развитие речи на тему: «Стоит в поле теремок».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Программное содержание:

1. Познакомить детей с загадками - рифмами.

2. Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.

3. Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».

4. Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

5. Развивать выразительность речи, силу голоса.

 

Демонстрационный материал: Карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор),Костюмы сказочных героев.

      

  Раздаточный материал: шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей.         

       

 Оборудование: обстановка внутри дома (стол, стулья, шкаф с посудой: Конфетница. молочник,чайник,сахарница,хлебница.

        

Словарная работа:

 

Активизация словаря: Теремок, мышка, лягушка, мишка, аю, куян. кил монда

 

Предварительная работа:

Подготовка детей: беседы о животных, пересказ и обыгрывание сказок,

         Подготовка педагога: подбор материала для ФГОС.

 

Методические приемы:

         Наглядные: Рассматривание  картинок –героев сказки «Теремок».

 

Словесные: Ответы детей, игра «доскажи словечко»

 

Практические: Игра инсценировка.

 

Индивидуальная работа:  Активировать  речь  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.teremo.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:


Тема ООД: «Стоит в поле теремок».                                                                                                            Тип  ООД:    Обучающий.                                                                                                                               Вид  ООД:    Развитие речи.                                                                                                                      Возраст  детей:   4-5 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                    Программное содержание:

1. Познакомить детей с загадками - рифмами.

2. Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.

3. Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».

4. Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

5. Развивать выразительность речи, силу голоса.

Демонстрационный материал: Карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор),Костюмы сказочных героев.

       

  Раздаточный материал: шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей.        

       

 Оборудование: обстановка внутри дома (стол, стулья, шкаф с посудой: Конфетница. молочник,чайник,сахарница,хлебница.

         

Словарная работа:

Активизация словаря: Теремок, мышка, лягушка, мишка, аю, куян. кил монда

Предварительная работа:

Подготовка детей: беседы о животных, пересказ и обыгрывание сказок,

         Подготовка педагога: подбор материала для ФГОС.

Методические приемы:

         Наглядные: Рассматривание  картинок –героев сказки «Теремок».

Словесные: Ответы детей, игра «доскажи словечко»

Практические: Игра инсценировка.

Индивидуальная работа:  Активировать  речь  детей.

                                                Организация занятия:

1. Вводная часть:  Организационный момент, вопросы к детям, Сл./игра«Доскажи словечко»           Ц: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.

2.Основная часть: Составление загадок о животных, д /игра «Волшебный сундучок».                               Ц: Формировать умение составлять описательный рассказ по схеме,

 Игра –драматизация сказки «Теремок»,

Д/игра «Кто где спрятался?» Ц: Закреплять использование детьми  предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

Сл/игра «Пригласи ласково» Ц:Формировать умение и пользовать в речи прилагательные, характеризующие хорошие черты.

Д/игра «Назови словечко». Ц:Активизировать в речи детей прилагательные.

3. Заключительная часть: И/игра «Расскажи какой?»Ц: уметь называть прилагательные, характеризующие свойства овощей.

 Д/игра «Образуй однокоренное слово» Ц: Уметь образовывать однокоренные слова

                                                                                                

                                                                   Ход занятия.

1. Вводная часть:  

        Воспитатель собирает детей вокруг себя

 1.Воспитатель говорит детям, посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…

Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой? В каких сказках живут лягушки?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Кораблик», «Царевна –лягушка» …

Воспитатель: Эта Лягушка из сказки  про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных. И эта сказка называется…

Дети: Это - «Теремок».

Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Давайте  

 вспомним  героев из этой сказки .

Дети: лягушка, мышка, зайчик, лиса, волк, медведь.

2.Воспитатель: посмотрите, лягушка принесла нам загадки  с рифмами…

                                                Д/и «Доскажи словечко»

          Воспитатель: К кому подойдет лягушка, тот и договаривает отгадку загадки.

1.   Летом серый,        4. Кто по пальмам ловко скачет?

      зимой белый (заяц).                                           Кто кокосы в листьях прячет?

                                               Кто нам бросил 2 банана?
       2.   На лугу по кочкам                                       Догадались?  (обезьяны)                  

   Прыгают листочки

   Выпуклые глазки                                 5.  Ой, зайчишкам не до смеха

   И кривые лапки                        От его клыков и меха

   Только где же ушки                                        В зайцах с детства знает толк

   Кто это  ( лягушки)                                        Злой,зубастый,серый..(волк)

        3.    Хитренько взглянула                         6.      Кто большой и косолапый

   Хвостиком махнула                                      Мед достал из улья лапой?

   И исчезла- чудеса                                     скушал сладость и реветь

   Где ты, рыжая..(лиса)                                    Как зовут его?  ( медведь)

Воспитатель:  Все вы правильно отвечали  и я предлагаю всем пройти на стулья.

                                     (дети сели на стулья)

Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все ли эти герои, кого мы назвали,                 из сказки «Теремок»?

Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.

Воспитатель: Да, обезьяны  совсем из другой сказки.

А загадки вам понравились? ……….

2.Основная часть:

1.Воспитатель: Я думаю, вы хотите поиграть в сказку «Теремок»? (Дети соглашаются.)

