ООД по развитию речи в старшей группе Стоит в поле теремок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машкина Гюзель Мударисовна

ООД по развитию речи в старшей группе "Стоит в поле теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Активировать, обогащать словарный запас детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с устаревшими народными словами и их значением;

-Формировать умение описывать предмет;

- Формировать умение  образовывать слова от существительных ( например: камень – каменный ) ;

-Обогащать словарный запас ребенка;

-Развивать связную речь.

Развивающие: Развивать внимание, мыслительную активность;

- культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли) ;

- формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству(сказке);

-воспитывать интерес к прошлому своего народа, его быту, укладу жизни;

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Оборудование: Игрушки по сказке (мышка,лягушка, заяц, лиса, волк,медведь ),домик из фанеры, печь, стол, скатерть, самовар, скамья, сундучок ,бублики.

Предварительная работа: Чтение русского народного фольклора ( сказок,потешек,песен и т.д. );

-рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.

Ход занятия.

Воспитатель.

Словесная игра «Слушаем, смотрим и думаем»

Занятие проводится в комнате, дети стоят возле стульчиков и повторяют за воспитателем.  

Уши слушают – и все слышат, (показывают на ушки)

Глаза смотрят – и все видят,(показывают на глазки)

Ноги не мешают, руки помогают, (дети садятся, руки на колени)

А голова – хорошо думает

Воспитатель.

Работа с загадками.

- Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

- Это сундук, он не простой, а волшебный. В нём спрятались герои сказки, но сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки. Хотите открыть волшебный сундучок?--Да

Тогда первая загадка:

Под полом таится,

Кошки боится. ( Это мышка.)

Воспитатель:

 А какая мышка? (Мышка маленькая, серенькая.)

Воспитатель:

Молодцы, отгадали первую загадку. Давайте посмотрим, может наш волшебный сундучок откроется? (Сундучок открывается, воспитатель достаёт игрушку мышку.) Сундучок открылся, но там есть что-то ещё. И для того, чтобы узнать что там, вы должны отгадать ещё загадки. Согласны? (После каждой отгаданной загадки достается игрушка-персонаж.)

На  лугу по кочкам    

Прыгают листочки

Выпуклые глазки

И кривые лапки

Только где же ушки

Кто это? …(Это лягушка)

Воспитатель.

Где живет лягушка? (Лягушка живет в  болоте.)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызёт морковку. (Заяц.)

Воспитатель:

Какой зайка? (Зайка пушистый, длинноухий, трусливый…)

Хитренько взглянула                                        

Хвостиком махнула                                                

И исчезла -чудеса                                                    

Где ты, рыжая …(лиса)                                            

Воспитатель:

Какая лиса? (Лиса рыжая, хитрая…)

Ой, зайчишкам не до смеха                      

От его клыков и меха    

В зайцах с детства знает толк                      

Злой, зубастый, серый … (волк)                  

Воспитатель:

 Какой волк? (Волк серый, злой, голодный.)

Кто большой и косолапый                          

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость - и реветь

Как зовут его? … (Медведь)                        

Воспитатель:

 Какой медведь? (Медведь большой, косолапый…)

Воспитатель:

Молодцы, все загадки отгадали. А вы догадались, из какой сказки все эти герои? («Теремок».)

Воспитатель: Верно!

Ребята что- то засиделись наши ножки, заскучали наши ручки. Не пора ли нам размяться, физкультминуткой заняться?

Физкультминутка(дети выполняют действия в соответствии слов)

"Стульчик"

 Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду,

Я за спинку подержусь,

Я за ножки подержусь

Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду,

Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду.

Я на стульчике сижу

И на ребят я погляжу

Раз шажок! Два шажок!

Левый! Правый сапожок!

Ножками потопали: Топ-топ-топ!

Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!

Сели! Встали! Снова сели!

Беседа.

Воспитатель: Как вы думаете, почему  так называется сказка? (В сказке рассказывается о домике, где жили разные животные) Теремок , терем– так в Древней  Руси называли дома.

Воспитатель. : А кто- нибудь знает, как по- другому называли  в старину дома (избы, хаты). Названия были такие, потому что делались они из ….(дерева). И обычно терема украшались резьбой.

Воспитатель. : Скажи, Арина, а какой теремок был по сказке? («Он не низок не высок»)

Воспитатель:Давайте сейчас представим из чего мог бы быть сделан наш теремок (из дерева).Кирилл,  скажи,  из чего еще делают дома (из кирпича, камня).

Воспитатель.

Значит, какой у нас дом, если он сделан из дерева-…(деревянный).

 Если из кирпича – то … (кирпичный),

и если из камня то – …(каменный).

Раз говорим мы о старинном тереме, то и предметы в нем будут не совсем обычные, точнее, они будут называться не так, как мы их именуем сегодня.

Давайте заглянем   в наш терем. Посмотрим на нашу горницу.

Кто знает, что - такое  горница? (это одна комната,  – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

А что же в этой комнате есть?

Перед вами пустая горница, сейчас, мы расставим в комнате различные предметы, и получится убранство  русской избы.).

Воспитатель: Ульяна,  скажи, что я поставила у окна? (лавочка).

 Правильно, сегодня мы этот предмет называем лавочкой, а кто знает, как назывался он в старину?..

(Скамья или лавка).

 На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Позже появились стулья, и табуретки для сидения).

Воспитатель: Лера, скажи, что стоит у нас рядом со скамьей?(сундук).А как ты думаешь, для чего нужен он в избе?

- (в нем хранили вещи).

Воспитатель:  Верно, сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие.)

Воспитатель: Артём, а чем застелен стол? (Клеенкой). Или можно сказать скатертью. Ткалась она саморучно на прялке, и вышивалась хозяйкой вручную.

На столе стоял…..(самовар). Верно, скажи,  Регина,  на какое слово мы заменили самовар? (чайник, потер).

Воспитатель: Дети, как вы думайте, что это? (воспитатель показывает бублики).Бублики или сушки, так называли их на Руси, выпекались из теста в русской печи. А для чего еще нужна была печь? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.)  Во многих избах она делалась обычно из глины, перемешанной с камнями.

 Печь– кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказки, которые вы знаете. (Гуси-лебеди, По щучьему веленью,  и др.).

Вот в таких избах жили наши предки. С тех пор много что изменилось. Но мы должны знать и помнить культуру нашего народа.

(Воспитатель угощает детей бубликами)

 Итоги занятия.

Ребята, сегодня мы закрепили с вами знание русских народных сказок, побывали в русской избе  и познакомились с ее убранством и бытом русского народа.Мне интересно, что вам наиболее сильно запомнилось на занятии? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

развитие речи на тему: «Стоит в поле теремок».

Программное содержание: 1. Познакомить детей с загадками - рифмами.2. Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.3. Словарная работа: активизировать в речи детей существите...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)Подготовила: воспитатель Жулина Н.В.Цель: Сформировать элементарные математические предста...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимняя поляна» с использованием технологии «Синквейн"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе  «Зимняя поляна»  с использованием технологии «Синквейн"...

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...

ННОД по познавательному развитию с элементами театрализации. «Стоит в поле Теремок» ( средняя группа)

 Задачи: упражнять в счёте до пяти; формировать умение соотносить количество предметов с числом; учить различать геометрические фигуры и сравнивать количество предметов, закреплять понятие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Стоит в поле терем, теремок»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе:«Стоит в поле терем, теремок»...