Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Не бойся сказки…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воронина Анна Петровна

Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.

Задачи.

 

  • Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; развивать внимание, память;
  • Пополнить литературный багаж детей притчей «Солнце и ветер». Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, притчей. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
  • Воспитывать интерес и любовь к чтению сказок; желание и умение слушать художественные произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu_ne_boysya_skazki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:  Сегодня у нас много гостей.

Воспитатель:

Вы  знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Давайте и мы так сделаем.

Солнце красному...

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному...

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди: взрослые и малыши...

Дети:

Вам привет от всей души!

Вносят  конверт.

Воспитатель читает адрес: -г Сергиев Посад, ул. Шлякова, д 20/8, д/с «Чайка» подготовительная группа «Ромашки» -  наш адрес.

Здравствуйте, ребята! Вы наши лучшие друзья, посылаем вам наш музыкальный привет.

Презентация : Музыкальный привет - «Чудо - сказка»

Воспитатель. Ребята, вы,  уже догадались, кто прислал нам письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель читает письмо дальше.

- Послушайте, что  пишут сказочные герои.

-Дорогие ребятишки: девчонки и мальчишки,  с самого раннего детства вас окружают сказки. Вам читали их в детском саду и дома. Скоро вы пойдёте в школу, и будете читать  сказки самостоятельно.  Мы, сказочные герои,  хотим проверить, внимательно ли вы слушали сказки, сможете ли вы выполнить наши задания.

Задание №1.

Какие бывают сказки?

Дети: Сказки бывают  народные  и  авторские.

Воспитатель. Правильно.  Какие народные сказки вы знаете? ( Дети:  «Царевна-лягушка», «По -щучьему веленью», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Снегурочка» и др.)

Воспитатель. Сказка, какого писателя вам нравится больше всего? ( Дети называют любимого автора и сказку).

Задание №2

Посмотрите на экран, каким героям сказок принадлежат эти предметы?

Ответы детей.

Воспитатель.  Если эти предметы из сказки, то какие они?

Дети. Сказочные

Задание №3

Воспитатель.  Посмотрите на экран и отгадайте загадки;

Слайд №1
1.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

Слайд№2

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток-

Полетишь на восток,

И на север, и на юг

И вернёшься в детский круг.

Что же это за сказка?

Сказка «Цветик - семицветик»

Слайд№3
3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слайд№4

4. Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

 (Золушка).

Слайд №5

5. Прямо  в болото упала стрела!

В этом болоте царевна жила

Как звали царевну, скажи на ушко

Я знаю, ты помнишь…

(Царевна – лягушка)

Воспитатель:  Молодцы,  отгадали все загадки.

Воспитатель: -  Возьму волшебную палочку, а вы внимательно следите за палочкой глазами.

( Воспитатель берёт палочку с « экрана»)

Зрительная гимнастика

Вот стоит красивый лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения палочкой)

Слева – сосны, справа – ели. (движения палочкой вправо – влево)

Дятел сверху тук, да тук! (движения вверх-вниз)

По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли (движения палочкой -змейка)

И задание - следующее для нас нашли  (палочкой указывает на экран)

Следующее задание

Задание №4

  Расскажите:  чем отличается сказка от рассказа?

Дети: - « В сказках есть волшебство: разговаривают звери, растения и предметы, они помогают людям; в сказках есть герои, которых не существует - Кащей бессмертный, Баба Яга, змей Горыныч; в сказках происходит то, чего не бывает в жизни). А в рассказах всё по-настоящему, как в жизни» .

Воспитатель. Правильно, ребята. Вы всё знаете о сказках.

Задание №5

 Посмотрите на персонажей сказок и скажите, какой герой лишний в верхнем ряду. Почему? Какие поступки совершает этот герой?

Ответы детей

Какой герой лишний в нижнем ряду? Расскажи о нём.

Дети называют и объясняют.

Воспитатель. Вставайте в круг, я предлагаю сыграть в игру. Я назову слово, а тот, у кого волшебная палочка, назовёт противоположное слово.

Злой – добрый,

сильный – слабый,

старый – молодой,

весёлый – грустный,

смелый – трусливый,

ленивый  - трудолюбивый

умный - глупый

Воспитатель:  Я так рада за вас, ребята, вы справились со  всеми заданиями от сказочных героев.

Пора отдохнуть

Физминутка.

Теремок

В чистом поле теремок ( руки над головой, в виде крыши)
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили, ( загибаем пальчики)
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой, бег на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, сказочные герои хотят познакомить нас  с новым видом сказки- с притчей. Повторите хором – притча. ( Индивидуальные ответы). Притча это - поучительная сказка, которая помогает,  не обижая героя указать ему на  злые поступки или плохое поведение. 

Словарная работа. Уточнение и объяснение значения слов.

- Что означает слово -  «сердитый»?  (злой)

-Как вы понимаете выражение - « померяться силами»? (узнать кто сильнее)

-Известно ли вам значение выражения - «дуть, что было мочи»? (изо всех сил)

-Что такое «бессилие»?  (без сил, слабость)

-Что означает слово «приободрился»?  (повеселел)

-Что означает слово « благословил»?  (пожелал блага – добра)

-Что значит слово «кроткий»? ( скромный, послушный)

Воспитатель: Я прочту вам сказку-притчу «Солнце и ветер», а вы подумайте, в чём смысл этой притчи?

Чтение сказки – притчи.

Беседа по содержанию сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке на экране

-О чём поспорили солнце и ветер?  ( Кто из них сильнее)

-Как ветер решил доказать, что он сильнее?  ( Он решил налететь на путешественника и сорвать с него плащ)

-Получилось ли у ветра, сорвать плащ с путешественника?  (Нет, не получилось, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом)

-Что сделало солнце, видя бессилие ветра?  (улыбнулось, обогрело землю)

-Смогло ли солнце снять плащ с путешественника? (Да, путешественник сам снял плащ)

-Что сказало солнце сердитому ветру?  (лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом)

 Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в сказке?  (То, что солнце сказало, что  лаской и добротой можно сделать более, чем гневом и злом)

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка – притча?  (Тому, что надо делать добрые дела, а силой и грубостью ничего не добьёшься) Доброму слову — добрый ответ.

Какие пословицы о добре и доброте вы ещё знаете.

Дети называют пословицы.

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Мир не без добрых людей.
  • Добрые слова и ворота открывают.
  • Доброе слово, что дождь в засуху.
  • На добрый привет – добрый ответ.

Воспитатель . 

Я предлагаю вам придумать дома свою притчу, и мы запишем её в летопись нашей группы.

 Я  покажу её другим детям,  когда вы уйдёте в школу. Это будет ваше первое доброе дело.

Восп. Я благодарю вас, ребята за ваши хорошие ответы.

Сегодня вы были - умными, старательными, добрыми.

Восп: И я надеюсь, что вы  всегда будете добрыми и радовать

окружающих своими добрыми делами.

Восп: За вашу доброту и старания персонажи сказок  приготовили вам подарки.

Восп : А, теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.

        Хором: До свидания, всего Вам ДОБРОГО!

                           

  Управление образования администрации
       Сергиево-Посадского муниципального района

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                                         «Детский сад комбинированного типа №39»

                                           Конспект  занятия по речевому развитию                

                                                        Тема: «Не бойся сказки…»

                                       

 Составил воспитатель I категории: Воронина А.П.

                                           Г Сергиев Посад, 2018г

Цель. Развивать способности и инициативу детей; учить детей использовать свое мышление и воображение.

Задачи.

  • Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь; развивать внимание, память;
  • Пополнить литературный багаж детей притчей «Солнце и ветер». Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, притчей. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
  • Воспитывать интерес и любовь к чтению сказок; желание и умение слушать художественные произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  ...

Интегрированное занятие по познавательному развитию (фэмп) и речевому развитию.Тема: «Путешествие по сказкам»

Задачи:Учить детей сравнивать части множества предметов, определяя их равенство или неравенство, уравнивать их.Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.Развивать представление о г...

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию Тема: « Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева»

На неделе профессионального роста в детском саду проведено мероприятие по НОД с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию. Тема: " Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева"...