Занятие по развития речи В.Г. Сутеева «Три котёнка» НОД во 2 младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Малахова Екатерина Сергеевна

Образовательная деятельность во второй младшей группе по развитию речи

(художественная литература)

Сторисек по сказке В.Г.  Сутеева «Три котёнка»

Цель: целостное восприятие литературной сказки В.Сутеева «Три котенка».

Задачи:

  1. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом героев и происшествиями с ними;
  3. Развивать умение передавать содержание сказки в игре-драматизации;
  4. Развивать умение употреблять существительные с предлогами (на, за, под, в, около);
  5. Упражнять детей в правильном произношении гласных (а, о, у, ы, э, и) и согласных (т, к-г, ш, б).

Компоненты для сторисека по сказке В.Сутеева «Три котёнка»

  • Мешок (чемодан).
  • Сказка В. Сутеева «Три котёнка»
  • Аудио сказка (CD).
  • Мультфильм (DVD).
  • Загадки про животных.
  • Маски, игрушки  – прообразы героев сказки (белый, серый чёрный котята, рыбка, лягушка, мышка).
  • Игрушки: котята, мышка, рыбка.
  • Трафареты с домашними животными, рыбками.
  • Раскраски по сказке и карандаши.
  • Настольные игры: домашние животные, лото.
  • Научно - познавательные энциклопедии о домашних животных.

Коммуникативная игра «Бусинки»

Воспитатель идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребёнка, образуя длинную цепь – «бусы».  Ведущий медленно поёт:

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили,

Бусинки, бусинки.

Как мы бусами играли,

Как на нитку собирали

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Как мы бусы  завивали,

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Останавливается и говорит: «Играли, играли мы бусами. А ниточка запуталась. Стали распутывать, она порвалась. Все бусинки раскатились - разбежались во все стороны: Бах! Тарарах! (Дети разбегаются по группе)» Ой, далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котёнок. Он совсем маленький. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, скажите доброе слово.

Дети передают по кругу воображаемого котенка

Раздаётся звук: Мяууу.

Воспитатель: Ой. Кто это?

Дети:  Котёнок?

Воспитатель: - Где же он плачет? Может быть зовёт нас? Давайте его найдём. (Ищем по всей группе. Дети сами находят, сами берут в руки).

Воспитатель: Посмотрите на котёнка, расскажите какого он цвета?

Дети:  Белый?

Воспитатель: Потрогайте какой котёнок?

Дети:  Пушистый, мягкий.

Воспитатель: Котенок - домашнее или дикое животное?

Дети: Домашнее?

Воспитатель: Почему?

Дети: Живёт рядом с человеком и человек за ним ухаживает.

Воспитатель:  Из какой сказки пришёл котёнок?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: (От лица котёнка) Ребята, у меня есть братья Чёрный и Серый. Я их потерял. Вы не видели их?

Воспитатель: (От лица котёнка).Помогите мне их найти. Мы вместе ехали в кинотеатр на автобусе и потерялись.

Воспитатель:  Ребята, о чём просит котёнок?

Воспитатель: Что такое кинотеатр?

Воспитатель: На чём ехали котята?

Воспитатель: Хотите поехать на автобусе в кинотеатр? Может быть там найдём Серого и Чёрного котят.

Воспитатель: Из чего сделать автобус?

(Из стульчиков делаем автобус).

Воспитатель: Чтобы ехать на автобусе, нужны билеты. Билетами будут геометрические фигуры. Выберите себе билетики и найдите своё место с такой же фигурой.

Когда мы сели в автобус, то как нас называют?

Как нужно вести себя пассажирам в автобусе?

Чтобы было веселее ехать, повторяйте за мной чистоговорки

(Можно со сменой голоса тихо – громко, шёпотом).

Ты – ты – ты- разноцветные коты.

Ошка- ошка – ошка – заботливая кошка.

Тята – тята – тята- бегают котята.

Тёнок- тёнок – тёнок – маленький котёнок.

От – от- от – чёрный кот.

Шей- шей – шей – ловят котята мышей.

Ыбка- ыбка- ыбка- уплыла от кошки рыбка.

Ёнок- ёнок- ёнок- серый маленький котёнок.

Ко – ко –ко – котята любят молоко.

Воспитатель: Вот мы  и приехали в кинотеатр. Сейчас будем смотреть мультфильм. Возьмите себе подушечки, усаживайтесь поудобнее. Посмотрите мультфильм и скажите, как он называется.

(Просмотр мультфильма «Тир котенка» по сказке В.Сутеева).

Воспитатель: Как называется мультфильм?

Воспитатель: Как котята превратились в белых котят?

Воспитатель:  Кто помог котятам превратиться в чёрных котят?

Воспитатель:  Как это произошло?

Воспитатель: За кем котята прыгнули в пруд?

Воспитатель: Что с ними произошло потом?

Воспитатель: Мне кажется мы недавно читали с вами такую сказку в книге. Вспомнили? Где же она?

Дети вспоминают про чемодан сказок,обращаем внимание на чемодан

Воспитатель: Давайте посмотрим, может быть в чемодане сказок появилось что-нибудь новое?

Поставить чемодан в круг и рассмотреть его содержимое.

Начать с книги, рассмотреть картинки, обратить внимание на знакомые предметы.

Воспитатель: Что новое появилось в чемодане? (маски)

Воспитатель: Выбирайте себе маски и надевайте их.

Ребята, а о чём нас просил Белый котёнок?

Где же котята спрятались? Может быть в сказочном чемодане, давайте   заглянем ещё раз в чемодан.

Смотрите, вот же они. (Плоскостные фигурки котят). Выберите себе котёнка. Они очень любят играть в прятки. Прячутся то на крыше, то за забором, то на дереве или под зонтиком.

(Показ картинок домик, дерево, забор, зонтик, стул, окно, коробка, машинка)

Воспитатель: Поиграем с котятами в прятки? Пока звучит музыка, котята резвятся, играют. Как музыка остановилась, спрячьте своего котёнка на картинку и скажите, куда спрятался котёнок.

Говорить будем так: «Серый котёнок спрятался за забором (на крыше, на стуле, под зонтиком и т.д. в соответствии с картинками)».

Игра 2-3 раза

Воспитатель: Ребята, мы нашли братьев Белого котёнка?

Какое настроение стало у Белого котёнка? Что вы делаете, когда у вас весёлое настроение?

Хотите поиграть в сказку?

Когда вы надели маски, то кем вы стали (котята, лягушата, мышата)?

Мышки, покажите, как вы будете ходить и разговаривать.

(Показ детей).

Воспитатель: Ходят тихо - тихо, мягко и пищат.

Дети: - Пи – пи- пи.

Воспитатель: Теперь покажем кошку.

Как у нашей кошки

Руки перед собой

Подросли котята

Руки вверх

Пушистые ребята

Поглаживание

Спинки выгибают

Наклоны

Хвостиком виляют

Показ хвостика

А у них на лапках острые царапки

Показ коготков

Вот котятки моют лапки

Поглаживание кистей рук

Моют ушки

Поглаживание ушек

Моют брюшки

Поглаживание брюшка

Целый день, целый день

Умываться им не лень

Поглаживание рук

Воспитатель: Покажите, как лягушки ходят, как говорят.

Как плавают рыбки? Покажем руками, как плавают рыбки.

Я буду рассказывать сказку, а вы выполнять действия.

Инсценировка сказки «Три котёнка».

Три котёнка Берый, Серый, Чёрный увидели мышек.

Мышки, мышки выходите.

Порезвитесь, попляшите.

Дети-мыщки: - Пи- пи- пи.

Увидали котята мышат и побежали за ними.

(Котята догоняют мышат).

Куда мышки спрятались?

Мышки бегите к мешку с мукой

(Ширма на ней изображен мешок с мукой, дети – мышки убегают за ширму).

Мышки убежали, а из мешка вылезли три белых котёнка.

Три белых котёнка увидели лягушек.

Вот лягушки по дорожке.

Скачут, вытянувши ножки

Ква – ква – ква –ква!

Скачут, вытянувши ножки

Их котята увидали и

За ними побежали.

Лягушки запрыгнули в старую самоварную трубу и котята за ними.

(Дети пролезают в тоннель)

Лягушки ускакали. А из трубы вылезли три чёрных котёнка.

Три чёрных котёнка увидели рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбки»

Рыбки плавают,

Резвятся в чистой,

Тёпленькой воде

Ладони сомкнуты, имитация плавающей рыбки

То сожмутся – разожмутся,

Сжимаются - разжимаются

То зароются в песке

Зарываются

 Рыбки уплыли, а на берег вылезли три мокрых котёнка. Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как прежде  -  Белый, Серый, Чёрный.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в сказку? Что вас рассмешило в сказке?

Заглянем в наш волшебный чемодан, что же там есть ещё?

Посмотрите схемы кошек и цветные палочки, для чего они?

Фигурки котят из палочек можно сделать в группе. Поедем в детский сад на автобусе, а я возьму чемодан.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность во второй младшей группе по развитию речи

(художественная литература)

Сторисек по сказке В.Г.  Сутеева «Три котёнка»

Цель: целостное восприятие литературной сказки В.Сутеева «Три котенка».

Задачи:

  1. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом героев и происшествиями с ними;
  3. Развивать умение передавать содержание сказки в игре-драматизации;
  4. Развивать умение употреблять существительные с предлогами (на, за, под, в, около);
  5. Упражнять детей в правильном произношении гласных (а, о, у, ы, э, и) и согласных (т, к-г, ш, б).

Компоненты для сторисека по сказке В.Сутеева «Три котёнка»

  • Мешок (чемодан).
  • Сказка В. Сутеева «Три котёнка»
  • Аудио сказка (CD).
  • Мультфильм (DVD).
  • Загадки про животных.
  • Маски, игрушки  – прообразы героев сказки (белый, серый чёрный котята, рыбка, лягушка, мышка).
  • Игрушки: котята, мышка, рыбка.
  • Трафареты с домашними животными, рыбками.
  • Раскраски по сказке и карандаши.
  • Настольные игры: домашние животные, лото.
  • Научно - познавательные энциклопедии о домашних животных.

Коммуникативная игра «Бусинки»

Воспитатель идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребёнка, образуя длинную цепь – «бусы».  Ведущий медленно поёт:

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили,

Бусинки, бусинки.

Как мы бусами играли,

Как на нитку собирали

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Как мы бусы  завивали,

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Останавливается и говорит: «Играли, играли мы бусами. А ниточка запуталась. Стали распутывать, она порвалась. Все бусинки раскатились - разбежались во все стороны: Бах! Тарарах! (Дети разбегаются по группе)» Ой, далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котёнок. Он совсем маленький. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, скажите доброе слово.

Дети передают по кругу воображаемого котенка

Раздаётся звук: Мяууу.

Воспитатель: Ой. Кто это?

Дети:  Котёнок?

Воспитатель: - Где же он плачет? Может быть зовёт нас? Давайте его найдём. (Ищем по всей группе. Дети сами находят, сами берут в руки).

Воспитатель: Посмотрите на котёнка, расскажите какого он цвета?

Дети:  Белый?

Воспитатель: Потрогайте какой котёнок?

Дети:  Пушистый, мягкий.

Воспитатель: Котенок - домашнее или дикое животное?

Дети: Домашнее?

Воспитатель: Почему?

Дети: Живёт рядом с человеком и человек за ним ухаживает.

Воспитатель:  Из какой сказки пришёл котёнок?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: (От лица котёнка) Ребята, у меня есть братья Чёрный и Серый. Я их потерял. Вы не видели их?

Воспитатель: (От лица котёнка).Помогите мне их найти. Мы вместе ехали в кинотеатр на автобусе и потерялись.

Воспитатель:  Ребята, о чём просит котёнок?

Воспитатель: Что такое кинотеатр?

Воспитатель: На чём ехали котята?

Воспитатель: Хотите поехать на автобусе в кинотеатр? Может быть там найдём Серого и Чёрного котят.

Воспитатель: Из чего сделать автобус?

(Из стульчиков делаем автобус).

Воспитатель: Чтобы ехать на автобусе, нужны билеты. Билетами будут геометрические фигуры. Выберите себе билетики и найдите своё место с такой же фигурой.

Когда мы сели в автобус, то как нас называют?

Как нужно вести себя пассажирам в автобусе?

Чтобы было веселее ехать, повторяйте за мной чистоговорки

(Можно со сменой голоса тихо – громко, шёпотом).

Ты – ты – ты- разноцветные коты.

Ошка- ошка – ошка – заботливая кошка.

Тята – тята – тята- бегают котята.

Тёнок- тёнок – тёнок – маленький котёнок.

От – от- от – чёрный кот.

Шей- шей – шей – ловят котята мышей.

Ыбка- ыбка- ыбка- уплыла от кошки рыбка.

Ёнок- ёнок- ёнок- серый маленький котёнок.

Ко – ко –ко – котята любят молоко.

Воспитатель: Вот мы  и приехали в кинотеатр. Сейчас будем смотреть мультфильм. Возьмите себе подушечки, усаживайтесь поудобнее. Посмотрите мультфильм и скажите, как он называется.

(Просмотр мультфильма «Тир котенка» по сказке В.Сутеева).

Воспитатель: Как называется мультфильм?

Воспитатель: Как котята превратились в белых котят?

Воспитатель:  Кто помог котятам превратиться в чёрных котят?

Воспитатель:  Как это произошло?

Воспитатель: За кем котята прыгнули в пруд?

Воспитатель: Что с ними произошло потом?

Воспитатель: Мне кажется мы недавно читали с вами такую сказку в книге. Вспомнили? Где же она?

Дети вспоминают про чемодан сказок,обращаем внимание на чемодан

Воспитатель: Давайте посмотрим, может быть в чемодане сказок появилось что-нибудь новое?

Поставить чемодан в круг и рассмотреть его содержимое.

Начать с книги, рассмотреть картинки, обратить внимание на знакомые предметы.

Воспитатель: Что новое появилось в чемодане? (маски)

Воспитатель: Выбирайте себе маски и надевайте их.

Ребята, а о чём нас просил Белый котёнок?

Где же котята спрятались? Может быть в сказочном чемодане, давайте   заглянем ещё раз в чемодан.

Смотрите, вот же они. (Плоскостные фигурки котят). Выберите себе котёнка. Они очень любят играть в прятки. Прячутся то на крыше, то за забором, то на дереве или под зонтиком.

(Показ картинок домик, дерево, забор, зонтик, стул, окно, коробка, машинка)

Воспитатель: Поиграем с котятами в прятки? Пока звучит музыка, котята резвятся, играют. Как музыка остановилась, спрячьте своего котёнка на картинку и скажите, куда спрятался котёнок.

Говорить будем так: «Серый котёнок спрятался за забором (на крыше, на стуле, под зонтиком и т.д. в соответствии с картинками)».

Игра 2-3 раза

Воспитатель: Ребята, мы нашли братьев Белого котёнка?

Какое настроение стало у Белого котёнка? Что вы делаете, когда у вас весёлое настроение?

Хотите поиграть в сказку?

Когда вы надели маски, то кем вы стали (котята, лягушата, мышата)?

Мышки, покажите, как вы будете ходить и разговаривать.

(Показ детей).

Воспитатель: Ходят тихо - тихо, мягко и пищат.

Дети: - Пи – пи- пи.

Воспитатель: Теперь покажем кошку.

Как у нашей кошки

Руки перед собой

Подросли котята

Руки вверх

Пушистые ребята

Поглаживание

Спинки выгибают

Наклоны

Хвостиком виляют

Показ хвостика

А у них на лапках острые царапки

Показ коготков

Вот котятки моют лапки

Поглаживание кистей рук

Моют ушки

Поглаживание ушек

Моют брюшки

Поглаживание брюшка

Целый день, целый день

Умываться им не лень

Поглаживание рук

Воспитатель: Покажите, как лягушки ходят, как говорят.

Как плавают рыбки? Покажем руками, как плавают рыбки.

Я буду рассказывать сказку, а вы выполнять действия.

Инсценировка сказки «Три котёнка».

Три котёнка Берый, Серый, Чёрный увидели мышек.

Мышки, мышки выходите.

Порезвитесь, попляшите.

Дети-мыщки: - Пи- пи- пи.

Увидали котята мышат и побежали за ними.

(Котята догоняют мышат).

Куда мышки спрятались?

Мышки бегите к мешку с мукой

(Ширма на ней изображен мешок с мукой, дети – мышки убегают за ширму).

Мышки убежали, а из мешка вылезли три белых котёнка.

Три белых котёнка увидели лягушек.

Вот лягушки по дорожке.

Скачут, вытянувши ножки

Ква – ква – ква –ква!

Скачут, вытянувши ножки

Их котята увидали и

За ними побежали.

Лягушки запрыгнули в старую самоварную трубу и котята за ними.

(Дети пролезают в тоннель)

Лягушки ускакали. А из трубы вылезли три чёрных котёнка.

Три чёрных котёнка увидели рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбки»

Рыбки плавают,

Резвятся в чистой,

Тёпленькой воде

Ладони сомкнуты, имитация плавающей рыбки

То сожмутся – разожмутся,

Сжимаются - разжимаются

То зароются в песке

Зарываются

 Рыбки уплыли, а на берег вылезли три мокрых котёнка. Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как прежде  -  Белый, Серый, Чёрный.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в сказку? Что вас рассмешило в сказке?

Заглянем в наш волшебный чемодан, что же там есть ещё?

Посмотрите схемы кошек и цветные палочки, для чего они?

Фигурки котят из палочек можно сделать в группе. Поедем в детский сад на автобусе, а я возьму чемодан.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Комплексное занятие по развитию речи "Дружная семья: Петушок, Курочка и цыплята" (вторая младшая группа).

Комплексное игровое занятие по развитию речи для детей 2-ой младшей группы, на котором осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественная литература, ...

Комплексное занятие по развитию речи и аппликации "В гостях у сказки" (первая младшая группа)

Это занятие использовалось мной, как итоговое мероприятие в конце уч.года....

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе Цель. Уточнить представление о том, что вода необходима всемживым существам (растениям, животным, людям; людям...