Воспитатель: Но прежде чем играть, вспомните, что делали герои сказки?

Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

Дети: Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?

Дети: В теремок не впустили медведя.    

Воспитатель:  Почему?    

Дети: Потому, что он большой .                              

Воспитатель:  Давайте покажем, как прибежит к домику мышка? (предлагает показать другому ребенку).                          

 --  Как она будет проситься в теремок тонким голосом?

-- А медведь большой, как подойдет к теремку,  предлагаю показать Илюше.                                                         --Как он будет говорить грубым голосом?

                                                                                                                                                                         

 (Вызванные дети выполняют задание.)

Воспитатель: А сейчас у нас игра: «Волшебный сундучок» в этом сундучке лежат картинки с изображением героев сказки  «Теремок». Вам нужно взять одну картинку  и составить  загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.

   Воспитатель после составления рассказа ребенком, забирает картинку и надевает шапочку. По окончании составления детьми загадок ,говорю:

2.Воспитатель в костюме сказочницы: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать.                Слушать и рассказывать. Зрителям показывать.

 В ходе игры дети- герои спрашивают зайчика и медведя  на татарском языке и отвечают им так же.                                        Дети под руководством воспитателя развертывают  театральный этюд

Воспитатель: …- Стоит в поле теремок-теремок.

                              Он не низок, не высок, не высок.

                              Мимо мышка бежала

                              В теремочек постучала.

                   Ребенок-мышка выполняет движения - бежит, подбегает к теремку.

Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? …

В-ль: Никто мышке не ответил, вошла она в теремок и стала жить –поживать.

Вдруг по полю лягушка –квакушка прыгает. Увидала теремок и спрашивает:…

 …………………………………………………………………………………………..

В-ль:В это время по полю зайка пробегал. Увидал теремок и постучал…

 Зайка- побегайка: Кто, кто в теремочке живет?

  Животные из теремка:--Син кем?  

  Зайка..:                       --Мин куян.  

  Животные из теремка:   –Син бер?

    Куян :                      Эйе, мин бер.

 Животные из теремка:  --Куян кил монда.

    Куян:                          Рэхмэт.   …                

  Воспитатель:  Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело.

 Воспитатель: Сколько животных стало в теремке? Давайте посчитаем..

 Дети считают на русском и татарском языке.   1., 2., 3., 4., 5 .  (Бер, ике, эч, дурт, биш.)                                                                             И вдруг… В это время мимо теремочка шел большой медведь. Увидел домик, да как начал реветь.

Ребенок-медведь-аю: Кто, кто в теремочке живет?  Кто, кто в невысоком  живет?

              Животные  из теремка:       --  Син кем:  

             Медведь –аю:                       --  Мин  аю.                                                                                                                              Животные  из теремка:        - - Аю, син бер?                                                                                                                                                     Аю:                                        --  Эйе, мин бер.

Воспитатель:  Испугались звери в Теремке и спрятались…                                                                                            Дети прячутся в пределах обстановки теремка.

                                                Д/и «Кто где спрятался?» (2-3 раза)

Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? Возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.).

Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель: Подойди,  мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…

1. Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить,

Не хотят его обедом угостить.

Воспитатель: Ребята, жалко  Мишеньку - медведя?

Дети: Жалко. Давайте впустим его в Теремок….

Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.                                                          Д/игра «Пригласи ласково»

Дети: Заходи к нам, Мишенька  в теремок.  Кил монда аю.  Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Давайте расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он согласится и сделает шаг к дому…         Пока медведь не попадет в теремок. 

Д/и «Назови словечко» Воспитатель: Какой у нас Мишка? Нинди аю?

Дети: Добрый… Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, Зур, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда ты вместе с остальными ребятами выполни движение физ.минутки  «Три медведя»

Заключительная часть:

                                                                                                                                                                2.Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.

Воспитатель: А ты что это  принес в корзинке?

Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…

Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Расскажите, какой он.

Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…

Воспитатель: Зеленый, как…

Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…

Воспитатель: Он длинный, как…

Дети: Как веревка, карандаш, палка…

Воспитатель: Он хрустящий, как…

Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…

Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде.              Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.

Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно?

Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.

Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.

1.Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол?    Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

Дети: Чашки.

Воспитатель: Самир, принеси, пожалуйста, чашку.

Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?

Ребенок: В сахарницу. Вика А. принеси  сахарницу.

Воспитатель: А масло в чем хранится?

Ребенок: В масленке. Софья  принесу масленку.

Воспитатель: А конфеты куда мы положим?

Ребенок: В  конфетницу…Просит  другого  ребенка  принести   конфетницу.

Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?

Ребенок: в молочницу.

Воспитатель уточняет назначение  предметов посуды.

Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник, конфетницу, масленку.                                      Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

2. воспитатель: Угостим мы мишку чаем, порадуем его. Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».

Воспитатель: Тут и нашей сказочки конец а кто участвовал в ней молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема ”Стоит в поле теремок”

Конспект занятия по развитию речи в средней  группе...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения....

Интегрированное занятие по развитию речи. II мл.гр.Тема: « Стоит в поле теремок»

 Интегрированное  занятие  по развитию речи.   II мл.гр.               ...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный....