Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Не бойся сказки…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.
Задачи.
- Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; развивать внимание, память;
- Пополнить литературный багаж детей притчей «Солнце и ветер». Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
- Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, притчей. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
- Воспитывать интерес и любовь к чтению сказок; желание и умение слушать художественные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu_ne_boysya_skazki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей.
Воспитатель:
Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.
Давайте и мы так сделаем.
Солнце красному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди: взрослые и малыши...
Дети:
Вам привет от всей души!
Вносят конверт.
Воспитатель читает адрес: -г Сергиев Посад, ул. Шлякова, д 20/8, д/с «Чайка» подготовительная группа «Ромашки» - наш адрес.
Здравствуйте, ребята! Вы наши лучшие друзья, посылаем вам наш музыкальный привет.
Презентация : Музыкальный привет - «Чудо - сказка»
Воспитатель. Ребята, вы, уже догадались, кто прислал нам письмо?
Дети отвечают.
Воспитатель читает письмо дальше.
- Послушайте, что пишут сказочные герои.
-Дорогие ребятишки: девчонки и мальчишки, с самого раннего детства вас окружают сказки. Вам читали их в детском саду и дома. Скоро вы пойдёте в школу, и будете читать сказки самостоятельно. Мы, сказочные герои, хотим проверить, внимательно ли вы слушали сказки, сможете ли вы выполнить наши задания.
Задание №1.
Какие бывают сказки?
Дети: Сказки бывают народные и авторские.
Воспитатель. Правильно. Какие народные сказки вы знаете? ( Дети: «Царевна-лягушка», «По -щучьему веленью», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Снегурочка» и др.)
Воспитатель. Сказка, какого писателя вам нравится больше всего? ( Дети называют любимого автора и сказку).
Задание №2
Посмотрите на экран, каким героям сказок принадлежат эти предметы?
Ответы детей.
Воспитатель. Если эти предметы из сказки, то какие они?
Дети. Сказочные
Задание №3
Воспитатель. Посмотрите на экран и отгадайте загадки;
Слайд №1
1.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»
Слайд№2
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток-
Полетишь на восток,
И на север, и на юг
И вернёшься в детский круг.
Что же это за сказка?
Сказка «Цветик - семицветик»
Слайд№3
3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слайд№4
4. Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.
(Золушка).
Слайд №5
5. Прямо в болото упала стрела!
В этом болоте царевна жила
Как звали царевну, скажи на ушко
Я знаю, ты помнишь…
(Царевна – лягушка)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки.
Воспитатель: - Возьму волшебную палочку, а вы внимательно следите за палочкой глазами.
( Воспитатель берёт палочку с « экрана»)
Зрительная гимнастика
Вот стоит красивый лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (движения палочкой вправо – влево)
Дятел сверху тук, да тук! (движения вверх-вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли (движения палочкой -змейка)
И задание - следующее для нас нашли (палочкой указывает на экран)
Следующее задание
Задание №4
Расскажите: чем отличается сказка от рассказа?
Дети: - « В сказках есть волшебство: разговаривают звери, растения и предметы, они помогают людям; в сказках есть герои, которых не существует - Кащей бессмертный, Баба Яга, змей Горыныч; в сказках происходит то, чего не бывает в жизни). А в рассказах всё по-настоящему, как в жизни» .
Воспитатель. Правильно, ребята. Вы всё знаете о сказках.
Задание №5
Посмотрите на персонажей сказок и скажите, какой герой лишний в верхнем ряду. Почему? Какие поступки совершает этот герой?
Ответы детей
Какой герой лишний в нижнем ряду? Расскажи о нём.
Дети называют и объясняют.
Воспитатель. Вставайте в круг, я предлагаю сыграть в игру. Я назову слово, а тот, у кого волшебная палочка, назовёт противоположное слово.
Злой – добрый,
сильный – слабый,
старый – молодой,
весёлый – грустный,
смелый – трусливый,
ленивый - трудолюбивый
умный - глупый
Воспитатель: Я так рада за вас, ребята, вы справились со всеми заданиями от сказочных героев.
Пора отдохнуть
Физминутка.
Теремок
В чистом поле теремок ( руки над головой, в виде крыши)
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили, ( загибаем пальчики)
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой, бег на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сказочные герои хотят познакомить нас с новым видом сказки- с притчей. Повторите хором – притча. ( Индивидуальные ответы). Притча это - поучительная сказка, которая помогает, не обижая героя указать ему на злые поступки или плохое поведение.
Словарная работа. Уточнение и объяснение значения слов.
- Что означает слово - «сердитый»? (злой)
-Как вы понимаете выражение - « померяться силами»? (узнать кто сильнее)
-Известно ли вам значение выражения - «дуть, что было мочи»? (изо всех сил)
-Что такое «бессилие»? (без сил, слабость)
-Что означает слово «приободрился»? (повеселел)
-Что означает слово « благословил»? (пожелал блага – добра)
-Что значит слово «кроткий»? ( скромный, послушный)
Воспитатель: Я прочту вам сказку-притчу «Солнце и ветер», а вы подумайте, в чём смысл этой притчи?
Чтение сказки – притчи.
Беседа по содержанию сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке на экране
-О чём поспорили солнце и ветер? ( Кто из них сильнее)
-Как ветер решил доказать, что он сильнее? ( Он решил налететь на путешественника и сорвать с него плащ)
-Получилось ли у ветра, сорвать плащ с путешественника? (Нет, не получилось, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом)
-Что сделало солнце, видя бессилие ветра? (улыбнулось, обогрело землю)
-Смогло ли солнце снять плащ с путешественника? (Да, путешественник сам снял плащ)
-Что сказало солнце сердитому ветру? (лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в сказке? (То, что солнце сказало, что лаской и добротой можно сделать более, чем гневом и злом)
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка – притча? (Тому, что надо делать добрые дела, а силой и грубостью ничего не добьёшься) Доброму слову — добрый ответ.
Какие пословицы о добре и доброте вы ещё знаете.
Дети называют пословицы.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Мир не без добрых людей.
- Добрые слова и ворота открывают.
- Доброе слово, что дождь в засуху.
- На добрый привет – добрый ответ.
Воспитатель .
Я предлагаю вам придумать дома свою притчу, и мы запишем её в летопись нашей группы.
Я покажу её другим детям, когда вы уйдёте в школу. Это будет ваше первое доброе дело.
Восп. Я благодарю вас, ребята за ваши хорошие ответы.
Сегодня вы были - умными, старательными, добрыми.
Восп: И я надеюсь, что вы всегда будете добрыми и радовать
окружающих своими добрыми делами.
Восп: За вашу доброту и старания персонажи сказок приготовили вам подарки.
Восп : А, теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Хором: До свидания, всего Вам ДОБРОГО!
Управление образования администрации
Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного типа №39»
Конспект занятия по речевому развитию
Тема: «Не бойся сказки…»
Составил воспитатель I категории: Воронина А.П.
Г Сергиев Посад, 2018г
Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.
Задачи.
- Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; развивать внимание, память;
- Пополнить литературный багаж детей притчей «Солнце и ветер». Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
- Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, притчей. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
- Воспитывать интерес и любовь к чтению сказок; желание и умение слушать художественные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию Тема «Путешествие по сказкам» Для детей 2 младшей группы
Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам....
План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе ОО "Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказкам"
План- конспект НОД ОО "Речевое развитие" Тема " Путешествие по сказкам"....
Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель ...
Интегрированное занятие по познавательному развитию (фэмп) и речевому развитию.Тема: «Путешествие по сказкам»
Задачи:Учить детей сравнивать части множества предметов, определяя их равенство или неравенство, уравнивать их.Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.Развивать представление о г...
Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.
Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...
НОД по ОО "Речевое развитие". Тема " Путешествие по сказке Золушка"
Конспект НОД для подготовительной группы...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию Тема: « Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева»
На неделе профессионального роста в детском саду проведено мероприятие по НОД с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию. Тема: " Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева"...