Конспект НОД "Осень в фиолетовом лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В данном конспекте представлено занятие по речевому развитию с использованием технологии интеллектуально - творческого развития "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича которое можно использовать как с детьми общеразвивающих групп, так и с детьми с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

(раздел «Развитие речи») в группе старшего дошкольного возраста

«Осень в Фиолетовом лесу»

Разработал:

воспитатель

1 квалификационной категории

Ловыгина Н.В.

г.  Ядрин, ноябрь 2021

Конспект НОД по развитию речи на тему «Осень в Фиолетовом лесу»

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени как времени года.

Задачи:

Образовательные:

-учить различать, сопоставлять временные изменения в осенней природе.

Развивающие:

-развивать словесно – логическое мышление, познавательные интересы, активизировать глагольную лексику;

-развивать внимание.

Воспитательные:

-воспитывать культуру поведения в коллективной игре;

-воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее;

-воспитывать любовь к художественному слову.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», иллюстрации «Волшебница Осень», иллюстрации деревьев, насекомых, перелетных птиц, зимующих птиц, животных, поднос, яблоко, осенние листья, картина «Труд людей в природе», иллюстрации овощей, трех  домиков, конверт с письмом.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы  улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы! Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня, а выдохните через рот все обиды и огорчения. Ребята поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.

Вводная часть

Воспитатель: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А занятие нам предстоит провести не простое, мы сегодня будем помогать одному сказочному герою. Отгадайте мою загадку.

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко – желтым цветом землю разукрасила.

Все вокруг искрится, все переливается,

Как же это чудо в природе называется? (Осень)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге на работу я встретила наших друзей, малыша Гео и ворона Метра. И вот, что они мне рассказали.

В одной далекой – далекой сказочной стране жила – была волшебница Осень. Она была настолько доброй, что всем всегда помогала и доверяла. И вот она попала в плен к злому колдуну. Не стало в «Фиолетовом лесу» осени. Загрустили все звери и птицы. Малыш Гео и ворон Метр попросили нас, ее найти и освободить. Только как это сделать? Где ее искать? Нам поможет вот это яблочко (воспитатель подходит к столу, где лежат поднос и яблоко).

Воспитатель: Это яблочко не простое, а волшебное. Его Осень оставила, чтобы мы помогли освободить ее от злого колдуна и вернуть такое прекрасное время года обратно. Покатаем яблочко по подносу, увидим и услышим красавицу Осень, узнаем, как ей помочь (катает по подносу яблочко, приговаривая волшебные слова). Катись, катись яблочко наливное – покажи красавицу Осень (на обратной стороне подноса приклеена иллюстрация «Осень» воспитатель показывает ее детям).

Воспитатель: Осень говорит нам: «Меня найдете и на землю вернете, если все осенние приметы в лесу  соберете». Вы согласны помочь вернуть Осень? Тогда отправимся в путь, в дорогу дальнюю, через дремучий лес, где растут разные деревья. А поможет нам  дорогу найти волшебный клубочек (воспитатель показывает детям клубочек ленты – липучки «Волшебные веревочки» и прикрепляет кусочек веревочки на пространство «Фиолетового леса»).

Физкультминутка

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки (ходьба на месте).

Здравствуй лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес! (широко развести руки в стороны).

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? (руки подняты вверх, покачивания вправо – влево).

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (всматриваться вдаль, поворачиваясь вправо и влево).

Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои. (широко развести руки в стороны, прижать обе ладони к груди).

Задание № 1

Воспитатель: Посмотрим, какие деревья растут в волшебном лесу? Отгадайте названия деревьев.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.  (Дуб).

***

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист — ладошкой,

С длинной ножкой. (Клен)

***

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках –

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица … (Рябина) 

***
Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

***

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? ( Осина)

Задание № 2

(на столе стоит корзинка, в ней осенние листья и записка; воспитатель читает задание) 

Воспитатель: «Дети, помогите, листья рассмотрите, от какого дерева они быстренько скажите» (воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» осенние листья, дети рассматривают изображения листиков и определяют с какого дерева данный листочек: с березы, с дуба, с клена, с рябины, с осины).

Задание № 3

Воспитатель: Я называю дерево, а вы называете, какой листочек.

Дуб – дубовый, клен – кленовый, осина – осиновый, рябина – рябиновый, береза – березовый.

Задание № 4

Воспитатель: Как вы думаете, что умеет делать лист? (желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит, растет, висит, колышется, летит, кружится, опускается, лежит).

Воспитатель: Как называется явление природы, когда с деревьев падают и кружатся листья? (листопад). Когда осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды, начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Листопад – удивительное и красивое явление природы!

Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром и согревают ее холодной зимой (дети моделируют листопад на пространстве «Фиолетового леса»).

Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше (воспитатель прикрепляет к пространству «Фиолетовый лес» дорожку из «Разноцветной веревочки»).

Задание № 5

(Воспитатель выставляет на пространство «Фиолетового леса» три домика: зеленый, красный, желтый).

Воспитатель: У Осени есть три помощника, три осенних месяца. Они живут в этих домиках. Помогите отгадать названия осенних месяцев (ответы детей).

 (Воспитатель прикрепляет к первому домику букву «с», ко второму домику букву «о», к третьему домику букву «н»).

Воспитатель: Осень домики подписала. Если прочитать буквы на домиках – получится слово «сон». Осенью природа засыпает. Удивительная, неповторимая пора – увядание.

Задание № 6

(Воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» солнце, облака, ветер, капли дождя).

Воспитатель: Расскажите про осеннее солнышко, осеннее небо, облака, ветер, дождь.

Небо какое? (голубое, хмурое, пасмурное, серое, белое, облачное, безоблачное); ветер какой?  (холодный, сильный, пронизывающий, резкий, сырой, порывистый); дождь какой? (cильный, холодный, моросящий, затяжной); солнышко какое? (яркое, теплое, желтое, светлое).

Осенью часто дует ветер. Подуйте на ладошку как сильный ветер, а теперь как слабый ветерок. Почувствовали ветер?

Ветер что делает?(тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает); дождь что делает? (моросит, льет, идет, капает); солнышко что делает? (светит, греет).

Какая погода бывает осенью, когда идет дождь (дождливая); когда дует ветер (ветреная); когда холодно (холодная); когда пасмурно (пасмурная); когда сыро (сырая); когда хмуро (хмурая); когда ясно (ясная).

Задание № 7

(Воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» дорожку из «Разноцветной веревочки»).

Воспитатель: Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам. Мудрая Осень не забыла про птиц, напомнила, что пора им собираться в дальнюю дорогу. Почувствовав осеннюю прохладу, птицы готовятся улетать.

Куда улетают птицы? Как называют птиц, которые от нас улетают? (перелетные). Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей). 

 (Воспитатель прикрепляет иллюстрации перелетных птиц: ласточка, стриж, журавль, трясогузка, скворец).

Почему они улетают? (нет пищи). Правильно, основная пища птиц – насекомые. (воспитатель прикрепляет иллюстрацию насекомого – жука)

Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?  (ответы детей). С приходом холодов все насекомые куда – то исчезают? (ответы детей). Осенью все насекомые прячутся в укромных уголках: в лесной подстилке, в пнях, под корой деревьев и засыпают в ожидании теплого летнего солнца.

(Воспитатель прикрепляет иллюстрации зимующих птиц).

Воспитатель: Остаются же с нами круглогодично (вороны, галки, воробьи, голуби, синички). Как называются такие птицы?  (зимующие). Как же выживают оставшиеся с нами птицы?  (ответы детей). Эти птицы живут рядом с человеком, они ждут от нас помощи зимой и, чтобы они не умерли от голода и не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: А теперь отдохнем и поиграем в игру «Летает – не летает» (дети встают около стульчиков). Я показываю иллюстрации с птицами и если птица перелетная, то вы машите руками, а если зимующая, то приседаете (показ иллюстраций).

Задание № 8

(Воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» фигуры белки, зайца, медведя, ежа).

Воспитатель: Дикие животные тоже без дела не сидят, к зиме готовятся. Расскажите, как они это делают? (ответы детей).

Белка утепляет свое гнездо, сушит грибы на ветке, собирает орехи. Заяц беляк меняет свою серую шубку на белую. Медведь нагуливает жир и подбирает себе удобную, просторную берлогу для сна, а в феврале у медведицы рождаются медвежата. Еж готовит себе на зиму теплое, уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Ребята, у какого животного осенью появляются детеныши? (у зайца). Их называют листопаднички. Молодцы, идем по дорожке дальше.

Задание № 9

(Воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» дорожку из «Разноцветной веревочки» и иллюстрацию «Труд людей осенью»).

Воспитатель: Расскажите, что делают люди осенью? (ответы детей). Какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). Осенью люди убирают урожай в садах и огородах, полях. А после сбора урожая перепахивают землю, чтобы зимой погибли разные вредители и семена сорняков.

Итоговая часть

 (Воспитатель прикрепляет на пространство «Фиолетового леса» иллюстрацию «Волшебница Осень»).

Воспитатель: Мы на занятии назвали все осенние приметы, укрыли землю листьями , чтобы зимой не замерзли растения и животные, отправили перелетных птиц в теплые края, подготовили животных и зимующих птиц к зимним холодам и освободили красавицу Осень от злого колдуна. В благодарность за это волшебное яблочко прислало нам подарок – наливные яблочки со своей яблони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельность в младшей группе "Помощь фиолетовому лесу" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Цель: развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей. Задачи:Образовательные: упражнять в умении группировать предме...

Сказки фиолетового леса. (10 сказок про сказочные области Фиолетового леса)

Я интересуюсь игровой технологией "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича и  написала свои сказки к каждой области фиолетового леса, которые можно использовать как в работе с детьми, ...

Конспект занятия "Подарок Фиолетового леса"

Схема конспекта занятия Педагог (Ф.И.О.) Татьяна Александровна КузнецоваОбразовательная область - Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Возрастная группа: ст...

Конспект "Приключения в Фиолетовом лесу"

Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ и игр Воскобовича...

Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» Тема: "Путешествие по Фиолетовому лесу" 2 младшая группа

Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес"...

занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием предметной развивающей среды В. В. Воскобовича Фиолетовый лес «Необычное путешествие в Фиолетовом лесу»

Цель: развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти в процессе формирования элементарных математических представлений у детей.Программные задачи:Образовательные: упражнять в умении...