принцип последовательности и систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.
Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата я запланировала свою работу в несколько этапов:
Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, выявила координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач.
Это :
- Способность к ориентированию в пространстве.
Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается благодаря комплексному взаимодействию чувственных анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному)
- Способность сохранять равновесие. Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля и т.д.) связаны с сохранением равновесия тела.
- Чувство ритма
- Способность к перестроению двигательных действий.
- Статокинестическая устойчивость Это способность точно, стабильно выполнять двигательные действия условиях вестибулярных раздражений. Статокинетическая устойчивость имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта, в профессиональной трудовой и военной деятельности (авиация, космонавтика и др.). Ее развитие должно осуществляться на основе повышения общей физической подготовки и применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора
- Способность к произвольному мышечному расслаблению.
Тесты для определения ловкости и координационных способностей:
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки) .
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей) .
3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию) .
4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы) .
Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я использовала игры и игровые упражнения, способствующие эффективному развитию специфических координационных способностей.
Для развития способности ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д.
Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» , «Ловкий чертенок» «Карусель» и др; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, иди вперёд-назад) ;упражнения на уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед) ; подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове», «Морская фигура», «Совушка».
перестроения в ходьбе и на месте; игровые упражнения.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, я применяю подвижные и спортивные игры широко использую игры - эстафеты. («Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим! », «Кто быстрее? », «Колдуны», «Ловишка с мячом», «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т. д.)
Для развития способности к произвольному мышечному расслаблению применяю элементы психогимнастики «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», упражнения на расслабление «Волшебный сон», игровые упражнения «Саранча», «Дерево», «Червячок» и т. д.
При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них даю образное название.
Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь старыми педагогическими правилами:
-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;
-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания) ;
-от малого к огромному (объём нагрузки)
Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа.
Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без.
Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников.
При ходьбе и беге я изменяю направления, скорость, темп и ритм движений, комбинирую двигательные действия (ходьба между предметами, противоходом, «Змейкой» на носках, пятках и другое, выполнение упражнений в условиях ограничивающих пространство.
В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьирую конечные положения (бросок вверх из и. п. стоя, ловля - сидя, и т. д., изменяю способы выполнения действия, изменяю исходные положения, усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и. т. п., комбинирую двигательные действия (полоса препятствий) .
На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.
Планируя физкультурные занятия, я обращаю особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитываю уровни физической подготовленности воспитанников и состояние их здоровья.
Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.
В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
Для решения главных задач совершенствования координационных способностей использую основную часть занятия. Провожу координационные упражнения ближе к началу или середине основной части занятия, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.
В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность и другие.
Я считаю, что игровые упражнения и подвижные игры положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивают координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяют естественную двигательную потребность детей, стимулируют их самостоятельность.
Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»
Краткая аннотация проекта В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...
Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)
Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми с нару...
Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...
Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...
Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и о...
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...