Конспект занятия по чтению художественного произведения "Листопадничек" и развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Филиппова Анна Александровна

Конспект занятия по чтению художественной  литературы и развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopadnichek.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной  литературы и развитию речи в подготовительной группе.

Филиппова Анна Александровна

МАДОУ № 15 «Сибирячок», г. Канск

2021г.

Тема: Построение пространственной модели к сказке «Листопадничек».

Цель: - закреплять знания о признаках осени,  о животных;

 - продолжать учить строить пространственной модели, грамматически правильные предложения;

- учить анализировать произведение;

- развивать умения пересказывать сказку с опорой на модель;

- воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа: 

- чтение сказки Микитова – Соколова «Листопадничек»;

- разучивание слов физкультминутки «Зайчик серенький».

Виды деятельности:

 Коммуникативный: беседа, пересказ.

 Игровой: дидактическая игра «Собери животных», физкультминутка «Зайчик серенький», игра - танец.

Ход занятия:

Воспитатель:

Поприветствуем гостей

И приступим поскорей.

А чтобы занятье прошло каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Ребята, давайте подарим друг другу улыбку и  пожелаем удачи.

Беседа.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень).

Дети: - осень.

Воспитатель: - До осени какое время года было?

Дети: - лето.

Воспитатель: - За осенью какое время года будет?

Дети: - зима.

Воспитатель: - По каким признакам вы узнали, что сейчас осень?

Дети: ответ детей

Воспитатель: - Какая сейчас осень - ранняя или поздняя?

Дети: - ранняя.

Воспитатель: - Назовите признаки ранней осени (поздней осени)?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: - Каждое время года по своему прекрасно, правда, ребята? Многие писатели и поэты пишут об осени, что она богатая, золотая, прекрасная, очаровательная пора.  

Воспитатель: - А сказка Микитова –Соколова «Листопадничек» относится к осеннему произведению?

Воспитатель: - Почему это произведение можно отнести к осенним произведениям?

Дети: ответ детей

Воспитатель: - А про повадки лесных зверей можно узнать, прочитав это произведение?

Дети: ответ детей

Предлагается  дидактическая игра «Собери животных». (Разрезные картинки животных нашего края). Дети собираются у столов подгруппами по 3 ребёнка (собирают картинки, называют животных и основные их повадки).

Воспитатель: - О каких животных  вы узнали собрав картинки? А о них говорится в сказке «Листопадничек»?

Дети: - Бобры, медведь, ёж и т.д.

Воспитатель: - Кого охотники называют Листопадничком?

Дети: - зайчишек родившихся ранней осенью.

(Физкультминутка)

-А теперь, ребятки, встаньте как зайчата.

Зайка серенький сидит (Дети сидят на корточках)

И ушами шевелит. (Делают руками движения)

Зайке холодно сидеть, (Руками обнимают себя)

Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)

Лапки вверх, лапки вниз, (Соответсвующие движения)

На носочках поднимись, (Соответсвующие  движения)

Лапки ставить на бочок, (Соотвествующие движения)

На носочках скок-скок. (Соответсвующие движения)

А затем вприсядку, (Соответсвующие движения)

Чтоб не мерзли лапки. (Хлопают в ладошки)

Деление сказки на части для построения пространственной модели.

Воспитатель: - Какую же сказку вы слушали на прошлом занятие?

- О ком же эта сказка?

Дети: - О зайчатах-листопадничках.

Воспитатель: - А почему их так называют?

Дети: - Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья, листопад.

1.Воспитатель: - Чем занимались зайчата каждое утро?

Дети: - Смотрели на журавлей.

Воспитатель: - Как понять долговязые журавли?

Дети: - высокие, нескладные, худощавые.

Воспитатель: - О чём мечтал самый маленький зайчонок?

Дети: - Улететь вместе с журавлями в теплые края.

Воспитатель: - Так о чем же эта часть?

Дети: - О мечте листопадничка.

2. Воспитатель: - Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

Дети: - Пришла осень, на улице стало холодно.

Воспитатель: - Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

Дети: - Будто они прощаются с ними и кричат: «Прощайте, милые листопаднички!».

Воспитатель: - Чем же в это время занимались другие звери?

Дети: - Строили норы, берлоги, жилища на зиму.

Воспитатель: - Как стало в лесу?

Дети: - Грустно, тихо, одиноко.

Воспитатель: - Спасибо, ребята. Так о чем же эта часть сказки?

Дети: - О подготовке животных к зиме.

3. Воспитатель: - А чего испугался Листопадничек?

Дети: - Что придут холода и он замерзнет.

Воспитатель: - И что же задумал маленький зайчонок?

Дети: - Искать теплый мягкий дом, где можно переждать зиму.

Воспитатель: Куда же он отправился? И кого встретил?

Дети: - Он бежал по лесу, и увидел как бобры строят хатку на зиму. Он попросился на зиму к ним, и они его взяли к себе.

Воспитатель:  - Эта часть сказки о встречи зайчонка с бобрами.

4. Воспитатель: - Почему же затосковал зайчонок в хатке бобров?

Дети: - Ему захотелось домой к родной маме. Он совсем не умел плавать. И у бобров он ел горькую кору, а ему хотелось покушать сладкой редьки.

Воспитатель: - Какое решение он принял?

Дети: - Убегать от бобров к маме. Сначала у него не получилось, так как выход был только из воды. Но когда был потоп, бобер вытащил его на своей спине на берег. И он сразу побежал к маме.

Воспитатель: - А как вы считаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?

Что он хотел сказать своим читателям?

Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше!

Игра (играет музыка)

Воспитатель: Поиграем:

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек.

Хвостиком повилял и обратно поскакал.

Воспитатель: - Итак, мы с вами разделили сказку на 4 части. Давайте обозначим каждого героя сказки.

Начнем с главных героев. Как мы обозначаем зайчат?

Дети: - Серые маленькие кружочки это зайчата, а серый большой круг – это мама-зайчиха (на доску выставляются круги).

Воспитатель: - Как обозначим бобров? А маленьких бобриков?

Дети: - Коричневые большие кружочки бобры, бобрята  - маленькие коричневые.

Воспитатель: - Журавлей?

Дети: - Черные треугольники (выставляются треугольники).

Воспитатель: - А теперь мы с вами разделимся на 4 команды, каждая из которой будет рисовать части из сказки.

(первая команда рисует начало сказки, вторая – вторую часть сказки, следующая команда – третью часть, и четвертая команда рисует последнюю часть сказки). Рисунки в виде моделей, из обозначенных нами заместителей.

- Молодцы! Я вижу все справились.

Итак, начинаем сказку:

Дети по очереди из каждой команды выходят, рассказывают, что нарисовали и пересказывают свою часть.

Воспитатель:

Спасибо, на этом наша сказка закончилась.

Понравилась вам сказка?

Воспитатель опрашивает каждого ребенка (по эпизодам) пересказать сказку по собственной схеме-иллюстрации.

Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка? Что он хотел сказать своим читателям?

Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе

Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе "Как научиться добрыми нам быть"

Конспект занятия по произведению Шела Сильверстайна "Щедрое дерево". Цель занятия научить детей давать оценку своим и чужим поступкам. Уметь анализировать их....

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"

Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....

Конспект занятия по образовательной области развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Цель: познакомить с историей книги и её созданием Программное содержание:    Образовательные  задачи: углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценност...

Конспект занятия по образовательной области развитие речи в подготовительной группе

Конспект разработан по речевому развитию. Путешествие по сказке....