Технологическая карта «Нет роднее дружка, чем родная матушка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Родичева Ольга Николаевна

Технологическая карта по развитию речи "Нет роднее дружка, чем родная матушка". Понимание главной идеи ненецкой сказки "Кукушка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: 

№ участника: 

Образовательные области: РР,Х-Э Р, С-К Р,ПР.

Тема занятия: «Нет роднее дружка, чем родная матушка».

Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.

Цель занятия: понимание главной идеи ненецкой сказки «Кукушка» о том, что «нет роднее дружка, чем родная матушка» в ходе знакомства со сказкой, беседы и д/игры.

Задачи занятия:

  • обучающая: отвечать полным ответом на вопросы педагога, объяснить смысл пословицы;
  • развивающая; делать выводы о поступках героев, познакомиться с новыми словами;
  • воспитательная:  

Дополнительные задачи: стать командой победителей, набрав большее количество перьев

Словарная работа: чум, малица, наперсток, мох, пимы

Планируемый результат занятия: в ходе работы дети полно и развернуто отвечают на вопросы педагога, могут охарактеризовать поступки детей из сказки и сделать выводы, активно участвуют в д/игре

Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование: интерактивная панель, хрестоматия, иллюстрации

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать внимание детей к предстоящей деятельности

Встанем рядышком по кругу

Скажем: «Здравствуйте» друг другу.

Если каждый улыбнется,

Сказка новая начнется.

Худ.слово.

Дети берутся за руки, встают в круг

Создание положительного настроя.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Побуждать детей к разгадыванию загадки и к формулировке гипотез

  Отгадайте, что за птица в лесу живет

Звонких песен не поет.

А сидит лишь на суку и кукует за версту(Кукушка)

-Что вы знаете об этой птице?

Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой «Кукушка». Написал ее ненецкий народ. Есть такой народ – ненцы. Они живут на Севере нашей страны. В тундре. Погода в тундре сильно отличается от погоды нашего края. Зима там длинная, а лето короткое и прохладное. Жители тундры носят одежду, сшитую из оленьих шкур, которую шьют, используя наперсток, и  наз-ют малица и валенки-пимы. Дом у ненцев наз-ся чумом. И всюду растет мох. В тундре тоже живут мамы, которые любят своих детей. Но как и у всех мам, у них очень много работы, поэтому им очень нужна помощь.

Разгадывание загадки

Ситуативный разговор

Рассматривание карты нашей страны, иллюстраций о жизни ненцев

Отгадывают загадку

Рассматривают иллюстрации, карту страны

Слушают рассказ воспитателя

Выяснили лексическое значение новых слов

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Знакомство с новой сказкой

Работа по содержанию сказки, определению главной идеи сказки

Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой, которая называется «Кукушка»

-Как наз-ся сказка?

-Как жилось детям в этой семье? А матери?

-Изменилось ли отношение к матери, когда она заболела?

-Почему мать превратилась в кукушку?

-Какими были дети?

-Что сделали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?

-Почему там, где пробегут дети, оставался красный след?

-Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

-Как вы думаете, изменили дети свое отношение к матери?

-Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?

Давайте поиграем. Я буду начинать пр-ие, а вы попробуйте продолжить:

  • Дети не слушались…(мать)
  • А мать работала…(без отдыха)
  • От тяжелой работы мама …(заболела)
  • Дети не стали ухаживать за матерью, не откликались на ее …(просьбы)
  • Дети вспомнили про маму, когда сами …(захотели есть)

Чтение сказки педагогом, беседа по прочитанному

Игра «Закончи предложение»

Дети слушают сказку

Отвечают на вопросы педагога полным ответом, аргументируют свои ответы

Дети выполнили игру по правилам

Познакомились с произведением, определили главную идею

Знания по последовательности сказки закреплены

2.3.

Этап практического решения проблемы

Соотнести отрывок из сказки с подходящей иллюстрацией

Каждая команда по очереди нажимает на кнопку любого цвета. Внимательно слушайте отрывок из сказки и находите нужную иллюстрацию. За правильный ответ забираете перышко и ставите на свою птичку. Выигрывает та команда, которая наберет больше перышек.

Сейчас устроим разгрузку нашим глазкам.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»

Гимнастика для глаз

Дети играют в игру командами

Выполняют гимнастику для глаз

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия

-Вы запомнили, как называется сегодняшняя сказка?

-Чему учит нас эта сказка?

-Кому бы вам хотелось рассказать эту сказку?

-Что было самым интересным на занятии?

-Вы большие молодцы. Спасибо вам за работу. Пожалуйста, будьте добрее и внимательнее к своей маме

Беседа с детьми

Отвечают на вопросы, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Конспект занятия по этике в средней группе...

Занятие в старшей группе « Нет милее дружка, чем родная матушка»

Программные  задачи: 1.Закреплять знания о кубанской одежде женщины,   её назначение, названия разных её частей.2.Формировать представления о семейных традициях   и обыча...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности "Мой родной пасёлок"

Составил(а) :  Шевченко Ирина АлександровнаТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА...

Технологическая карта НОД Игра - квест "Спасем родничок!" подготовительная группа

НОД Игра- квест "Спасем родничок!" в процессе мыслительной и иследовательской деятельности дошкольники познают природу Амурских лесов....

Технологическая карта ОД "Люби и знай родной свой край"

Закрепить знания детей о б особенностях Республики Бурятия...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Технологическая карта проекта по знакомству с родным городом Санкт-Петербургом «Люблю по городу гулять» для детей среднего дошкольного возраста.

Данная техногогическая карта поможет воспитателям установить единство всех компонентов образовательной деятельности. Позволит успешно планировать образовательную деятельность по знакомству детей с Сан...