Мастер-класс «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Мастер-класс «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki_kak_element_folklora.docx | 487.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»
Мастер – класс из опыта работы
Тема:
«Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Выполнил: воспитатель Некрасова С.Г.
воспитатель Аскерова Т.А.
г. Вихоревка 2021
Конспект мастер-класса
Тема: пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя. Составление кластера по теме.
Задачи:
- обучающая (познакомить участников мастер-класса с опытом работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.);
- развивающая (поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к устному народному творчеству, построение модели непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с устным народным творчеством);
- воспитательная (воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к устному народному творчеству).
Ход:
Прежде чем приступить к мастер классу, я бы хотела, чтобы вы самостоятельно определили его тему и узнали мнение воспитанников нашей группы.
Видео «Дети говорят» что такое пословица.
Итак, тема сегодняшнего мастер класса «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому.
Пословицы справедливо считают энциклопедией знаний и мудрости русского народа. В этих жанрах отразились складывавшиеся веками представления человека о жизни, о нормах поведения, о добре и зле. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Однако пословицы и поговорки возникают не только как результат жизненных наблюдений: они вливаются в разговорную речь из литературных произведений. Давайте посмотрим фрагмент известной нам сказки и попробуем определить какие пословицы там присутствуют: Битый небитого везет (когда чьей-то глупостью безнаказанно пользуются хитрые и изворотливые люди), ясни ясни на небе звезды, мерзни мерзни волчий хвост если небо ясное, погода морозная).
Пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».
Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
Давайте попробуем известные всем поговорки продолжить и превратить в пословицы, выражение которые имеют поучительный характер:
И нашим, и вашим.
И нашим, и вашим за копейку спляшем.
Воду в ступе толочь.
Воду в ступе толочь – вода и будет.
Чудеса в решете.
Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда.
Как с гуся вода.
Лейся беда, как с гуся вода.
Шито – крыто
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Таким образом, на I этапе мы знакомим детей с понятием, что такое поговорка и пословица в доступной для них форме.
Делаем вывод, что эти жанры малого фольклора являются народной мудростью.
II этап предполагает краткие беседы с детьми, раскрывающие моральный, этический смысл поговорок, пословиц.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, логично, образно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение выразительно описывать предмет, дать ему яркую характеристику.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Я тоже предлагаю вам пофантазировать, у меня в руках мешочек с предметами, вам необходимо назвать пословицу, связанную с предметом, который я буду доставать из мешочка:
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Пословицы выражают всю красоту и образность родного языка, ведь существуют множество пословиц и в других странах, но схожие по смыслу.
Давайте я вам буду говорить зарубежные пословицы, а вы попробуете подобрать к ним русские пословицы схожие по смыслу.
Лицо выдает негодяя нем.(на воре, и шапка горит)
В перчатках кошка мышей не выловит англ. (без труда не выловишь и рыбку из пруда)
Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой англ. (как аукнется, так и откликнется)
Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали. Это и является III этапом работы.
Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки: о маме; о природе; о родине; о дружбе.
Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них: «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина», «Февраль богат снегом, а апрель водой», « Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», «Малая птичка соловей, а май знает».
Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.
Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры, можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».
Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С»: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой».
Теперь я предлагаю вам, опираясь на картинки, определить какие пословицы в ней зашифрованы.
Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народное творчество русского народа необычайно богато по содержанию и по разнообразию художественных жанров: сказки, былины, песни и. т. д.
Пословицы, поговорки являются одним из распространённых и жизнеспособных жанров народного творчества. Однако они имеют различие от других жанров. Сказки и устные рассказы можно рассказывать целыми часами подряд - и кто не слушал их, затаив дыхание, долгими зимними или тёплыми летними вечерами! Кого не увлекали чудесные похождения сказочных героев!
Пословицы и поговорки, в отличие от других жанров народной поэзии, имеют самую тесную связь с языком, являясь образными выражениями, употребляемые в разговорной и письменной речи.
В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами.
На IV этапе я начинаю работу со сказкой (народной, авторской или придуманной воспитателем), к которой применима конкретная пословица. И наоборот: говорю детям пословицу, а дети называют к ней сказки.
Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
В тесноте, да не в обиде («Теремок»)
Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)
Как аукнется, так и откликнется («Лиса и журавль»)
Кашу маслом не испортишь (Каша из топора)
Кому вершки, а кому корешки (Медведь половинщик)
У страха глаза велики, чего нет и то привидится (У страха глаза велики)
Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с иллюстрациями русских народных сказок. Соотнесите героев сказки с пословицами, которые в ней присутствуют.
Таким образом, пословицы и поговорки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В образах, передаваемых в фольклоре, а особенно в поговорках и пословицах, как аккумуляторах вековой мудрости перед дошкольником открывается и объясняется жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Пословицы и поговорки, как элемент народного творчества обогащают эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы передают, учат детей лаконичному выражению своих мыслей, многообразными способами.
Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, способствующие развитию словаря
Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...
Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря»
Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря» ...
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....
картотека игр, способствующие развитию словаря.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы слов...
Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....