Конспект занятия по чтению художественного произведения "Листопадничек" и развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по чтению художественной литературы и развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы и развитию речи в подготовительной группе.
Филиппова Анна Александровна
МАДОУ № 15 «Сибирячок», г. Канск
2021г.
Тема: Построение пространственной модели к сказке «Листопадничек».
Цель: - закреплять знания о признаках осени, о животных;
- продолжать учить строить пространственной модели, грамматически правильные предложения;
- учить анализировать произведение;
- развивать умения пересказывать сказку с опорой на модель;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
Предварительная работа:
- чтение сказки Микитова – Соколова «Листопадничек»;
- разучивание слов физкультминутки «Зайчик серенький».
Виды деятельности:
Коммуникативный: беседа, пересказ.
Игровой: дидактическая игра «Собери животных», физкультминутка «Зайчик серенький», игра - танец.
Ход занятия:
Воспитатель:
Поприветствуем гостей
И приступим поскорей.
А чтобы занятье прошло каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Ребята, давайте подарим друг другу улыбку и пожелаем удачи.
Беседа.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень).
Дети: - осень.
Воспитатель: - До осени какое время года было?
Дети: - лето.
Воспитатель: - За осенью какое время года будет?
Дети: - зима.
Воспитатель: - По каким признакам вы узнали, что сейчас осень?
Дети: ответ детей
Воспитатель: - Какая сейчас осень - ранняя или поздняя?
Дети: - ранняя.
Воспитатель: - Назовите признаки ранней осени (поздней осени)?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: - Каждое время года по своему прекрасно, правда, ребята? Многие писатели и поэты пишут об осени, что она богатая, золотая, прекрасная, очаровательная пора.
Воспитатель: - А сказка Микитова –Соколова «Листопадничек» относится к осеннему произведению?
Воспитатель: - Почему это произведение можно отнести к осенним произведениям?
Дети: ответ детей
Воспитатель: - А про повадки лесных зверей можно узнать, прочитав это произведение?
Дети: ответ детей
Предлагается дидактическая игра «Собери животных». (Разрезные картинки животных нашего края). Дети собираются у столов подгруппами по 3 ребёнка (собирают картинки, называют животных и основные их повадки).
Воспитатель: - О каких животных вы узнали собрав картинки? А о них говорится в сказке «Листопадничек»?
Дети: - Бобры, медведь, ёж и т.д.
Воспитатель: - Кого охотники называют Листопадничком?
Дети: - зайчишек родившихся ранней осенью.
(Физкультминутка)
-А теперь, ребятки, встаньте как зайчата.
Зайка серенький сидит (Дети сидят на корточках)
И ушами шевелит. (Делают руками движения)
Зайке холодно сидеть, (Руками обнимают себя)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Лапки вверх, лапки вниз, (Соответсвующие движения)
На носочках поднимись, (Соответсвующие движения)
Лапки ставить на бочок, (Соотвествующие движения)
На носочках скок-скок. (Соответсвующие движения)
А затем вприсядку, (Соответсвующие движения)
Чтоб не мерзли лапки. (Хлопают в ладошки)
Деление сказки на части для построения пространственной модели.
Воспитатель: - Какую же сказку вы слушали на прошлом занятие?
- О ком же эта сказка?
Дети: - О зайчатах-листопадничках.
Воспитатель: - А почему их так называют?
Дети: - Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья, листопад.
1.Воспитатель: - Чем занимались зайчата каждое утро?
Дети: - Смотрели на журавлей.
Воспитатель: - Как понять долговязые журавли?
Дети: - высокие, нескладные, худощавые.
Воспитатель: - О чём мечтал самый маленький зайчонок?
Дети: - Улететь вместе с журавлями в теплые края.
Воспитатель: - Так о чем же эта часть?
Дети: - О мечте листопадничка.
2. Воспитатель: - Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?
Дети: - Пришла осень, на улице стало холодно.
