Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_skazki.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
Цели: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
- Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
- Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
- Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
- Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
- Словарная работа: подкрадывается. «куда глаза глядят»
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».
Материалы и оборудование: книга сказок, презентация, иллюстрации к сказке.
Ход занятия:
Вводная часть.
Првевтствие: Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка. (дети садятся на коврик)
Основная часть.
Воспитатель: Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да)
Воспитатель загадывает загадку:
«Спозаранку он встаёт,
Звонким голосом поёт.
Травку разгребает,
Зёрна собирает.
У него есть гребешок,
Кто он дети…» (Петушок)
Задаёт вопросы:
Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)
Как ходит петух? (важно)
Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
Физминутка: "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали».
Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).
4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).
Игра «Расставь по порядку»
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации по сказке, и расставить из по порядку в соответствии с развитием сюжета
Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.
«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель.
– С чего надо начать пересказ - сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? ( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха ) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её )».
Составление плана:
«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».
Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку:
Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель выбирает ребёнка на роль рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.
Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.
- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?
Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.
Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.
- Молодцы, справились с этим заданием. Очень важно, чтобы слова находились на своем месте.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию Тема «Путешествие по сказкам» Для детей 2 младшей группы
Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам....
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по речевому развитиюТема: «Путешествие в страну сказок»...
Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Этическая беседа о честности и правдивости"
Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.Тема: «Беседа о честности и правдивости». Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формирова...
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Не бойся сказки…»
Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.Задачи. Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь,...
Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "
Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....
Конспект занятия по речевому развитию. Тема: ” Эти мудрые сказки!”
Цель: познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать наизусть; самос...
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...