Волшебный мир сказок С.Я. Маршака Познавательно-творческий проект
проект по развитию речи (средняя группа)

Любовь Армянинова

Проек по творчеству С.Я Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sya_marshak.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Волшебный мир сказок С.Я. Маршака

Познавательно-творческий проект

  Описание проекта

 «Детская книга должна быть «открытием мира» для ребёнка,

должна расширить его знания о земле и людях,

воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства,

прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии»

С. Я. Маршак

Проект разработан в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Количество участников: 20

Вид проекта: познавательно – творческий.

Срок реализации: март-апрель

             Материально-техническое обеспечение проекта:

- книги с произведениями С.Я. Маршака;

- мультимедийная техника: Проектор, ноутбук;

- видеотека и презентации к НОД;

- дидактические игры: «Собери картинку», «Веселый счет», «Прядки в зоопарке», «Чья тень?»;

- конструктор «Лего» и деревянный;

- атрибуты и костюмы для театральной деятельности;

- материалы для творчества: карандаши, краски, пластилин.

        Взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными партнерами: родители воспитанников, специалисты детского сада, детская библиотека, краеведческий музей.

Результаты и формы представления проекта:

-  «Книжка-малышка» (творчество детей) по произведению "Детки в клетке", лэпбук «С.Я. Маршак»;

- выставка рисунков, сделанных детьми совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;

- литературный досуг «Веселая карусель»;

- театрализованное представление по мотивам сказки «Сказка о глупом мышонке»;

- участие на семейном литературном празднике в ДОУ «Почитай, мне мама».

Актуальность

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Творчество С. Я. Маршака посвящено детям. Его произведения насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств. Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.

Произведения С. Я. Маршака охватили самые разнообразные темы: азбука и счет, дикие и домашние животные, транспорт, профессии и ремесла (почта, пожарная часть, цирк, школа, библиотека), временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака, была выбрана тема данного проекта.

Проблема: чему нас научат произведения С.Я. Маршака?  Нужно ли нам читать книги?

Пути решения проблемы:

  • Познакомились с произведениями С.Я. Маршака;
  • Посетить детскую библиотеку;
  • Узнать больше о животных и профессиях, о которых рассказывает нам С.Я. Маршак;
  • Выяснить, чему нас учат произведения С.Я. Маршака;
  • В игровой форме закрепить правила безопасного поведения  на дорогах («Мяч») и правила соблюдения техники пожарной безопасности («Кошкин дом, «Пожар»);
  • Показать театрализованное представление по мотивам сказки «Сказка о глупом мышонке».

Гипотеза – если знакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, то будет ли это способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Цель проекта: создание условий для знакомства детей с творчеством С. Я. Маршака, воспитание положительных качеств характера на примере поступков героев произведений писателя.

Задачи (для педагога):

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с творчеством С. Я. Маршака;
  • расширять представления детей об окружающем мире.

 Развивающие:

  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам;
  • развивать речь детей как средство общения;
  • развивать творческие способности детей через включение в театрализованную и изобразительную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности;
  • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
  •  привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

Задачи (для воспитанников):

  • познакомиться с произведениями С.Я Маршака;
  • расширить представления об окружающем мире;
  • развить творческие способности через участие в театрализованной и изобразительной деятельности;
  • воспитать умение сопереживать героям произведений;
  • способствовать воспитанию добрых чувств, умению удивляться красоте родной природы.

Методы и формы работы над проектом:

- чтение произведений С.Я. Маршака;

- просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам произведений С.Я. Маршака;

- беседа после чтения и просмотра;

- составление сказок по сюжетным картинкам;

- заучивания наизусть;

- игровая и театральная деятельности;

- викторина и вечер загадок;

- изобразительная деятельность по мотивам сказок С.Я. Маршака;

- вечер литературного развлечения;

- выставка творческих работ;

- рисование воспитанниками иллюстраций к произведению С.Я. Маршака.

Ожидаемые результаты:

Для детей

- Дети познакомятся с творчеством С.Я. Маршака.

- Обогатится словарный запас детей.

- Сформируются умения выразительно читать наизусть, инсценировать произведение или отрывок из него.

Для взрослых

- У детей сформируется устойчивый интерес к книгам, к чтению.

- Обогатится игровой, коммуникативный и эмоциональный опыт дошкольников.

- Расширится кругозор, повысится познавательный интерес.

- Раскроется творческий потенциал детей.

Для ДОУ

Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака;
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений;
  • Оформление лэпбука по произведениям С. Я. Маршака.

Работа с родителями: папка-раскладушка для родителей «Семейное чтение»; буклеты «Советы по приобщению детей к чтению», «Книга и ребенок»; подготовка атрибутов для спектакля «Сказка о глупом мышонке»; пополнение книжного уголка произведениями С.Я. Маршака, подготовка к выставке творческих работ. Участие в литературном семейном празднике «Почитай, мне мама» - драматизация стихотворений «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый».

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный:

- организовать беседы с детьми, для выявления знаний о произведениях С. Я. Маршака;

- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

- изучить и подобрать литературу.

- определить форму и вид проекта;

- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

- подготовить атрибуты для инсценировки спектакля «Сказка о глупом мышонке».

2 этап: Основной:

- пополнить книжный уголок произведениями С.Я. Маршака, иллюстраций, загадок;

- познакомить детей с произведениями С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству;

- посетить детскую библиотеку;

- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:

Перспективное планирование деятельности

Образовательная область проекта

Содержание реализации этапа проекта

Познавательное развитие

- Беседа «Моя любимая книга»;

-организованный поход в библиотеку «Мы и книга»;

- Презентация «Мир книг С.Я. Маршака»;

- НОД в библиотеке «В гостях у писателя Маршака»;

- Беседы на темы: «Животные в произведениях Маршака»;

- НОД по ФЭМП на основе стихотворения «Веселый счет»;

- Беседа (по формирование представления о сезонных изменений) по стихотворению «Круглый год»;

- НОД «Весеннее пробуждение» по мотивам стих «Апрель» из серии стихов «Круглый год»;

- НОД Игра – викторина «Любимые книги С.Я. Маршаку»;

- Д/и «Собери картинку», «Веселый счет», «Прядки в зоопарке», «Чья тень?»;

- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего» и деревянного конструктора.

Речевое развитие

- Литературная гостиная «Наши любимые книги»: чтение произведений С. Маршака «Багаж», «Веселый счет», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Круглый год», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Великан», «Курочка Ряба и десять утят», «Кораблик», «Ванька-встанька», «Мяч», «Мастер-ломастер», «Пудель», «Робин-бобин», «Радуга-дуга», «Цирк», «Сад идет»;

- Д/и: «Из какого произведения предметы», «Узнай произведение по отрывку», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку»;

- разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»;

-разучивание считалок «Вышли мыши как-то раз», «Я – мышонок, ты – хорёк»;

- вечер загадок «Все обо всем».

Художественно-эстетическое развитие

- Драматизация сказки «Кто колечко найдет?», «Вот какой рассеянный»;

- Настольный театр «Где обедал воробей?»;

- Лепка  по мотивам сказки «О глупом мышонке»;

- Рисование: «Детки в клетке», рисование по сказке «Рабуга-дуга», «Усатый-полосатый», «Веселые клоуны» (по мотивам «Цирк);

- Аппликация «Подснежники».

Социально-личностное развитие

-экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекарь; знакомство с профессией почтальон на примере стихотворения «Почта», пожарный – «Пожар»;

- беседы по произведениям о необходимости соблюдения техники пожарной безопасности («Кошкин дом, «Пожар»);

- НОД «Урок вежливости» С.Я. Маршака;

- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;

- Просмотр и беседа по мультфильмам и диафильмам «Кошкин дом», «12 месяцев», «Почта», Пожар», «Мастер-ломастер», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке», «Дом, который построил Джек» по сценарию С. Я. Маршака;
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж», «Почта», «Библиотека»;

- Беседа по произведению «Сказка о глупом мышонке», «Тихая сказка»  (с целью воспитания любви и уважения к своим родителям, к своей семье).

