Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Этическая беседа о честности и правдивости"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.
Тема: «Беседа о честности и правдивости».
Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формировать правильное представление об этих качествах. Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.
Воспитывать чувство ответственности, сопереживания, сочувствия, доброту.
Учить связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение, давать свои суждения, развивать речевую активность, грамотность речи, развивать монологическую речь.
Активизация словаря: ложь, неправда, трусость, чуткость, честность, биография, колхоз.
Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.
Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя, мольберт, небольшая выставка книг Н. Носова.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, садитесь поближе. Сегодня у нас занятие на серьёзную тему. Думаю, что для каждого человека она важна.
Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.
Говорить правду даже в пустяках. Ложь вырвется и станет стыдно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно.
Давайте, ребята, вспомним литературные произведения, которые прочитали.
Дети: Рассказ «Косточка».
Воспитатель: Напомните, какой поступок совершил Ваня.
Дети:
Воспитатель: За свой поступок Ване стало стыдно до слёз. Да он ещё и струсил, узнав, что от косточки можно умереть. Назовите ещё рассказ.
Дети: Рассказ «Лгун».
Воспитатель: Какой конец этого рассказа?
Дети:
Воспитатель: Вот видите, что из-за лжи может случиться. Ложь – это зло. Какой рассказ написала Осеева?
Дети: Рассказ «Что легче?»
Воспитатель: Поговорим о героях этого рассказа.
Дети:
Воспитатель: Какой мальчик поступил правильно? Был ли он за это наказан?
Дети:
Воспитатель: Верно. Второй мальчик так и сказал: «А я правду скажу, правду всегда легче сказать потому, что она, правда, и придумывать ничего не надо».
Давай сейчас отдохнём с хороводом «Ворон».
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым произведением. Может кто – то его и слышал, но он поучителен, поэтому будьте внимательны, мы будем беседовать о поступках мальчикаов. А сейчас послушайте биографию детского писателя.
Показ портрета писателя.
Воспитатель: Николай Николаевич Носов родился на Украине в семье киноактёра. Когда вырос, Николай Николаевич сначала работал режиссёром, ставил мультфильмы, а затем стал писать для детей. Ему нравились мальчишки и девчонки, и ему хотелось писать не только яркие и весёлые истории, но и чтобы дети научились видеть хорошее и исправлять плохое: уважать друг друга, дружить, исправляли бы свои ошибки, делали правильные поступки…
Сегодня один из его рассказов на книжной полке.
Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.
Вопросы по содержанию:
1. Как называется произведение?
2. Кто автор?
3. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).
4. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).
5. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).
6. Как встретила Котьку мама? ( Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).
7. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).
8. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).
9. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).
10. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).
11. Что сказал сторож о съеденном огурце? (Дедушка понял, что мальчик осознал свой поступок, что съеденный огурец будет считаться подаренным).
12. Какой был дедушка? (Мудрый).
Чтение отрывка (…остановился, закричал: «Дедушка, а как будет считаться украл я съеденный огурец….. на душе у Котьки было радостно…).
Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе , что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.
А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?
Дети:
Воспитатель: Скажите, ребята, вы всегда говорите правду? Вспомните случаи нечестности в вашей жизни. Можно сейчас вот как раз признаться в этом.
Дети:
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о честности и правдивости, мудрые народные слова.
Дети: Правда светлее солнца.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
С правдой весь свет обойдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Воспитатель: Верно. Понравилось вам, ребята, вот так при всех сознаться в своих нечестных поступках, как будто сбросить тяжёлый груз с души…
Дети:
Воспитатель: И это дорого стоит! Каждый из вас должен стремиться быть честным, ведь это достойное качества человека. Желаю вам не хитрить и объяснять свои неверные поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ОО "Речевое развитие" развитие речи "Весёлое путешествие в Африку" старшая группа
Предлагаю конспект занятия в старшей группе по развитию речи....
Конспект занятия по речевому развитию "Беседа по сюжетным картинкам о семье" в подгот группе
Конспект занятия по речевому развитию "Беседа по сюжетным картинкам о семье" в подготовительной группе...
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...
Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Беседа о диких животных в лесу» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Способствование формированию представлений у детей о понятии диких животных....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...
Конспект занятия по речевому развитию (старший дошкольный возраст) Беседа по картине "Февральская лазурь"
Занятие направлено на развитие эмоционального и творческого воображения, устную речь.Учить выражать свои мысли ясно и чётко, умению общения со свсверстниками и взрослыми, высказывать свои чувства и на...