Развитие речи старших дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Эта небольшая консультация для родителей, в которой я хотела обратить их внимание на развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Так как, считаю, что участие взрослых, которые общаются близко с ребенком, необходимо для его обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 410.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи для старших дошкольников
Подготовительная к школе группа – это заключительный период дошкольного детства, который очень важен для подготовки ребенка к школьной жизни. Важно, чтобы на момент прихода ребенка в первый класс, у него были сформированы все формы речи (диалогическая, монологическая),
Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны: вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, соблюдение речевого этикета. Кроме того очень важны мимика и жесты, употребляемые в процессе общения. Именно на основе диалогической речи происходит активное овладение фонетическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.
Монологическая речь появляется у человека позднее и является развернутым видом речи, так как тесно связана с описанием чего-либо (предмета, явления, и их качеств). Владение этим видом речи подразумевает избирательное употребление уместных в данном случае языковых средств, для наиболее полной передачи замысла говорящего человека.
Звуковая культура речи.
На седьмом году жизни у ребенка продолжают развиваться навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов, ударений).
В этом может помочь игра «Придумай загадку или рассказ о звуке и слове»
Особая роль отводиться развитию интонационной стороне речи: мелодия, ритм, сила голоса, темп.
Ребенок должен учиться осознанно ими пользоваться. В этом помогают специальные упражнения и обязателен контроль со стороны взрослого.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции большое место занимают произведения малых фольклорных жанров: потешки, чистоговорки, скороговорки. И упражнение «Придумай рифму»
Словарная работа
Активно продолжается работа над закреплением и активизацией словаря.
Ребенок не только узнает, но и учится применять в речи синонимы, антонимы, многозначные слова с прямым и переносным смыслом.
Одна из важнейших задач воспитателя и взрослых, которые окружают ребенка, помочь ему точно выбирать слово при формулировке мысли, правильно употреблять слово или фразу в любом контексте.
Например, ручей мелкий, а река глубокая, жаркий день – знойный, жаркий спор – взволнованный
Представления об антонимах помогут закрепить пословицы и поговорки:
Март зиму кончает – весну начинает.
Работа с многозначными словами (бежит река, бежит время) подводит к осознанию ребенком переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла и самостоятельного сочинения.
Формирование грамматического строя речи
Морфология, словообразование и синтаксис направлены на обогащение речи ребенка и необходимы при подготовке к письменной речи.
Задания на согласования существительных с прилагательными должны усложняться. Ребенок сам должен находить правильную форму
Например: Спроси у белочки, сколько у нее глаз? Спроси про уши, хвост…
Необходимо и учиться употреблять несклоняемые слова : пальто, пианино, образовывать степени сравнения прилагательных (умный – умнее - умнейший), изменять слова при помощи суффиксов и приставок(злой – злющий, толстый – толстенький)
С дошкольниками должна вестись и работа на изменение глаголов с помощью суффиксов (бежал – прибежал - выбежал).
А также изменение из одной части речи в другую: веселый – веселился, грустный – грустил
Внимание детей нужно обращать и на изменение существительных с помощью суффиксов : школа- школьник, огород – огородник закрепляем умение образовывать название детенышей животных: у лисы- лисенок, у кошки- котенок
Взрослые должны стимулировать детей подбирать однокоренные слова : весна – весенний- веснушки.
Работа над синтаксической стороной речи должна заключаться в формировании в речи детей сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных)
Развитие связной речи
Развитие связной речи невозможно без овладения всеми сторонами родного языка: его богатства, правильного грамматического и фонетического оформления высказываний.
В первую очередь, нужно помочь ребенку научиться строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).
Этому можно научиться, например, составление рассказа по серии сюжетных картин. Или, например, нарисуй рисунок, расскажи о нем. Затем ребенку дается задание изменить рисунок и изменить линию сюжета в рассказе о происходящем на картинке.
В подготовительной к школе группе общение ребенка с педагогами, взрослыми и сверстниками достигает высокого уровня. Ребенок должен не только отзываться на просьбу подать реплик, пояснить, возразить, но и ясно, последовательно выразить свои мысли, свободно и правильно пользоваться словами речевого этикета
Старший дошкольник уже имеет представления о правилах поведения в обществе, должен соотносить свое поведение с понятиями вежливый (умеющий хорошо себя вести), грубый (недостаточно культурный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
Досуг "Мастера большой Руси"...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...