Физическое развитие

- разучивание игр по сказкам С. Я. Маршака «Уголки», «Горелки», «Чехарда»;

- Пальчиковые игры «Мыла мышка мышонка мылом», «Что принес нам почтальон».

3 этап. Итоговый

        - Обобщение результатов нашей работы по проекту «Волшебный мир сказок С.Я. Маршака»;

        - Литературный досуг «Веселая карусель»;

         - Проведение театрализованного представления по мотивам сказки «Сказка о глупом мышонке».

        Заключение

        Проект позволил детям повысить интерес к произведениям С.Я. Маршака, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. У детей расширились представления об окружающем мире: о животном мире, о сезонных изменениях, о профессиях библиотекаря, почтальона, пожарного, о работе работников цирка (люди и животные)  и другое.  

        Сотрудники детской библиотеки организовали занятие «В гости к С.Я. Маршаку», на котором дети познакомились с поэтом, его некоторыми произведениями и их героями. Научный работник краеведческого музея провела интерактивное занятие «Весеннее пробуждение» по мотивам стихотворения «Апрель». Дети познакомились и понятием «проталина», вспомнили животных просыпающихся от зимней спячки, побеседовали о перелетных птицах и первых цветах - подснежниках.  

        Воспитанники активно приняли участие в создании книжки-малышки «Детки в клетке» и в викторине по загадкам и произведениям С. Я. Маршака. В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.

Дети закрепили правила безопасности  на примере стихотворений «Пожар», «Кошкин дом», вспомнить правила поведения на дорогах помогло стихотворение «Мяч». Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж», оказалась очень познавательной: дети закрепили важность пассажирских и товарных поездов, правила поведения в транспорте.

Повышение интереса к настольной театрализованной игре «Зоопарк» детям поспособствовали стихотворения «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?». Инсценирование стихотворений «Вот какой рассеянный» и «Кто колечко найдет», «Усатый-полосатый» помогло детям почувствовать уверенность в себе, раскрыть творческие способности.

Кульминацией проекта стала инсценировка сказки «О глупом
мышонке». Дети с огромным удовольствием участвовали в театрализованной постановке. Родители тоже не остались в стороне, они с детьми приняли участие в литературном семейном празднике, организованном в ДОУ, «Почитай мне, мама» с драматизацией стихов «Вот какой рассеянный» и «Усатый-полосатый», активно приняли участие в творческой гостиной «Мастерская сказки», помогли организовать выставку творческих работ по произведениям С.Я.Маршака.

В целом можно сказать, что организация работы по ознакомлению с творчеством С.Я. Маршака способствовало развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, т.к. дети выдвинули предложения, познакомится с творчеством Ш. Пьеро и Н. Носова.

Перспективы дальнейшей работы

Познакомить детей с другими детскими поэтами и писателями.

Укрепление детско-родительских отношений через литературные семейные вечера «Почитай мне, мама».

Организовать совместно с учителем-логопедом и родителями круглый стол на тему «Роль художественной литературы в становлении личности ребенка»

Организовать проектную деятельность по поведению в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям С. Я. Маршака, как «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Информационными источниками для разработки проекта стали:

Папулова С. Путешествие по стране Маршака: (сценарий)// Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

Подумай-разгадай: (загадки в стихах к произведениям Маршака)// Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

Светлова Г. Что такое стихи?: (конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака)// Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

Сорокина Н. В гостях у сказки: (театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака)// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.

Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2004.

Гриценко З. А. Пришли мне чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:"Волшебный мир сказок С.Я.Маршака".

Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития детей....

"Волшебные клубочки" познавательно-творческий образовательный проект

Проект способствует более близкому знакомству старших дошкольников с возникновением  ниток и их ролью в жизни человека. Творческая часть проекта направлена на изготовление с детьми разных поделок...

Проект "Волшебный мир сказок С.Я. Маршака"

презентация творческого проекта...

Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе.

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»  Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Марш...

Проект «Волшебный мир сказок С.Я. Маршака»

Актуальность.Знаменитый поэт и профессиональный переводчик, драматург, педагог, редактор — таков огромный творческий опыт Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Яковлевич Маршак замечательный детски...

Проект по читательской грамотности "Волшебный мир сказок С. Я. Маршака"

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению....