Игры, способствующие развитию словаря
материал по развитию речи на тему
Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?»)
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появ¬ляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это?)» При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.
Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло?»)
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло?» правильно вос¬произвести его название.
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета
Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической
теме.
Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрос¬лого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Под¬сказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной пол¬кой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Действия ребенка с предметом с называнием этих действий
Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирова¬ние представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с само¬летом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.
Обследование взрослым предмета с называнием его качеств
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, фор¬мирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки.
Например, взрослый обследует яблоко, называя его ос¬новные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надав¬ливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душис¬тое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу ку¬сочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».
Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, фор¬мирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы (изображение предмета) по изу¬чаемой лексической теме.
Содержание. Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой пред¬мет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Дети отве¬чают.
Обследование предмета ребенком по словесной инструк¬ции взрослого
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, фор¬мирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка оп¬ределить, какого цвета шапка, какой формы, какого раз¬мера. Далее даются следующие инструкции, задаются во¬просы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?» (Обследование качеств по¬верхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)?» (Определение веса.)
Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями
Цели. Расширение объема словаря наименованиями час¬тей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.
Оборудование. Предметы (или их изображения) с недо¬стающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.
Содержание. Взрослый обращает внимание детей на от¬сутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого яв¬ления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает во¬просы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»
Раскрашивание контурных изображений предметов, назы¬вание предметов, их частей, признаков цвета
Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предме¬тах.
Оборудование. Контурные изображения предметов по изу¬чаемой лексической теме, цветные карандаши.
Содержание. Взрослый предлагает детям раскрасить кон¬турные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы?» Вопросы остальным детям: «Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы)? Какая часть цветка розового цвета (лепестки)?» В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части — называют части пред¬мета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки).
Взрослый может также предложить раскрасить части пред¬мета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузо¬вика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузови¬ка раскрась синим цветом, кузов — зеленым, колеса — корич¬невым, руль — черным, фары — желтым». После выполнения работы детям задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузо¬вика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?»
Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние
Цели. Расширение объема словаря наименованиями дета¬лей предметов, частей тела животных; формирование пред¬ставлений о предметах, о животных.
Оборудование. Изображения предметов (животных) с не¬достающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме (рис. 1), цветные карандаши.
Содержание. Взрослый задает детям вопрос об отсутству¬ющей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хва¬тает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недо¬стающую часть, воспроизвести ее в рисунке.
Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.
Игра «Чудесный мешочек»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).
Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушка¬ми, названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме «Посуда»): рассматривают, называют, вы¬деляют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предме¬ты посуды. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): тре¬буется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму , материал, из которого изготовлен предмет, качество поверхности .
Игра «Укрась елку»
(для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Елка, изготовленная из картона, с кармаш¬ками для «новогодних шаров»; комплект кружков (новогодних шаров), на которых изображены предметы по изучаемой лек¬сической теме.
Содержание. На столах лежат кружки («новогодние шары»), перевернутые изнаночной стороной. Игроки по оче¬реди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на елку.
Игра «Волшебное дерево»
(для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кар¬машками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведени¬ем К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но многие другие предметы.
Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый зага¬дывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребенок, правильно назвавший отгадку, ищет со¬ответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».
Игра «Чего не стало?»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование. Набор предметных картинок по теме.
Содержание.
Низкий уровень сложности
Взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картин¬ки, называя изображенные на них предметы (например: авто¬бус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.
Средний уровень сложности
Взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Высокий уровень сложности
Количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изо¬бражения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Игра «Я собрал в огороде...»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой па¬мяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предло¬жение: «Я собрат на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумы¬вает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лекси¬ческой темы предложение меняется по содержанию: «Я со¬брал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д.
Игра «Угадай по описанию»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, формирование пред¬ставлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме (например: лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко).
Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрос¬лый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребен¬ка: «Сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбери овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».
Таким образом, на первых порах овладения умением на¬ходить предмет по описанию из ряда предложенных все этапы рассуждений развернуты во внешнем плане. Ребенком произ¬водится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком, затем — со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью («Желтые фрукты — это лимон, груша, банан, яблоко. Овальные фрукты — лимон и банан. Кислый фрукт — лимон».) В дальнейшем развитые речевые и мысли¬тельные умения и навыки ребенка позволят свернуть этапы выполнения задания, перевести их во внутренний план.
Игра с мячом «Ассоциации»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ас¬социаций, обшей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ре¬бенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрос¬лому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий — человек, стеклянный — стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая — тарелка; голубая — кастрюля; маленькое — блюдце; прозрачный — кувшин.
Игра «Кто больше увидит?»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.
Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложен¬ные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание. Дети рассматривают картинки по изучаемой теме, представляющие предметы, изображенные в затруднен¬ных для восприятия условиях (заштрихованные, схематичные и др.). Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предметы.
Игра «Собираемся в путешествие»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы.
Оборудование. Картинки, изображающие сходные по назна¬чению и похожие внешне предметы (апельсин — грейпфрут; ка¬бачок — огурец; дыня — тыква; красная смородина — брусника; куртка — пальто; рубашка — блузка; кофта — блузка; комбине¬зон — костюм; комбинезон — брюки; панама — шапка; ботин¬ки — туфли; босоножки — сандалии; кувшин — ваза; корабль — лодка; грузовик — экскаватор).
Содержание. Каждому игроку выдается несколько карти¬нок, изображающих сходные по назначению и похожие внеш¬не предметы.
Взрослый: «Мы собираемся в путешествие, и нам понадо¬бятся многие вещи. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи очень похожи». Взрослый называет один предмет из пары (например, кувшин). Если ребенок ошибается (предъ¬являет вазу), картинка остается у него.
Выигрывает тот, кто раньше «упакует» все свои вещи, у кого не останется на руках картинок.
Игра «Кто больше?»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Предметы (их изображения) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность, так и без нее. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочередно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз — зеленый, большой, круглый, сладкий, спелый, ароматный, _тяжелый, гладкий, сочный». Тот игрок, который прервет цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким стразом ребенок, оставшийся в игре последним, становится победителем.
Игра «Что бывает?»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представле¬ний о признаках предметов.
Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, легким, колючим)?» Дети по¬очередно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество ответов).
Игра «Пантомима»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представле¬ний о признаках предметов и живых существ, развитие вооб¬ражения, творческих способностей, общей моторики.
Содержание. В ходе изучения определенной лексической темы взрослый предлагает детям изобразить жестами и мими¬кой животных, предметы (действия с предметами). Пример¬ные задания: чашка, чайник, сковорода; машина, самолет, лодка; медведь, лиса, заяц; умывание, расчесывание волос, чистка зубов; рисование, плавание, прыжки через скакалку. Взрослый дает образцы выполнения задания, показывая, ка¬кими средствами можно передать характер, действия предмета (с предметом). Игрок изображает жестами, мимикой какой-либо предмет, остальные дети отгадывают. Тот, кто даст вер¬ный ответ, следующим «загадывает» предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951 ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...
Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря»
Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря» ...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста. «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....
Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Методическая разработка: Речевые игры способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи по сказкам К. И. Чуковского
В помощь воспитателям, специалистам и родителям....
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста...