Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Жулина Наталья Владимировна

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)

Подготовила: воспитатель Жулина Н.В.

Цель: Сформировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.

- Упражнять в счёте от 1 до 5, сравнивать количество предметов до 5;

  Развивающие:

- Закрепить умение устанавливать закономерности, выполнять задание по схеме.

- Закрепить понятие «слева – справа - посередине», «длинный — короткий», «больше - меньше», «вверху - внизу»;

- Закрепить названия цветов (красный, желтый, синий) геометрических фигур.

- Развивать фантазию, воображение.

- Формировать умение логически мыслить, анализировать.

- Развивать память, речь, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность; умение

  сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность 

   товарища.

Оборудования занятия:

 - Макет теремка.

- Карточки с цифрами от 1 до 5 на магнитной доске.

- Две разные по длине дорожки.

- Елочка, грибы, зайчики, филин.

- Игрушки Мышка, Зайка, Лягушка, Лиса, Мишка.

- Напольные модули.

Демонстрационный материал:

- Сюжетные картинки к сказке «Теремок».

- Образец бус.

Раздаточный материал:

Тарелочки - 22шт.

Листочки с «ниточками»-  22 шт.

Геометрические фигуры:

- Желтые круги - 44 шт.

 - Голубые квадраты- 44шт.

- Красные треугольники – 44 шт.треугольник.

Предшествующая работа воспитателя при подготовки к занятию:

 - От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, Помораева И. А., Позина В. А. 

- Формирование элементарных математических представлений: Средняя  группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Предварительная работа:

- С группой чтение сказки «Теремок»;

- Индивидуальное знакомство с цифрами;

- С подгруппой закрепить  закрепить  знание геометрическими фигурами.

Индивидуальная работа:

Закрепить с  Викой понятие «слева – справа - посередине», «длинный — короткий», «больше - меньше», «вверху - внизу»,  в словесной   игре:  «Что ты ведешь, где ты ведешь»

Структура и методические приемы:

Вводная – 3мин.

Основная – 12мин.

Заключительная 5мин.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка.

Форма организация детей: Свободная; за столами; «у болота» (на ковре); за столами; на ковре; за столами.

Ход НОД

 (Дети стоят на ковре)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается стук в дверь, появляется игрушечный мишка)

Воспитатель :— Ой, ребята посмотрите, кто это? Мишка пришел к нам из зимнего леса, что бы попросить вас ребята о помощи! Ему негде жить! Лесные звери: мышка, лягушка, зайчик и лисичка не пускают его в свой домик. Ребята, а вы не помните из какой это сказки?

Ответы детей:- «Теремок»

Воспитатель:- Правильно, хотите отправиться в эту сказку?

Ответы детей:- Да.

(звучит музыка)

Итак, сказка начинается, а вы слушайте внимательно.

Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок.

Мышка по полю бежала,

Теремочек увидала.

А к терему 2 дорожки ведут, какие это дорожки?

Ответы детей:- Одна длинная, а другая короткая.

Воспитатель: - Мышка, запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете?

Ответы детей: - По короткой

Воспитатель: - Правильно, по короткой дорожке быстрей мышка добежит до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. На ковре лежат 2 «дорожки», они разные, давайте, мы их сравним и покажем мышке короткую дорожку.

Дети сравнивают «дорожки», проходят по дороге

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку. Вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике?

Ответы детей: - Одна.

Воспитатель: - Кто покажет нам цифру 1. Ребятки правильно?

ребенок вешает на магнитную доску карточку с цифрой «1».

Воспитатель: - Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.

Лягушка скачет по болоту. В теремке ей жить охота.

— Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!».

— Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столам, посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, как они называются? (круг, треугольник, квадрат) и листочки с ниточками, вот на эти ниточки мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно смотрите, перед вами образцы бус, выкладывайте бусы по образцу.

(Дети выкладывают бусы, слева направо)

Воспитатель: — У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие красивые бусы получились, но вот к сожалению лягушка цвета все забыла и просит, чтоб вы ей напомнили, я буду называть цвет, а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны.

Воспитатель: Какой по счету вы положили желтый кружок?

Ответы детей: (первый)

Воспитатель: Какой по счету вы положили красный треугольник?

 Ответы детей: (третий)

Воспитатель: Какой по счету вы положили голубой квадрат?

 Ответы детей: (второй)

Воспитатель: Какая фигура третья по счету?

 Ответы детей: (красный треугольник)

Воспитатель: Как называется пятая фигура?

 Ответы детей: (желтый круг)

Воспитатель:— Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?

Ответы детей: - Две.

Ребенок находит цифру 2 и вешает на магнитную доску.

Воспитатель: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.

Вдруг из леса на полянку, Прибежал ушастый зайка!

Воспитатель: Ребятки, а хотите со мной, поиграть? Тогда давайте поиграем с Зайкой.

Физкультминутка: «Зайка»

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Встали в круг мои друзья

Мы сейчас пойдем налево, раз, два, три.

А теперь пойдем направо, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пока мы с зайчиком играли, мы оказались на полянке, что же мы здесь видим?

Ответы детей: - Елочка, грибы, зайчики, филин.

Воспитатель: — Сколько, много здесь грибов, какие они?

Ответы детей: - Большие и маленькие.

 Воспитатель: - А давайте мы их с вами посчитаем, сначала, большие, а потом маленькие.

 Воспитатель: - Каких грибов больше, больших или маленьких? А каких меньше?

Ответы детей:

Словесная  игра:  «Что ты ведешь, где ты видешь»

Воспитатель: - А что еще видите?

Ответы детей: — Елочку.

Воспитатель: — Кто внизу?

Ответы детей: — Зайчики.

Воспитатель: — Наверху?

Ответы детей:— птичка

Воспитатель: — А, что еще есть на елке?

 Ответы детей: - Шишки.

Воспитатель: - Где они расположены?

Ответы детей: — Слева, справа, посередине.

Воспитатель:— А под елкой кто спрятался?

Ответы детей: — зайчики

Воспитатель: - Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали они жить вместе, сколько зверушек в домике?

Ответы детей: - Три.

Дети находят цифру 3 и вешают на магнитную доску.

Воспитатель: - Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок.

Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда.

Ну конечно же лиса. Попросилась она тоже в теремок и её впустили. А лисичка принесла с собой мяч, хочет, чтобы вы поиграли в игру с ней и ответили на её вопросы.

(Дети встали в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и загадывает загадку, он отгадывает и бросает мяч обратно).

Воспитатель: - Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней?

Ребенок: - (лиса)

Воспитатель: - Где живет лиса

 Ребенок: - (нора)

Воспитатель: - Кто в берлогу спать ложиться, волк, медведь или лисица?

Ребенок: - (медведь)

Воспитатель: - Где живет белка

Ребенок: - (дупло)

Воспитатель: - Где живет лягушка?

Ребенок:-  (болото)

Воспитатель: - Серовата, беловато, по полю рыщет, телят и ягнят ищет?

Ребенок: -  (волк)

Воспитатель: - Где живет заяц

 Ребенок: -  (под кустом?

- Заяц пушистый, а ёжик…

- У лисы лисята, а у волка …

- У зайца хвост короткий, а у лисы…

- Заяц, лиса, волк, медведь это какие животные? (дикие)

- Сколько зверушек стало жить в теремке?

Ответы детей: - Четыре.

Дети находят цифру 4 и вешают на магнитную доску.

Воспитатель: - Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

А по лесу наш мишка шел, плакал и к нам в группу пришел. Ребята, мишка, говорит, что зверята не хотят его впускать в теремок, А почему вы знаете?

Ответы детей: - Медведь очень большой, а теремок маленький.

Воспитатель: - Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! Что же делать, как же быть? Как вы думаете, как можно помочь зверям?

Ответы детей: - Построим дом из напольных модулей.

Сколько зверей будет жить в нашем домике? А кто же пятый?

Дети находят цифру 5 и вешают на магнитную доску.

(Дети строят дом на ковре из напольных модулей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, какой хороший, большой дом построили, теперь мишке будет где перезимовать. Давайте узнаем, понравился мишке наш домик?

Мишка говорит вам: «Спасибо за помощь»

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, а теперь в этом домике всем хватит места? Почему? (он большой, просторный, огромный и т. д.) А я предлагаю вам это проверить! И сейчас мы с вами сами превратимся в лесных обитателей и устроим настоящее театральное представление по сказке «Теремок»! Давайте подумаем, кто  какую роль исполнять!

Итак, сказка начинается.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок» (Средняя (4 - 5 лет)

Подготовила: воспитатель Жулина Н.В.

Цель: Сформировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.

- Упражнять в счёте от 1 до 5, сравнивать количество предметов до 5;

  Развивающие:

- Закрепить умение устанавливать закономерности, выполнять задание по схеме.

- Закрепить понятие «слева – справа - посередине», «длинный — короткий», «больше - меньше», «вверху - внизу»;

- Закрепить названия цветов (красный, желтый, синий) геометрических фигур.

- Развивать фантазию, воображение.

- Формировать умение логически мыслить, анализировать.

- Развивать память, речь, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность; умение

  сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность  

   товарища.

Оборудования занятия:

 - Макет теремка.

- Карточки с цифрами от 1 до 5 на магнитной доске.

- Две разные по длине дорожки.

- Елочка, грибы, зайчики, филин.

- Игрушки Мышка, Зайка, Лягушка, Лиса, Мишка.

- Напольные модули.

Демонстрационный материал:

- Сюжетные картинки к сказке «Теремок».

- Образец бус.

Раздаточный материал:

Тарелочки - 22шт.

Листочки с «ниточками»-  22 шт.

Геометрические фигуры:

- Желтые круги - 44 шт.

 - Голубые квадраты- 44шт.

- Красные треугольники – 44 шт.треугольник.

Предшествующая работа воспитателя при подготовки к занятию:

 - От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, Помораева И. А., Позина В. А. 

- Формирование элементарных математических представлений: Средняя  группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Предварительная работа:

- С группой чтение сказки «Теремок»;

- Индивидуальное знакомство с цифрами;

- С подгруппой закрепить  закрепить  знание геометрическими фигурами.

Индивидуальная работа:

Закрепить с  Викой понятие «слева – справа - посередине», «длинный — короткий», «больше - меньше», «вверху - внизу»,  в словесной   игре:  «Что ты ведешь, где ты ведешь»

Структура и методические приемы:

Вводная – 3мин.

Основная – 12мин.

Заключительная 5мин.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка.

Форма организация детей: Свободная; за столами; «у болота» (на ковре); за столами; на ковре; за столами.

Ход НОД

 (Дети стоят на ковре)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается стук в дверь, появляется игрушечный мишка)

Воспитатель :— Ой, ребята посмотрите, кто это? Мишка пришел к нам из зимнего леса, что бы попросить вас ребята о помощи! Ему негде жить! Лесные звери: мышка, лягушка, зайчик и лисичка не пускают его в свой домик. Ребята, а вы не помните из какой это сказки?

Ответы детей:- «Теремок»

Воспитатель:- Правильно, хотите отправиться в эту сказку?

Ответы детей:- Да.

(звучит музыка)

Итак, сказка начинается, а вы слушайте внимательно.

Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок.

Мышка по полю бежала,

Теремочек увидала.

А к терему 2 дорожки ведут, какие это дорожки?

Ответы детей:- Одна длинная, а другая короткая.

Воспитатель: - Мышка, запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете?

Ответы детей: - По короткой

Воспитатель: - Правильно, по короткой дорожке быстрей мышка добежит до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. На ковре лежат 2 «дорожки», они разные, давайте, мы их сравним и покажем мышке короткую дорожку.

Дети сравнивают «дорожки», проходят по дороге

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку. Вот и мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике?

Ответы детей: - Одна.

Воспитатель: - Кто покажет нам цифру 1. Ребятки правильно?

ребенок вешает на магнитную доску карточку с цифрой «1».

Воспитатель: - Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.

Лягушка скачет по болоту. В теремке ей жить охота.

— Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!».

— Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столам, посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, как они называются? (круг, треугольник, квадрат) и листочки с ниточками, вот на эти ниточки мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно смотрите, перед вами образцы бус, выкладывайте бусы по образцу.

(Дети выкладывают бусы, слева направо)

Воспитатель: — У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие красивые бусы получились, но вот к сожалению лягушка цвета все забыла и просит, чтоб вы ей напомнили, я буду называть цвет, а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны.

Воспитатель: Какой по счету вы положили желтый кружок?

Ответы детей: (первый)

Воспитатель: Какой по счету вы положили красный треугольник?

 Ответы детей: (третий)

Воспитатель: Какой по счету вы положили голубой квадрат?

 Ответы детей: (второй)

Воспитатель: Какая фигура третья по счету?

 Ответы детей: (красный треугольник)

Воспитатель: Как называется пятая фигура?

 Ответы детей: (желтый круг)

Воспитатель:— Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?

Ответы детей: - Две.

Ребенок находит цифру 2 и вешает на магнитную доску.

Воспитатель: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.

Вдруг из леса на полянку, Прибежал ушастый зайка!

Воспитатель: Ребятки, а хотите со мной, поиграть? Тогда давайте поиграем с Зайкой.

Физкультминутка: «Зайка» 

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Встали в круг мои друзья

Мы сейчас пойдем налево, раз, два, три.

А теперь пойдем направо, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пока мы с зайчиком играли, мы оказались на полянке, что же мы здесь видим?

Ответы детей: - Елочка, грибы, зайчики, филин.

Воспитатель: — Сколько, много здесь грибов, какие они?

Ответы детей: - Большие и маленькие.

 Воспитатель: - А давайте мы их с вами посчитаем, сначала, большие, а потом маленькие.

 Воспитатель: - Каких грибов больше, больших или маленьких? А каких меньше?

Ответы детей:

Словесная  игра:  «Что ты ведешь, где ты видешь»

Воспитатель: - А что еще видите?

Ответы детей: — Елочку.

Воспитатель: — Кто внизу?

Ответы детей: — Зайчики.

Воспитатель: — Наверху?

Ответы детей:— птичка

Воспитатель: — А, что еще есть на елке?

 Ответы детей: - Шишки.

Воспитатель: - Где они расположены?

Ответы детей: — Слева, справа, посередине.

Воспитатель:— А под елкой кто спрятался?

Ответы детей: — зайчики

Воспитатель: - Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали они жить вместе, сколько зверушек в домике?

Ответы детей: - Три.

Дети находят цифру 3 и вешают на магнитную доску.

Воспитатель: - Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок.

Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда.

Ну конечно же лиса. Попросилась она тоже в теремок и её впустили. А лисичка принесла с собой мяч, хочет, чтобы вы поиграли в игру с ней и ответили на её вопросы.

(Дети встали в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и загадывает загадку, он отгадывает и бросает мяч обратно).

Воспитатель: - Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней?

Ребенок: - (лиса)

Воспитатель: - Где живет лиса

 Ребенок: - (нора)

Воспитатель: - Кто в берлогу спать ложиться, волк, медведь или лисица?

Ребенок: - (медведь)

Воспитатель: - Где живет белка

Ребенок: - (дупло)

Воспитатель: - Где живет лягушка?

Ребенок:-  (болото)

Воспитатель: - Серовата, беловато, по полю рыщет, телят и ягнят ищет?

Ребенок: -  (волк)

Воспитатель: - Где живет заяц

 Ребенок: -  (под кустом?

- Заяц пушистый, а ёжик…

- У лисы лисята, а у волка …

- У зайца хвост короткий, а у лисы…

- Заяц, лиса, волк, медведь это какие животные? (дикие)

- Сколько зверушек стало жить в теремке?

Ответы детей: - Четыре.

Дети находят цифру 4 и вешают на магнитную доску.

Воспитатель: - Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

А по лесу наш мишка шел, плакал и к нам в группу пришел. Ребята, мишка, говорит, что зверята не хотят его впускать в теремок, А почему вы знаете?

Ответы детей: - Медведь очень большой, а теремок маленький.

Воспитатель: - Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! Что же делать, как же быть? Как вы думаете, как можно помочь зверям?

Ответы детей: - Построим дом из напольных модулей.

Сколько зверей будет жить в нашем домике? А кто же пятый?

Дети находят цифру 5 и вешают на магнитную доску.

(Дети строят дом на ковре из напольных модулей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, какой хороший, большой дом построили, теперь мишке будет где перезимовать. Давайте узнаем, понравился мишке наш домик?

Мишка говорит вам: «Спасибо за помощь»

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, а теперь в этом домике всем хватит места? Почему? (он большой, просторный, огромный и т. д.) А я предлагаю вам это проверить! И сейчас мы с вами сами превратимся в лесных обитателей и устроим настоящее театральное представление по сказке «Теремок»! Давайте подумаем, кто  какую роль исполнять!

Итак, сказка начинается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы

Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект по развитию математических представлений «Стоит в поле теремок, теремок»

Упражнять в счете от одного до шести. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры по форме и цвету (круг, квадрат, треугольник)....

Формирование элементарных математических представлений «Стоит в поле теремок». Вторая младшая группа

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Путешествие по сказкам» в средней группе.

Конспект будет интересен для воспитателей ДОО. Может быть использован как итогое занятие для проверки и закрепления знаний детей....

ННОД по познавательному развитию с элементами театрализации. «Стоит в поле Теремок» ( средняя группа)

 Задачи: упражнять в счёте до пяти; формировать умение соотносить количество предметов с числом; учить различать геометрические фигуры и сравнивать количество предметов, закреплять понятие...

План-конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку «Теремок» для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности направлен на  решение задач по формированию элементврнных математическмх представлений....