Конспект занятия "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Селиверстова Светлана Николаевна

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимушка - зима»


Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;

- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе;

-учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
- расширять представления детей о свойствах снега.
Развивающие задачи:

- продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и координацию речи с движением;
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

Воспитательные задачи:

- воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи.
Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе; рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года; чтение художественной литературы; наблюдение на прогулке за явлениями природы; загадывание загадок о зиме, пословиц.
Словарная работа:  снежинки, снегопад, сугроб,   снежки.

Ход занятия:

Воспитатель: (Ребята давайте возьмёмся за руки и поприветствуем, друг друга).

В этот чудесный день

Нам здороваться не лень

Шлём привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлём привет мы всем вокруг.

Когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. А выдыхать можно свое беспокойство, страх, напряжение. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Улыбнулись друг другу.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если

отгадаете загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме.

-А, что можно делать зимой?

Ответы детей:

Массаж ладоней

(Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов)
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в снежки?

- Давайте сделаем снежки из бумаги.

-Возьмите лист бумаги. Какого цвета вы выбрали бумагу?

-Почему вы взяли белый лист? (снег белого цвета)

-Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился снежок?

Ответы детей:

(Дети лепят снежки и собирают в один большой снежок).

Д/и «Назови ласково» (со снежком в кругу)

Снег – снежок;   Холод – холодок;  Мороз – морозец;  Снежинка – снежиночка; Горка – горочка; Санки – саночки; Лед – ледок;  Зима – зимушка; Метель – метелица.

Чистоговорка «Зима»:

Ма-ма-ма – пришла снежная зима. (топают на слог хлопают)

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег. (топают на слог хлопают)

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки (топают на слог хлопают)
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы. (топают на слог хлопают)
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз. (топают на слог хлопают)
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю. (топают на слог хлопают)
Д/и: «Какая же она зима?»

(снежок катится по кругу)

(подбор детьми ярких прилагательных – снежная, белая, веселая, радостная, морозная, серебристая, холодная, длинная, красивая, нарядная, ветреная,

злая, суровая, и т. д)

Как люди ласково называют зиму?

Ответы детей:

-На дворе зима, а как же называются зимние месяцы?

Ответы детей:

Какие изменения происходят в природе зимой?
Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы ответить на мои вопросы.
Рассказ воспитателя «Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети зимой?

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю составить рассказ самим, опираясь на мнемотаблицу.

Физкультминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой!          (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой,        
(имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем,      
(имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем,          
(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки,          
(изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки!                  
(показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель:  Русский народ придумал много пословиц о зиме, кто нам их расскажет?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая снежинка опустились мне на ладошку. Эта снежинка не простая, а снежинка – загадка. Зимой всё покрыто белым, пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Д/и «Закончи стихотворение»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок

Все снижается (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик,

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка-

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то посмотри-

С красной грудкой… (снегири)

Воспитатель: Какие слова вы добавляли?

 На какое слово они похожи?

Это слова родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ.

(Занести чашку со снегом - дети трогают)

«СНЕГ, КАКОЙ»

Снег мягкий пушистый, белый рыхлый легкий, мокрый, холодный.

А как вы думаете, что быстрее растает?

(Ответы детей)

Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

(Дети вытирают руки салфеткой.)

Воспитатель: Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,       (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.        (Идут по столу указательный и средний пальцы)

Бабу снежную лепили,             («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,      
(«Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,        
(Ведут указательным пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись
.             (Ладошки кладут на стол одной и др. стор.).
Все в снегу детский сад пришли.          
(Отряхивают ладошки)

Съели суп, и вырезать снежинку пошли.          («Едят ложкой» суп)

Итог занятия: Вспомните ребята, о чём мы говорили?
Что мы делали? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...