Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Задачи:
- совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа;
- учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность;
- уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.
Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,
Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.
Ход ООД.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же … (Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.
Открываю картинку (щенка).
А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок!
Игра «Назови действие»
- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький, забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный, игривый и т.д
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.
- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
-Как оно появилось у вас дома?
-Кто ухаживает за ним?
- Как он это делает?
-Любите ли вы своё животное?
- В чём проявляется эта любовь?
-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?
- Какую пользу приносит вам ваше животное?
- Ребята, какие вы знаете клички собак?
Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).
3. Беседа по картинкам.
Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.
Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.
- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?
Основная часть.
Беседа по серии картинок.
Картинка № 1
- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик). и рядом еще закрыт щенок.
- Как вы думаете, куда идет мальчик?
- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?
- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?
Открываю вторую половинку картинки.
- Кто встретился на его пути?
- Как смотрит мальчик на щенка?
- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?
- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)
- Какое решение принял мальчик?
- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?
-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?
Картинка № 2.
- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события?
- Как Сережа заботился о щенке? (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.)
- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя? (Благодарность, дружелюбие)
Картинка № 3
- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)
-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?
- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)
- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?
- Каким стал щенок?
4. Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)
А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой)
Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам)
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).
5. Составление плана рассказа.
Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.
1. Друзья.
2. Верный друг спешит на помощь.
Примерный план
1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.
2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?
3. Как они играли и как дружили?
4. Трезор приходит на помощь.
6. Рассказы детей.
Щенок (примерный рассказ)
- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.
Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата. Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды
Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!
7. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей.
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
8. Домашнее задание.
Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_shchenok_po_serii_syuzhetnyh_kartin.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Задачи:
- совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действия, настроение героя), придумывать название рассказа;
- учить детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; развивать связную речь, слуховую память, мыслительную деятельность и память;
- уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, чувство сострадания.
Материал и оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», картинки — щенок и взрослая собака, мяч,
Предварительная работа: игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.
Ход ООД.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку.
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну, конечно же … (Щенок)
- Молодцы, верно, это щенок.
Открываю картинку (щенка).
А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок!
Игра «Назови действие»
- А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч, друг другу, будем подбирать слова -признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, ласковый, умный, толстый, маленький, забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный, игривый и т.д
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
- Молодцы, а теперь передавая мяч, обратно и будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит , нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.
- Молодцы! Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
-Как оно появилось у вас дома?
-Кто ухаживает за ним?
- Как он это делает?
-Любите ли вы своё животное?
- В чём проявляется эта любовь?
-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?
- Какую пользу приносит вам ваше животное?
- Ребята, какие вы знаете клички собак?
Дидактическая игра: «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).
3. Беседа по картинкам.
Выставляется картинка взрослой собаки, дети сравнивают щенка и взрослую собаку, выделяя одинаковые и отличительные признаки: домашние животные, собака большая — щенок маленький, собака сильная -щенок слабый и т.д.
Это задание нужно для того, чтобы дети поняли, что между событиями, изображенными на первой и третьей картинах, прошел определенный отрезок времени: щенок превратился во взрослую собаку.
- Ребята давайте сравним взрослую собаку и щенка что у них общего, и чем они отличаются?
Основная часть.
Беседа по серии картинок.
Картинка № 1
- Внимательно посмотрите на нашу картинку, ребята, кто на ней изображен? (На картинке изображен мальчик). и рядом еще закрыт щенок.
- Как вы думаете, куда идет мальчик?
- Давайте дадим нашему мальчику имя, как его зовут?
- Как вы думаете, кто рядышком спрятался?
Открываю вторую половинку картинки.
- Кто встретился на его пути?
- Как смотрит мальчик на щенка?
- Как вы считаете, почему Сережа обратил внимание на щенка?
- Почему Сережа подумал, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)
- Какое решение принял мальчик?
- Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка?
-У каждой собаки должна быть кличка. Как Сережа назвал своего щенка как вы думаете?
Картинка № 2.
- Давайте рассмотрим вторую картинку. Как дальше развивались события?
- Как Сережа заботился о щенке? (Сережа стал заботиться о Трезоре - кормил его, сделал ему конуру, ласкал его, играл с ним.)
- Что по вашему мнению испытывал щенок после того, как мальчик оставил его жить у себя? (Благодарность, дружелюбие)
Картинка № 3
- Рассмотрим третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)
-Как вы думаете, почему Трезор бросился на помощь Сереже?
- Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)
- Что вы можете сказать о времени года на первой и третьей картинках?
- Каким стал щенок?
4. Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке (Руки сложить ладонями друг другу; к правой, а затем левой щеке)
А у щетки половой палка есть над головой (руки поднять вверх и соединить над головой)
Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам)
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него).
5. Составление плана рассказа.
Воспитатель говорит о том, что сначала будущему рассказу нужно придумать название, а далее придерживаться плана.
1. Друзья.
2. Верный друг спешит на помощь.
Примерный план
1. Сережа находит щенка. - Каким был щенок? Опишите его.
2. Забота о щенке. - Что было дальше? Куда он его принес? Как он ухаживал за щенком?
3. Как они играли и как дружили?
4. Трезор приходит на помощь.
6. Рассказы детей.
Щенок (примерный рассказ)
- Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
Однажды Сережа пошел гулять в парк. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький, крошечный, беззащитный щенок. Сереже он очень понравился ему стало жалко щенка поэтому, он взял его на руки, прижал к себе и решил забрать домой. Дома, он показал щенка маме и попросил разрешения оставить его, ведь у каждой собаки должен быть хозяин. Мама разрешила, но с условием - Сережа должен заботится о щенке сам. Он назвал щенка Трезором. Для маленького друга мальчик построил будку. Каждый день он учил его выполнять разные команды - прыгать, бегать за палкой, ловить мячик, стоять на задних лапах за это он получал вкусное лакомство. Трезор оказался очень умным и послушным. Мальчик и щенок очень полюбили друг друга. Они стали лучшими друзьями.
Скоро Трезор вырос и стал большим, сильным. Однажды Сережа решил покатать Трезора на лодке, которую попросил у своего брата. Когда Сережа и Трезор заплыли на середину реки, лодка неожиданно стала заполняться водой. Сережа не умел плавать. Он стал тонуть. Трезор подплыл к своему хозяину и помог ему выбраться на берег, так Трезор выручил своего хозяина из беды
Взрослый записывает рассказы, и хвалить детей!
7. Итог занятия.
Воспитатель подводит итог и оценивает составленные рассказы детей. Можно зачитать рассказы детей.
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
- Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
8. Домашнее задание.
Нарисовать домашнего питомца или того, о ком детям хотелось бы заботиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.
уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин...
Составление рассказа «Сабантуй» по серии сюжетных картин
Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- формир...
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по сернии сюжетных...