занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием предметной развивающей среды В. В. Воскобовича Фиолетовый лес «Необычное путешествие в Фиолетовом лесу»
план-конспект занятия (младшая группа)

Мартыненко Елена Васильевна

Цель: развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти в процессе формирования элементарных математических представлений у детей.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в умении группировать предметы по цвету, количеству; закреплять счёт в пределах 5; понятия (большой, поменьше, маленький),  умение группировать фигуры по цвету, активизировать разговорную речь. Учить называть животных и их детёнышей.

Развивающие: развивать сенсорные и мыслительные процессы; внимание, воображение, мелкую моторику; умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, усидчивость; готовность прийти на помощь.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию у детей положительных эмоций.

 

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный материал.

Разучить с детьми потешки.

Методические приёмы:

Организационный момент перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрированного материала).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Материал и оборудование:

Персонажи: Галчонок Карчик, Гусеница Фифа, Пчелка Жужа.

Макеты деревьев, цветов, птиц, насекомых, животных.

Макет солнышка, тучки, речки.

  • Квадрат Воскобовича, коврограф Фиолетовый лес, разноцветные тропинки, разноцветные верёвочки, разноцветные лепестки; цепочки бус, расположенные на полоске.

                                           Ход:

 (Под шум леса дети входят в зал)

Вос-ль: Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться и желать всем «Доброе утро!»

Доброе утро – нам шепчут цветки,

Доброе утро – журчат ручейки.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!(Все вместе)

Воспитатель: а теперь посмотрите, мы с вами находимся на необычной поляне. Что вы видите? (музыкальный зал)

Дети: Дуб.

Воспитатель: Правильно, но этот дуб не простой. Он – волшебный. И сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в Фиолетовый лес, но, чтобы нам туда попасть, надо произнести волшебные слова. Послушайте меня внимательно, а потом повторяйте за мной:  (Играет волшебная музыка)

Волшебного дуба коснёмся рукой.

Откроется тайная дверь, мы с тобой

Окажемся в мире, где свет и тепло

Где мир, чудеса, справедливость, добро!

(Играет волшебная музыка, дети через дверь в дубе попадают в Фиолетовый лес)

Мы зашли в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

С героями леса играть.

Воспитатель: Вот мы с вами и в Фиолетовом лесу. Как красиво! (звучит музыкальное произведение «Звуки леса» (птицы). Что вы слышите, ребята? Кто это поёт?

 Дети:- Это поют птицы.

Воспитатель: посмотрите кто это нас встречает? (Галчонок Каррчик).  Как у тебя дела? Что случилось, почему ты грустишь?

Галчонок Каррчик: Ребята, как не грустить в нашем лесу все животные мамы перепутали своих детенышей, помогите,  пожалуйста,  найти.

Воспитатель: Ну, что поможем Галчонку?

Д/у «Назови детенышей»(Дети соединяют маму животное с детенышем)

Ответы детей: Я знаю, что у зайчихи детеныши зайчата; я думаю, что у медведицы детеныши медвежата и т.д.)

Галчонок Каррчик: Спасибо ребята, вы нам очень сильно помогли.

(Продолжаем путешествие под музыкальное произведение «По дороге с облаками»)

Ноги выше поднимаем, (Дети идут и произносят слова) (музыка леса)

Бодро, весело шагаем.

Впереди волшебный лес –

Полный сказок и чудес

                             (Оказываемся возле домика гусеницы Фифы).

Воспитатель: Какой красивый домик! Интересно, кто в нём живёт?

                                      (Слышится плач.)

Слышите ребята, кто-то плачет. Давайте постучимся и узнаем, что случилось! Может нужна наша помощь?

                              (Появляется гусеница Фифа).

Гусеница Фифа: Здравствуйте ребята! Я – Гусеница Фифа.

Воспитатель: Здравствуй Фифа! Чем ты так расстроена?

Гусеница Фифа: Пчёлка Жужа позвала меня погулять по Фиолетовому лесу. Я хотела надеть свои самые красивые бусы, но нечаянно дёрнула верёвочку, она порвалась, а бусинки рассыпались. Ой, беда-беда!

Воспитатель: Не расстраивайся, Фифа, мы с ребятами поможем тебе собрать бусинки. Ребята, поможем Фифе?

Дети: Да!

Воспитатель: -Ребята, давайте поможем Фифе и соберём бусы.

(Дети собирают по образцу вторую нитку бус, подбирая цвет бусин и размер, проговаривают очерёдность размер и цвет).

 

Воспитатель: Посмотри, Фифа, вот твои новые бусы! Ещё лучше прежних получились! Какие красивые, яркие! Ребята, а какой формы бусинки в бусах у гусеницы Фифы?

Ответы детей: квадратные, круглые, треугольные.

Воспитатель: Молодцы, дети! Правильно! Ну что, Фифа, помогли мы с ребятами тебе?

Гусеница Фифа: Да, спасибо вам большое, ребята! Теперь я могу идти на прогулку! У меня такие замечательные бусы! До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Фифа! До встречи!

                                     (путешествие продолжается)

Ноги выше поднимаем, (Дети идут и произносят слова под музыку леса)

Бодро, весело шагаем.

Впереди волшебный лес –

     Полный  сказок и чудес

Слышатся звуки бегущей воды (муз. сопровождение). Выходим на берег реки.

Воспитатель: Вот незадача! Озеро нам встретилось на пути. А как его  можно нам перейти?

Ответы детей: построить мостик.

Воспитатель: Вот какие мы с вами находчивые, ребята! Бурных вод реки не испугались и на другой берег перебрались!

Воспитатель: Вы, наверное, очень устали, давайте немного отдохнем.                                         

                  Физминутка: Собираем детвору (идут в  хороводе)

Поиграть в одну игру.

Покажите – ка ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

как бельчонок умывается.

Как зайчонок поскакал

Как волчонок побежал.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто спрятался в лесочке? (воспитатель обращает внимание детей на ковёр Воскобовича и дети выделяют на нём фигурки животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся)

Игра: «Кто где спрятался?» (на, под, в, за, около)

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это ёжик.

Воспитатель: Где спрятался ёжик?

Дети (или ребёнок): Ёжик спрятался под  деревом.

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это лягушка.

Воспитатель: Где спряталась лягушка?

Дети (или ребёнок): Лягушка спряталась в пруду.

Воспитатель: А, это кто?

Дети (или ребёнок): Это птичка.

Воспитатель: Где сидит птичка?

Дети (или ребёнок): Птичка сидит на ветке.

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это Уж.

Воспитатель: где он находится?

Дети (или ребёнок): Около Елки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех животных отыскали и кто – где спрятался сказали!

 (звучит музыкальное произведение Посмотрите, ребята, а это кто к нам ещё прилетел?

Воспитатель: Да, это же пчелка Жужа.

Пчёлка Жужа: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пчёлка Жужа!

Воспитатель: Жужа, а почему ты такая грустная?

Жужа:  На всех полянках появяются цветы, а на моей – нет!

Воспитатель: И правда, не видно цветов, но ты не расстраивайся и не грусти Жужа! Мы тебе поможем.

                                       "Цветы для пчёлки Жужи»

Цель: закрепление умения выделять предметы по цвету.

Материал: развивающая среда «Фиолетовый лес», набор «Разноцветные лепестки» в трёх размерах, персонаж пчёлка Жужа.

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Жуже? (Мы можем посадить для Жужи цветы)

-Посадили мы цветок, появился стебелек (прикрепить зеленую веревочку на поверхности коврика),

-распускается бутон, посмотри-ка, большой красный он (прикрепить рядом со стеблем красный лепесток).

-И еще один бутон, посмотри-ка, синий он (жёлтый он).

-Давайте посчитаем, сколько бутонов на стебле (Три)

-Сколько красных, синих, жёлтых бутонов? (по одному)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотри, Жужа, какие красивые цветы распустились на поляне!

Играет музыка. Девочки исполняют танец «Цветов» (под музыкальное произведение «Вальс цветов»)

Пчёлка Жужа: Как сказочно в нашем Фиолетовом лесу! Даже цветы оживают!

(звучит музыкальное звуки леса)

Воспитатель: Да, Жужа, это действительно так! Какое замечательное путешествие у нас с вами получилось, правда, ребята! Но пришло время возвращаться обратно, в детский сад!

Пчёлка Жужа: Подождите, подождите!  Я вам очень благодарна, ребята! Вы так порадовали нас, жителей Фиолетового леса, и за это я хочу подарить вам эти маленькие сувениры. (Жужа дарит детям корзинку со сладостями в виде цветов и божьих коровок).

Воспитатель и дети: Большое спасибо тебе, Жужа! До свидания!

До свидания «Фиолетовый лес», полный сказок и чудес.

Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой.

По дорожке мы пойдём -в детский сад мы придём.

Дети: Раз, два, три вот мы пришли. 

      (Возвращаемся к Дубу под музыкальное произведение «Дорогою добра»)

Воспитатель: А вот и наш волшебный дуб. Давайте произнесём волшебные слова:

Волшебного дуба коснёмся рукой

Вернёт нас домой Чудо-дуб золотой… (играет волшебная музыка)

Воспитатель: Ребята, давайте раскажим нашим гостям ,где мы с вами побывали.

Дети: в фиолетовом лесу.

 Воспитатель: Каких героев мы с вами встретили? А что запомнилось больше всего (ответы детей). Спасибо вам большое за то, что вы были смелыми и добрыми, никого не оставили в беде! Будьте такими всегда! Молодцы!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_fiolet._les.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием предметной развивающей среды В. В. Воскобовича Фиолетовый лес

«Необычное путешествие в Фиолетовом лесу» 

Цель: развитие познавательных процессов, мышления, внимания, памяти в процессе формирования элементарных математических представлений у детей.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в умении группировать предметы по цвету, количеству; закреплять счёт в пределах 5; понятия (большой, поменьше, маленький),  умение группировать фигуры по цвету, активизировать разговорную речь. Учить называть животных и их детёнышей.

Развивающие: развивать сенсорные и мыслительные процессы; внимание, воображение, мелкую моторику; умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, усидчивость; готовность прийти на помощь.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию у детей положительных эмоций.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный материал.

Разучить с детьми потешки.

Методические приёмы:

Организационный момент перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрированного материала).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Материал и оборудование:

Персонажи: Галчонок Карчик, Гусеница Фифа, Пчелка Жужа.

Макеты деревьев, цветов, птиц, насекомых, животных.

Макет солнышка, тучки, речки.

  • Квадрат Воскобовича, коврограф Фиолетовый лес, разноцветные тропинки, разноцветные верёвочки, разноцветные лепестки; цепочки бус, расположенные на полоске.

                                           Ход:

 (Под шум леса дети входят в зал)

Вос-ль: Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться и желать всем «Доброе утро!»

Доброе утро – нам шепчут цветки,

Доброе утро – журчат ручейки.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!(Все вместе)

Воспитатель: а теперь посмотрите, мы с вами находимся на необычной поляне. Что вы видите? (музыкальный зал)

Дети: Дуб.

Воспитатель: Правильно, но этот дуб не простой. Он – волшебный. И сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в Фиолетовый лес, но, чтобы нам туда попасть, надо произнести волшебные слова. Послушайте меня внимательно, а потом повторяйте за мной:  (Играет волшебная музыка)

Волшебного дуба коснёмся рукой.

Откроется тайная дверь, мы с тобой

Окажемся в мире, где свет и тепло

Где мир, чудеса, справедливость, добро!

(Играет волшебная музыка, дети через дверь в дубе попадают в Фиолетовый лес)

Мы зашли в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

С героями леса играть.

Воспитатель: Вот мы с вами и в Фиолетовом лесу. Как красиво! (звучит музыкальное произведение «Звуки леса» (птицы). Что вы слышите, ребята? Кто это поёт?

 Дети:- Это поют птицы.

Воспитатель: посмотрите кто это нас встречает? (Галчонок Каррчик).  Как у тебя дела? Что случилось, почему ты грустишь?

Галчонок Каррчик: Ребята, как не грустить в нашем лесу все животные мамы перепутали своих детенышей, помогите,  пожалуйста,  найти.

Воспитатель: Ну, что поможем Галчонку?

Д/у «Назови детенышей»(Дети соединяют маму животное с детенышем)

Ответы детей: Я знаю, что у зайчихи детеныши зайчата; я думаю, что у медведицы детеныши медвежата и т.д.)

Галчонок Каррчик: Спасибо ребята, вы нам очень сильно помогли.

(Продолжаем путешествие под музыкальное произведение «По дороге с облаками»)

Ноги выше поднимаем, (Дети идут и произносят слова) (музыка леса)

Бодро, весело шагаем.

Впереди волшебный лес –

Полный сказок и чудес

                             (Оказываемся возле домика гусеницы Фифы).

Воспитатель: Какой красивый домик! Интересно, кто в нём живёт?

                                      (Слышится плач.)

Слышите ребята, кто-то плачет. Давайте постучимся и узнаем, что случилось! Может нужна наша помощь?

                              (Появляется гусеница Фифа).

Гусеница Фифа: Здравствуйте ребята! Я – Гусеница Фифа.

Воспитатель: Здравствуй Фифа! Чем ты так расстроена?

Гусеница Фифа: Пчёлка Жужа позвала меня погулять по Фиолетовому лесу. Я хотела надеть свои самые красивые бусы, но нечаянно дёрнула верёвочку, она порвалась, а бусинки рассыпались. Ой, беда-беда!

Воспитатель: Не расстраивайся, Фифа, мы с ребятами поможем тебе собрать бусинки. Ребята, поможем Фифе?

Дети: Да!

Воспитатель: -Ребята, давайте поможем Фифе и соберём бусы.

Игра: «Бусы для гусеницы Фифы»

Цель: закрепление умения составлять узор по образцу, подбирая форму.

Материал: коврограф «Ларчик», персонаж гусеница Фифа, «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные кружочки» по цветам.

(Дети собирают по образцу вторую нитку бус, подбирая цвет бусин и размер, проговаривают очерёдность размер и цвет).

 

Воспитатель: Посмотри, Фифа, вот твои новые бусы! Ещё лучше прежних получились! Какие красивые, яркие! Ребята, а какой формы бусинки в бусах у гусеницы Фифы?

Ответы детей: квадратные, круглые, треугольные.

Воспитатель: Молодцы, дети! Правильно! Ну что, Фифа, помогли мы с ребятами тебе?

Гусеница Фифа: Да, спасибо вам большое, ребята! Теперь я могу идти на прогулку! У меня такие замечательные бусы! До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Фифа! До встречи!

                                     (путешествие продолжается)

Ноги выше поднимаем, (Дети идут и произносят слова под музыку леса)

Бодро, весело шагаем.

Впереди волшебный лес –

     Полный  сказок и чудес

Слышатся звуки бегущей воды (муз. сопровождение). Выходим на берег реки.

Воспитатель: Вот незадача! Озеро нам встретилось на пути. А как его  можно нам перейти?

Ответы детей: построить мостик.

Воспитатель: Вот какие мы с вами находчивые, ребята! Бурных вод реки не испугались и на другой берег перебрались!

Воспитатель: Вы, наверное, очень устали, давайте немного отдохнем.                                          

                  Физминутка: Собираем детвору (идут в  хороводе)

Поиграть в одну игру.

Покажите – ка ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

как бельчонок умывается.

Как зайчонок поскакал

Как волчонок побежал.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто спрятался в лесочке? (воспитатель обращает внимание детей на ковёр Воскобовича и дети выделяют на нём фигурки животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся)

Игра: «Кто где спрятался?» (на, под, в, за, около)

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это ёжик.

Воспитатель: Где спрятался ёжик?

Дети (или ребёнок): Ёжик спрятался под  деревом.

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это лягушка.

Воспитатель: Где спряталась лягушка?

Дети (или ребёнок): Лягушка спряталась в пруду.

Воспитатель: А, это кто?

Дети (или ребёнок): Это птичка.

Воспитатель: Где сидит птичка?

Дети (или ребёнок): Птичка сидит на ветке.

Воспитатель: Кто это?

Дети (или ребёнок): Это Уж.

Воспитатель: где он находится?

Дети (или ребёнок): Около Елки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех животных отыскали и кто – где спрятался сказали!

 (звучит музыкальное произведение Посмотрите, ребята, а это кто к нам ещё прилетел?

Воспитатель: Да, это же пчелка Жужа.

Пчёлка Жужа: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пчёлка Жужа!

Воспитатель: Жужа, а почему ты такая грустная?

Жужа:  На всех полянках появяются цветы, а на моей – нет!

Воспитатель: И правда, не видно цветов, но ты не расстраивайся и не грусти Жужа! Мы тебе поможем.

                                       "Цветы для пчёлки Жужи»

Цель: закрепление умения выделять предметы по цвету.

Материал: развивающая среда «Фиолетовый лес», набор «Разноцветные лепестки» в трёх размерах, персонаж пчёлка Жужа.

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Жуже? (Мы можем посадить для Жужи цветы)

-Посадили мы цветок, появился стебелек (прикрепить зеленую веревочку на поверхности коврика),

-распускается бутон, посмотри-ка, большой красный он (прикрепить рядом со стеблем красный лепесток).

-И еще один бутон, посмотри-ка, синий он (жёлтый он).

-Давайте посчитаем, сколько бутонов на стебле (Три)

-Сколько красных, синих, жёлтых бутонов? (по одному)

(рядом на расстоянии собираем цветок, состоящий из 4 лепестков маленького размера, пересчитываем лепестки у второго цветка, выкладываем количество лепестков кружками друг под другом и выясняем на каком цветке лепестков больше, на каком меньше.)

-Интересно, ребята, до какого цветка Жужа долетит быстрее? (из разноцветных верёвочек прокладываем дорожки, способом приложения узнаём, какая дорожка длиннее, а какая короче)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотри, Жужа, какие красивые цветы распустились на поляне!

Играет музыка. Девочки исполняют танец «Цветов» (под музыкальное произведение «Вальс цветов»)

Пчёлка Жужа: Как сказочно в нашем Фиолетовом лесу! Даже цветы оживают!

(звучит музыкальное звуки леса)

Воспитатель: Да, Жужа, это действительно так! Какое замечательное путешествие у нас с вами получилось, правда, ребята! Но пришло время возвращаться обратно, в детский сад!

Пчёлка Жужа: Подождите, подождите!  Я вам очень благодарна, ребята! Вы так порадовали нас, жителей Фиолетового леса, и за это я хочу подарить вам эти маленькие сувениры. (Жужа дарит детям корзинку со сладостями в виде цветов и божьих коровок).

Воспитатель и дети: Большое спасибо тебе, Жужа! До свидания!

До свидания «Фиолетовый лес», полный сказок и чудес.

Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой.

По дорожке мы пойдём -в детский сад мы придём.

Дети: Раз, два, три вот мы пришли. 

      (Возвращаемся к Дубу под музыкальное произведение «Дорогою добра»)

Воспитатель: А вот и наш волшебный дуб. Давайте произнесём волшебные слова:

Волшебного дуба коснёмся рукой

Вернёт нас домой Чудо-дуб золотой… (играет волшебная музыка)

Воспитатель: Ребята, давайте раскажим нашим гостям ,где мы с вами побывали.

Дети: в фиолетовом лесу.

 Воспитатель: Каких героев мы с вами встретили? А что запомнилось больше всего (ответы детей). Спасибо вам большое за то, что вы были смелыми и добрыми, никого не оставили в беде! Будьте такими всегда! Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет "Путешествие по сказкам" (в соответствии с ФГОС ДОУ)

Цель: обеспечение условий для развития у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Образовательная область "Познавательн...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

План-конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Птицы"

Цель: Развитие познавательной и речевой активности. Формирование экологической культуры дошкольников. Расширить и уточнить знания детей о птицах. Задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида и п...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ для детей младшего дошкольного возраста "Дикие животные и их детёныши (Российских лесов)"

Проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест. Главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры ч...

Развивающая дидактическая игра по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Кто чем питается»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутовагородского округа Сызрань Самарско...