Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_rech.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
“Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
Работу выполнила :
Воспитатель первой категории МБДОУ “Детский сад №124”
Скорадешкина Наталья Михайловна.
Дзержинск, 2017г
В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Как отмечает Лашкова Л. «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов»
Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка. Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка.
- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом; Похожая статья: Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности - значительно снизился уровень культуры речи самого общества; - из семьи ушла «Умная» книга.
Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Похожая статья: Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки. Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте. Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении дошкольников. В основу моей работы легли результаты экспериментальных исследований по формированию у дошкольников активного словаря. Проведенный мною анализ программ развития и воспитания дошкольников («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство») показал, что наличие общих задач по развитию речи детей, общих методических рекомендаций, перечней литературы, рекомендуемых для чтения и обсуждения, все же не позволяют достичь необходимого результата, а именно: сформировать у дошкольников развитую, выразительную образную речь. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения: - при построении развернутых высказываний; - при налаживании эмоциональных связей с окружающими; - при формулировании мыслей, построении сообщений текста; Похожая статья: Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста - при налаживании с собеседником речевого взаимодействия; - при выделении образных выражений в тексте; - при использовании доступных детям языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи; - при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве). Очевидно, что дети недостаточно умело пользуются несловесными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой, пантомимой. Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит: - расширять активный словарь детей; - развивать чувственное восприятие литературных произведений; - обогащать эмоциональную сферу ребенка; - расширить их кругозор и воспитать интерес к речи. Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов: - последовательности; - системности; - постепенного и поступательного усложнения материала. Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов. Исходя из вышеизложенного, мною предлагаются следующие основные направления образовательной работы. 1. Обогащение словаря детей путем установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием. Основная цель: формирование начальных представлений о слове. Актуальность: Качественный и количественный анализ результатов изучения словарного запаса дошкольников позволяет сделать следующие выводы: - преобладают слова «бытового» характера; - отсутствуют слова — эпитеты, сравнения, определения, сложные прилагательные; - количественный состав словаря не соответствует нормативным показателям. Задачи работы по направлению: - выделение слова как объекта изучения - установление основной функции слова — номинации (название) - ознакомление с элементарными способами словообразования и словотворчества. - подведение к пониманию многозначности и метафоричности слова Обогащение словаря осуществляется посредством: - выделения образных выражений в тексте; - установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием; - словарных игр и упражнений. Предполагаемый результат - осознанное грамматически правильное использование слова в речи; - количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников. 2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка. Основная цель: формирование навыков понимания эмоций, душевного состояния человека. Актуальность: В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств (нельзя плакать, нельзя громко говорить) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой облагает ребенок с рождения. Задачи работы по направлению: - расширить представления детей об эмоционально мире человека; - обучить средствам эмоциональной выразительности (мимика, жест, интонация); - развивать способность управлять своими эмоциями. Реализация задач осуществляется посредством: - показа характерных движений животных; - работы над голосом — звукоподражание; - «оживления» и «озвучивания» образных слов; - инсценирования сказок, диалогов, персонажей, отрывков из стихотворений и рассказов; - театрального моделирования (например, монолог геометрической фигуры). Предполагаемый результат: Дети научатся «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности. 3. Развитие чувственного восприятия литературных произведений. Основная цель: Научить детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений. Актуальность: неправильный подход к организации детского чтения в семье: - подбираются неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения; - «механическое» чтение, исключающее работу по содержанию; - чтение не нацелено на пробуждение эмоций и чувств, что ведет к общему оскудению речи. Задачи работы по направлению: - формировать навыки замечать и выделять эпитеты, сравнения (ласковое слово, что весенний день), иронию (грозен Семен, а боится Семена одна ворона), выделяя их в литературном тексте; - научить понимать фразеологизмы, сравнения, определения, образные слова; - учить установлению связи между номинальным понятием образного слова, выражения и его эмоциональным содержанием. Формы реализации поставленных задач: - комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы; - словарные и дидактические игры; - беседы по содержанию произведений изобразительного искусства. Предполагаемый результат: У детей будут сформированы навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы. 4. Общее развитие речи дошкольников путем целенаправленной активизации речевых средств выразительности. Основная цель: Создать условия для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения, игровой и учебной деятельности. Актуальность: многие получаемые ребенком знания зачастую не находят применения в его повседневной жизни. Поэтому они не только не развиваются, но со временем утрачиваются. Задачи по направлению работы: - закрепить полученные представления о средствах выразительности речи; - обучать детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни. Реализация задач возможна посредством: - обучения творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи; - бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива; - поощрения использования образных выражений в собственной речи, выделения их в речи сверстников. Предполагаемый результат: У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни. Достижение поставленных целей возможно только при комплексном и последовательном подходе к организации обучения. Определить последовательность решения каждой из этих задач, возможные способы их взаимодействия в различных формах образовательной работы — задача, которая решается перспективным планированием. На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы. Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила: - создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п. - вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества; - сформировать интерес к образам произведений словесного искусства; обеспечила: - формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится); - овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п. Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи. помогла: - поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы; - поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д. Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.
Литература: 1. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009. 2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981. 3. Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009. 4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".
Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи по средствам художественной литературы и фольклора"
родительское собрание в младшей группе...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора в рамках внедрения ФГОС ДОО"
консультация для родителей...
Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Особенно велика ее роль в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родн...
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...