Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимняя поляна» с использованием технологии «Синквейн"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рязина Светлана Александровна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе  «Зимняя поляна»  с использованием технологии «Синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширение представления о диких животных.

Задачи:

- использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнять в подборе антонимов и синонимов.

- способствовать развитию эмоциональной лексики;

- развивать самостоятельную связную речь с опорой на дидактический материал;

- развивать речь детей, память, зрительное восприятие, внимание, любознательность;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (картинки и иллюстрации, игрушка белка); практический (составление синквейна)

Предварительная работа:

- рассматривание картинок с изображением диких животных

Рассматривание картинок на тему «Зима»

- беседа о диких животных

- чтение рассказов о животных

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных: белки, медведя, лисы, волка, лося; доска, игрушка заяц. Иллюстрация елочки. Схема для составления синквейна

1. Приветствие (стоят в кругу вместе с воспитателем).

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?….(зима)-.ХОРОМ

В. Вы рада зиме?

В. Вы долго ждали зиму, значит она какая?

О. долгожданная.

В. Какое настроение у вас возникает когда вы говорите о зиме ?

О. Веселое, задорное, прекрасное, хорошее.

2. Сюрпризный момент.

В. Ребята давайте отправимся в зимнее путешествие на лесную полянку. (говорят слова хором :Покружись,покружись, на полянке окажись.)

В. Ребята, посмотрите к нам пришла сама зима (СЛАЙД С зимой). У зимы много забот, она просит помочь нам подготовить животный и растительный мир к зимним холодам Поможем зиме?.

О…

В. Какие деревья сейчас зимой ?

О. без листьев, серые, укрыты снегом.

В. Какое дерево сейчас самое зеленое, красивое?.

О. елочка.

(САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ У ДОСКИ)

В. Тогда присаживайтесь к елочки на стульчики, она у нас сегодня самая красивая. Сегодня мы ее будем украшать, только не игрушками, а словами, предложениями, которые мы сами будем придумывать, а помогут нам наши гости жители зимнего леса. Вы готовы? Я вам загадаю загадки, а вы отгадки найдете на столе. (дети по одному вешают отгадку на доску)(Белка, волк, медведь).

1. Кто по елкам ловко скачет.

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

2. На овчарку он похож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк).

3. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (Медведь).

В. Молодцы ребята, отгадали загадки.

Д/И. Один - Много. Я называю вам одно животное, а вы мне много этих животных.

Один медведь- много медведей.

Один еж – много ежей.

Один заяц – много зайцев.

Один волк – много волков.

Одна лиса – много лис.

В. Молодцы.

3. Обьяснение нового материала.

В. Кто это. (воспитатель показавает на картинки : Белка, волк, медведь).

О…

В. Почему эти слова отвечают на вопрос Кто?.

О. потому что они живые.

В. Да, ребята слова которые отвечают на вопрос Кто? –живые. И их мы будем обозначать красным сердечком. Давайте подарим по сердечку нашим зверям. (ПОДХОДЯТ И ВЕШАЮТ ПО СЕРДЕЧКУ НА МАГНИТИК К ИЛЛЮСТР. ЖИВОТНОГО по одному).

В. Ребята, все живые слова отвечают на вопрос Кто? А теперь давайте украсим вершину нашей елочки, красным сердечком. Иди Ваня украшай.

В. Что будет означать сердечко?

О. Кто? Белочка.

В. Ребята, а давайте с вами пройдем на лесную полянку. (ДЕТИ ВСТАЮТ И ИДУТ).

В. Назовите, Кто? пригрелся на полянке на солнышке?

О. Лиса, заяц, кабан, медведь, лось.

В. А давайте про наших зверей придумаем красивые слова. Эти слова будут отвечать на вопрос Какой, Какая?. Красивые слова мы будем обозначать желтым треугольничком. (ДЕТИ БЕРУТ ТРЕУГОЛЬНИК НАЗЫВАЮТ СЛОВО И КЛАДУТ В КОРЗИНКУ).

В. Ребята посмотрите, сколько красивых слов мы с вами придумали, а теперь давайте этими словами украсим нашу елочку. (садятся на места).

В. Все красивые слова отвечают на вопрос Какой, Какая? Этими словами мы украсим вторую веточку нашей елочки. Иди Лера скажи красивое слово о Белке.

О.

В. Скажите, а звери могут между собой общаться. ?

О. да

В. Что делает волк.? (воет) –У-У-У. (тише-громче).

О. Что делает медведь (рычит).Р-Р-Р (тише- громче).

В. Что делает еж?.(фыркает). Фыр - фыр - фыр.

В. Ребята, а теперь давайте выйдем на лесную полянку и поиграем.

Пойдем мягко, как лисята и как мишка косолапый,

И как серый волк – волчишка, и как заинька - трусишка.

Вот свернулся еж в клубок. Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

В. Вот сколько движений делают звери в лесу. Слова отвечающие на вопрос Что делают?.- называются словами действиями, обозначаются синим треугольничком с ручками, ножками.

В. Давайте повторим на какой вопрос отвечают слова действия. ?

О. Что делать, Что делают?.

В. Ребята, все названные слова действия, мы тоже будем складывать в нашу весеннюю корзинку.

В. Назовите что делает? Медведь лиса, белка.

В. Посмотрите сколько слов действий в нашей корзинке, давайте вернемся к нашей елочки и украсим ее. (садятся на места).

В. Какую веточку нашей елочки будем украшать?

О. Третью.

В. Иди Лиза украшай. Что делает? Белка.

О. Прыгает, грызет орешки, скачет.

В. Как красиво украшена наша елочка словами.

В. Давайте вспомним: Что обозначает красное сердечко. На какой вопрос оно отвечает.

О. Кто? Белка.

В. Что обозначает желтый треугольник. На какой вопрос отвечает.

О. Какая? Рыжая, пушистая.

В. Что обозначает синий человечек? На какой вопрос отвечает.

О. Что делает? Прыгает, скачет, запасает.

В. Ребята, а на четвертой веточки, много слов, здесь слова связаны друг с другом. Эту строчку нужно украсить предложением, вот этой схемкой.

Иди Даша придумай предложение о Белке.

О…Белка красивая скачет с ветки на ветку.

В. Ребята, а еще можно предложение придумать в помощью наших символов - слов. (Воспитатель вместо предложения вешает слова :сердечко, 2желтых треугольника,2слова действия).

В. Кто попробует прочитать.

В. В последнем ряду нужно придумать одно слово, которое можно сказать только о Белке, обозначать мы будем это слово белым треугольником.

Иди Наре придумай слово.

О…

В. Давайте сейчас прочитаем, что же у нас получилось за интересный рассказ о Белке, благодаря нашей нарядной елочки. Кто попробует прочитать.

Белка

Красивая, ловкая.

Прыгает, запасается,прячет.

Белка скачет с ветки на ветку.

Животное.

4. Итог занятия.

В. Какая красивая нарядная елочка получилась.

Где мы сегодня с вами были.

О…весеннем лесу.

В. О чем нас весна попросила.

О. Помочь пробудить природу, зверей от сна. Помогли мы весне?

О. да

В. Ребята, нам нужно вернуться из весеннего путешествия в детский сад.Давайте скажем слова(покружись, покружись в детском саду окажись.)

В. Мы с вами побывали в весеннем лесу, как же нужно заботиться о природе?

О. Не ломать веточки на деревьях, не разжигать костры, убирать за собой мусор, не кричать в лесу.

В. Что нового еще сегодня узнали.

О….

5. Рефлексия

В. Ребята, весна приготовила свои подарки в корзинке солнышко, тучка, капелька. Возьми солнышко – если вам все понравилось и было легко и понятно. Капельку – если вам понравилось, но что то не понятно. Тучку – если вам было не понятно, сложно и ничего не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе "Зимняя сказка"

В конспекте решаются задачи коммуникативного развития детей через использование игровых и развивающих методов и приемов....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

1. Организационный моментРебята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень Шлем привет мы вс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно пере...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Нерифмованные стихи» с использованием технологии Синквейн и мнемотехники

Обогащение словарного запаса детей, обучение навыкам формулировать свои мысли, формирование представления о профессиях, в т. ч. творческих, развитие творческих способностей детей происходит в процессе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Детский сад» с использованием технологии «Синквейн"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Детский сад»с использованием технологии «Синквейн"...