Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Звук и буква П"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ларионова Олеся Александровна

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Звук и буква П"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ns_portal.docx263.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи.

Тема: Звук и буква П.

Цель: познакомить со звуком [п] и буквой П.

Задачи:

Коррекционно-развивающие

1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

2. Развивать голос и речевое дыхание.

3. Развивать фонематические представления.

4. Закрепить понятия «звук», «слово».

Образовательные

1. Познакомить с буквой П, со звуком [п], его характеристикой с опорой на акустические и артикуляционные признаки.

2. Познакомить с понятием «согласный глухой звук».

3. Формировать умение выделять последний звук в слогах и словах.

Воспитательные

1. Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

2. Воспитывать самоконтроль за речью.

3. Воспитывать навыки доброжелательности, сотрудничества 

Оборудование: картинка для звукоподражания «Самовар пыхтит», сюжетные картинки (Ученый смотрит в микроскоп, Мальчик ест суп), картинки со звуком [п] в конце слова (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, пособие «Домик», буква П, палочки для выкладывания буквы.


Ход занятия

Этап занятия и его задача

/деятельность логопеда

Ответы детей

Примечание

(пособия, картинки, речевой материал и пр.)

Время

I

Организационный момент

Создание положительного настроя на занятие, развитие фонематического слуха. Игра «Слушай, повторяй!»

– Я буду называть слоги, а вы внимательно слушайте и повторяйте.

Проговаривают ряды слогов

Речевой материал:

 ап-ап-уп    

уп-уп-ип    

ип-ип-ап      

оп-ап-оп

1 мин

II

Основная часть

1

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Выполнение движений по тексту

2 мин

2

Развитие мимических мышц.

– Давайте покажем какие на вкус овощи и фрукты.

Дети передают эмоциональное состояние.

Горький лук, сладкая груша, терпкий чеснок, кислое яблоко.

1 мин

3

Развитие артикуляционной моторики. 

Выполнение упражнений совместно с логопедом.

Упражнения: «Окошко», «Забор», «Качели», «Маляр», «Лошадка».

3 мин

4

Развитие речевого дыхания и голоса.

– Давайте пропоем гласные звуки [а], [у] громко, затем тихо.

Выполнение упражнения.

1 мин

5

Сообщение темы занятия.

Посмотрите на картинку и послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п... Повторите этот звук. Сегодня мы познакомимся со звуком П.

– П-п-п.

картинка для звукоподражания «Самовар пыхтит»

1 мин

6

Акустико-артикуляционный образ звука.

– Произнесите звук [п].

– Воздух выходит свободно?

– Какую преграду он встречает?

– Значит звук [п] какой?

– Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [п].

– Горлышко работает или «молчит»?

– Значит звук [п] какой?

Обозначать звук [п] мы будем фишкой синего цвета.

Произносят звук [п], наблюдают за артикуляцией.

– Нет.

– Губы.

– Согласный.

– «Молчит».

– Глухой.

зеркала

3 мин

7

Связь звука и буквы.

– Посмотрите – это буква П.

– Давайте выложим ее из палочек.

Выкладывают букву из палочек.

буква П, палочки

1 мин

8

Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай».

– Послушайте слоги, хлопните в ладоши, если услышите звук [п].

па, та, ма, ба, по, пу, ты, ка, па, ма, на, ты, пы.

1 мин

9

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту

2 мин

10

Закрепление звука в слогах, развитие навыков фонематического анализа.

– Послушайте слоги, назовите звуки в слогах.

– Какие это звуки?

– Выложите схемы слогов.

– АП – звук [а] гласный, звук [п] – согласный.

– УП – звук [у] гласный, звук [п] – согласный.

слоги АП, УП, фишки для обозначения звуков

3 мин

11

Закрепление звука в словах, закрепление умения определять последний звук в слове.

– Где находится звук [п] в слове серп?

– Где находится звук [п] в слове микроскоп?

– Где находится звук [п] в слове суп?

– В конце слова.

– В конце слова.

– В конце слова.

пособие «Домик», картинки серп, микроскоп, суп

2 мин

12

Закрепление звука в предложениях.

– Составьте предложения по картинкам.

– Назовите слова со звуком [п].

Ученый смотрит в микроскоп. Мальчик ест суп.

сюжетные картинки

2 мин

III

Подведение итогов занятия

– С каким звуком мы познакомились?

– Какой это звук?

– Фишкой какого цвета мы будем его обозначать?

– Почему звук [п] согласный?

– Звук [п].

– Согласный, глухой.

– Синего цвета.

– Воздух не выходит свободно, преграда – губы.

2 мин


Используемая литература (пособия) 

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: ГНОМ и Д, 2011. — 128 с.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 542 с.

3. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина. – М.: Просвещение, 2017. – 204 с.


Фото наглядности (на отдельной странице) с названиями.

Картинка для звукоподражания «Самовар пыхтит»

D:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\самовар.JPG

Картинки со звуком [п] в конце слова (серп, микроскоп, суп)

D:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\серп.JPG

Сюжетные картинки (Ученый смотрит в микроскоп, Мальчик ест суп)

D:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\суп.jpgD:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\ученый.jpg

Цветные фишки для обозначения звуков

D:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\Снимок.JPGD:\Люся\АВТОР24\Конспекты логопедических занятий\подгр\Снимок2.JPG

Буква П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук ш, буква ш

Конспект занятия по развитию речи на закрепление представлений о звуке ш, букве ша...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук и буква Т»

Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука «Т»; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко - буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с букв...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук [К – К’] и Буква К».

Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать усидчивос...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]

Цель: формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с новой буквой,- продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н,-...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе

конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе...