ООД по развитию речи в старшей группе Стоит в поле теремок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Активировать, обогащать словарный запас детей.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с устаревшими народными словами и их значением;
-Формировать умение описывать предмет;
- Формировать умение образовывать слова от существительных ( например: камень – каменный ) ;
-Обогащать словарный запас ребенка;
-Развивать связную речь.
Развивающие: Развивать внимание, мыслительную активность;
- культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли) ;
- формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству(сказке);
-воспитывать интерес к прошлому своего народа, его быту, укладу жизни;
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Оборудование: Игрушки по сказке (мышка,лягушка, заяц, лиса, волк,медведь ),домик из фанеры, печь, стол, скатерть, самовар, скамья, сундучок ,бублики.
Предварительная работа: Чтение русского народного фольклора ( сказок,потешек,песен и т.д. );
-рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.
Ход занятия.
Воспитатель.
Словесная игра «Слушаем, смотрим и думаем»
Занятие проводится в комнате, дети стоят возле стульчиков и повторяют за воспитателем.
Уши слушают – и все слышат, (показывают на ушки)
Глаза смотрят – и все видят,(показывают на глазки)
Ноги не мешают, руки помогают, (дети садятся, руки на колени)
А голова – хорошо думает
Воспитатель.
Работа с загадками.
- Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)
- Это сундук, он не простой, а волшебный. В нём спрятались герои сказки, но сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки. Хотите открыть волшебный сундучок?--Да
Тогда первая загадка:
Под полом таится,
Кошки боится. ( Это мышка.)
Воспитатель:
А какая мышка? (Мышка маленькая, серенькая.)
Воспитатель:
Молодцы, отгадали первую загадку. Давайте посмотрим, может наш волшебный сундучок откроется? (Сундучок открывается, воспитатель достаёт игрушку мышку.) Сундучок открылся, но там есть что-то ещё. И для того, чтобы узнать что там, вы должны отгадать ещё загадки. Согласны? (После каждой отгаданной загадки достается игрушка-персонаж.)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …(Это лягушка)
Воспитатель.
Где живет лягушка? (Лягушка живет в болоте.)
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку. (Заяц.)
Воспитатель:
Какой зайка? (Зайка пушистый, длинноухий, трусливый…)
Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла -чудеса
Где ты, рыжая …(лиса)
Воспитатель:
Какая лиса? (Лиса рыжая, хитрая…)
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый … (волк)
Воспитатель:
Какой волк? (Волк серый, злой, голодный.)
Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? … (Медведь)
Воспитатель:
Какой медведь? (Медведь большой, косолапый…)
Воспитатель:
Молодцы, все загадки отгадали. А вы догадались, из какой сказки все эти герои? («Теремок».)
Воспитатель: Верно!
Ребята что- то засиделись наши ножки, заскучали наши ручки. Не пора ли нам размяться, физкультминуткой заняться?
Физкультминутка(дети выполняют действия в соответствии слов)
"Стульчик"
Я иду, иду, иду,
Вокруг стула обойду,
Я за спинку подержусь,
Я за ножки подержусь
Я иду, иду, иду,
Вокруг стула обойду,
Я иду, иду, иду,
Вокруг стула обойду.
Я на стульчике сижу
И на ребят я погляжу
Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали! Снова сели!
Беседа.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется сказка? (В сказке рассказывается о домике, где жили разные животные) Теремок , терем– так в Древней Руси называли дома.
Воспитатель. : А кто- нибудь знает, как по- другому называли в старину дома (избы, хаты). Названия были такие, потому что делались они из ….(дерева). И обычно терема украшались резьбой.
Воспитатель. : Скажи, Арина, а какой теремок был по сказке? («Он не низок не высок»)
Воспитатель:Давайте сейчас представим из чего мог бы быть сделан наш теремок (из дерева).Кирилл, скажи, из чего еще делают дома (из кирпича, камня).
Воспитатель.
Значит, какой у нас дом, если он сделан из дерева-…(деревянный).
Если из кирпича – то … (кирпичный),
и если из камня то – …(каменный).
Раз говорим мы о старинном тереме, то и предметы в нем будут не совсем обычные, точнее, они будут называться не так, как мы их именуем сегодня.
Давайте заглянем в наш терем. Посмотрим на нашу горницу.
Кто знает, что - такое горница? (это одна комната, – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней.
А что же в этой комнате есть?
Перед вами пустая горница, сейчас, мы расставим в комнате различные предметы, и получится убранство русской избы.).
Воспитатель: Ульяна, скажи, что я поставила у окна? (лавочка).
Правильно, сегодня мы этот предмет называем лавочкой, а кто знает, как назывался он в старину?..
(Скамья или лавка).
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Позже появились стулья, и табуретки для сидения).
Воспитатель: Лера, скажи, что стоит у нас рядом со скамьей?(сундук).А как ты думаешь, для чего нужен он в избе?
- (в нем хранили вещи).
Воспитатель: Верно, сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.)
Воспитатель: Артём, а чем застелен стол? (Клеенкой). Или можно сказать скатертью. Ткалась она саморучно на прялке, и вышивалась хозяйкой вручную.
На столе стоял…..(самовар). Верно, скажи, Регина, на какое слово мы заменили самовар? (чайник, потер).
Воспитатель: Дети, как вы думайте, что это? (воспитатель показывает бублики).Бублики или сушки, так называли их на Руси, выпекались из теста в русской печи. А для чего еще нужна была печь? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.) Во многих избах она делалась обычно из глины, перемешанной с камнями.
Печь– кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказки, которые вы знаете. (Гуси-лебеди, По щучьему веленью, и др.).
Вот в таких избах жили наши предки. С тех пор много что изменилось. Но мы должны знать и помнить культуру нашего народа.
(Воспитатель угощает детей бубликами)
Итоги занятия.
Ребята, сегодня мы закрепили с вами знание русских народных сказок, побывали в русской избе и познакомились с ее убранством и бытом русского народа.Мне интересно, что вам наиболее сильно запомнилось на занятии? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада
Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...
развитие речи на тему: «Стоит в поле теремок».
Программное содержание: 1. Познакомить детей с загадками - рифмами.2. Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.3. Словарная работа: активизировать в речи детей существите...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)Подготовила: воспитатель Жулина Н.В.Цель: Сформировать элементарные математические предста...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимняя поляна» с использованием технологии «Синквейн"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимняя поляна» с использованием технологии «Синквейн"...
Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"
Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...
ННОД по познавательному развитию с элементами театрализации. «Стоит в поле Теремок» ( средняя группа)
Задачи: упражнять в счёте до пяти; формировать умение соотносить количество предметов с числом; учить различать геометрические фигуры и сравнивать количество предметов, закреплять понятие...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Стоит в поле терем, теремок»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе:«Стоит в поле терем, теремок»...
- Мне нравится (4)