Воспитатель: - Что слышалось зайчатам в крике журавлей?
Дети: - Будто они прощаются с ними и кричат: «Прощайте, милые листопаднички!».
Воспитатель: - Чем же в это время занимались другие звери?
Дети: - Строили норы, берлоги, жилища на зиму.
Воспитатель: - Как стало в лесу?
Дети: - Грустно, тихо, одиноко.
Воспитатель: - Спасибо, ребята. Так о чем же эта часть сказки?
Дети: - О подготовке животных к зиме.
3. Воспитатель: - А чего испугался Листопадничек?
Дети: - Что придут холода и он замерзнет.
Воспитатель: - И что же задумал маленький зайчонок?
Дети: - Искать теплый мягкий дом, где можно переждать зиму.
Воспитатель: Куда же он отправился? И кого встретил?
Дети: - Он бежал по лесу, и увидел как бобры строят хатку на зиму. Он попросился на зиму к ним, и они его взяли к себе.
Воспитатель: - Эта часть сказки о встречи зайчонка с бобрами.
4. Воспитатель: - Почему же затосковал зайчонок в хатке бобров?
Дети: - Ему захотелось домой к родной маме. Он совсем не умел плавать. И у бобров он ел горькую кору, а ему хотелось покушать сладкой редьки.
Воспитатель: - Какое решение он принял?
Дети: - Убегать от бобров к маме. Сначала у него не получилось, так как выход был только из воды. Но когда был потоп, бобер вытащил его на своей спине на берег. И он сразу побежал к маме.
Воспитатель: - А как вы считаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?
Что он хотел сказать своим читателям?
Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше!
Игра (играет музыка)
Воспитатель: Поиграем:
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
Хвостиком повилял и обратно поскакал.
Воспитатель: - Итак, мы с вами разделили сказку на 4 части. Давайте обозначим каждого героя сказки.
Начнем с главных героев. Как мы обозначаем зайчат?
Дети: - Серые маленькие кружочки это зайчата, а серый большой круг – это мама-зайчиха (на доску выставляются круги).
Воспитатель: - Как обозначим бобров? А маленьких бобриков?
Дети: - Коричневые большие кружочки бобры, бобрята - маленькие коричневые.
Воспитатель: - Журавлей?
Дети: - Черные треугольники (выставляются треугольники).
Воспитатель: - А теперь мы с вами разделимся на 4 команды, каждая из которой будет рисовать части из сказки.
(первая команда рисует начало сказки, вторая – вторую часть сказки, следующая команда – третью часть, и четвертая команда рисует последнюю часть сказки). Рисунки в виде моделей, из обозначенных нами заместителей.
- Молодцы! Я вижу все справились.
Итак, начинаем сказку:
Дети по очереди из каждой команды выходят, рассказывают, что нарисовали и пересказывают свою часть.
Воспитатель:
Спасибо, на этом наша сказка закончилась.
Понравилась вам сказка?
Воспитатель опрашивает каждого ребенка (по эпизодам) пересказать сказку по собственной схеме-иллюстрации.
Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка? Что он хотел сказать своим читателям?
Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе
Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...
Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе "Как научиться добрыми нам быть"
Конспект занятия по произведению Шела Сильверстайна "Щедрое дерево". Цель занятия научить детей давать оценку своим и чужим поступкам. Уметь анализировать их....
Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"
Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....
Конспект занятия по образовательной области развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»
Цель: познакомить с историей книги и её созданием Программное содержание: Образовательные задачи: углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценност...
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи в подготовительной группе.
интеграция образовательных областей...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественно эстетическому развитию (рисованию) в подготовительной группе с общим недоразвитием речи "История про динозавров"
Создание истории про динозавров в технике коллаж. с использованием бумаги, созданной своими руками....
Конспект занятия по образовательной области развитие речи в подготовительной группе
Конспект разработан по речевому развитию. Путешествие по сказке....