Конспект образовательной деятельности По образовательной области «Развитие речи» тема: «Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Чтение сказки Константина Паустовского "Теплый хлеб" . Познакомить детей с мудрой сказкой, убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение, как сложно исправить ситуацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятийная деятельность | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, пр.Ленина, 37
тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru
сайт: ds36.educrub.ru
Конспект образовательной деятельности
По образовательной области «Развитие речи»
тема: «Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Подготовительная группа
Воспитатель Часовских И.В.
2021
Рубцовск
Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб".
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.
Цель: Формирование у детей эмоционально-образного восприятия текста, через использование художественного слова.
Развивающая задача: Развивать речь, мышление, память детей. Развивать умение обобщать услышанное. Развивать умение размышлять над поступками героев и их последствиями; Обогащать активный словарь. Расширять словарный запас дошкольников.
Обучающая задача: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача: Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям, умение слушать друг друга, не перебивать. Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения Формировать умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Здоровье сберегающая задача: Развивать двигательную активность, мелкую моторику, способствовать снятию общего утомления, моторной напряжённости мышц рук, усталости глаз;
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации, мяч , разрезные карточки «Колосок». Отрывок мультфильма «Теплый хлеб» Киевнаучфильм, 1973г; музыкальное сопровождение. Шкатулочки с ржаной мукой, пшеничной, ржаные и пшеничные зерна.
Методы и приемы: Чтение произведения, обсуждение, игровой метод, наглядный, словесный, поощрение.
Предварительная работа: Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», рассказов о природе. Загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, скороговорок. Беседы на тему: «Хлеб-всему голова», «Дорога доброты» «Всё о хлебе»; «Откуда хлеб пришёл», Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов: «Берегите хлеб!», «Пекарня», «Как получается хлеб», «Слово о хлебе»
Организационный момент: Постановка цели и задачи перед детьми, загадывание загадки.
Приветствие.
Цель: Привлечь внимание детей, установить контакт.
Задачи: Заинтересовать детей, активировать мыслительную деятельность. Воспитывать вежливость. Вызывать интерес
Действие детей | Действие педагога | примечания |
(Дети выполняют). (Ответы детей). Дети встают полукругом, отгадывают загадку | Здравствуйте, ребята! Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе. Я предлагаю вам взяться за руки и поздороваться со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки. Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо! Ребята отгадайте загадку Правильно, ребята. Это хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу. | Звучит легкая музыка |
Основная часть.
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Задачи: Расширять представления детей о хлебе, его значении для людей. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения. Формировать умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Развивать двигательную активность, мелкую моторику, способствовать снятию общего утомления, моторной напряжённости мышц рук, усталости глаз;
Методы и приемы: Беседа с детьми, игра с мячом, отгадывание загадки, проговаривание скороговорок, чтение произведения, обсуждение, ответы на вопросы, физминутка, гимнастика для глаз
Словесный, наглядный, игровой,
Материалы и оборудование: Портрет К. Паустовского, иллюстрации, мяч , разрезные карточки «Колосок». Отрывок мультфильма «Теплый хлеб» Киевнаучфильм, музыкальное сопровождение, зерна ржи и пшеницы.
Действия детей | Действия педагога | Примечания |
Дети садятся на стулья. «Без хлеба нет обеда», «Будет хлеб, будет и песня», «Много света, много хлеба» и др. Для того, чтобы испечь пирог, нужно много трудиться. Посеять и вырастить пшеницу или рожь, собрать обмолотить, помолоть в муку Хлеб всегда нужно доедать. Брать столько, сколько съешь. Хлебом нельзя играть. Нельзя бросать хлеб на пол. Ответы детей: Хлеб мягкий, хлеб румяный, хлеб ароматный, хлеб свежий, Хлеб ржаной, хлеб пшеничный, хлеб горячий. Дети: со сказкой «Теплый хлеб» Ответы детей. В Бережках. Конь был ранен снарядом. Коня оставил командир кавалерии. Кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Раненого коня взял мельник Панкрат. «Ну тебя» Филька так грубо всем отвечал. Филька ударил коня по губам, бросил хлеб на снег и накричал на коня. Поднялась метель, начался сильный лютый мороз Лютый – это холодный, сильный, злой Завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, взвивались столбы снежной пыли шурша неслись ввысь Дети смотрят отрывок муультфильма. «От злобы людской» Филька поступил грубо по отношению к коню, наотмашь ударил коня. Ответы детей Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю. Лютый холод заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады Ответы детей Бабка послала Фильку к Панкрату «молчаливым, недоверчивым, грубым» Сорока подслушала разговор, улетела на море, разбудила теплый ветер. Дети проговаривают скороговорки с разными заданиями Дети садятся на стулья. Слушают окончание произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Ответы детей. Филька придумал как спасти деревню от голода и холода, освободить мельницу от замерзшей реки. Вся деревня помогла Фильке скалывать лед. и помириться с конём Филька принес коню буханку свежего хлеба. Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Конь съел хлеб и положил голову мальчику на плечо. Да, Филька искренне раскаялся и искупил свою вину Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. Дети мимикой и жестами показывают эмоции. Дети подходят к столу и собирают колосок | О важности хлеба говорится в пословицах. «Без хлеба не вкусно и не сытно.» Будет хлеб — будет и пища. Не трудиться — хлеба не добиться. Молодцы, ребята. А как вы объясните эту пословицу: «Не велик кусок пирога, а стоит много труда»? Правильно, даже для того, чтобы испечь небольшой пирог нужно много потрудиться. «Хлеб всему голова» - всего три слова, а как точно сказано о важности хлеба для людей. Как обращаться с хлебо-булочными изделиями? Умницы. Вы все правила перечислили. А сейчас встаньте в круг. Мы будем передавать мяч и называть определения хлеба, какой он? Дидактическая игра «Какой хлеб?» Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный) Присаживайтесь на места. С каким произведением мы с вами вчера познакомились? Воспитатель: Да. Скажите, к какому жанру относится это произведение- это рассказ или сказка? Почему ты так решил? Давайте вспомним сказку, ответьте на вопросы: — Где происходят события? — Почему конь остался в деревне? — Кто оставил коня в деревне? Давайте вспомним, кого мы называем «кавалеристами?» , Правильно, кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. — Кто взял раненого коня? — Какая кличка была у Фильки? — Почему так прозвали Фильку? —Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба Что изменилось в погоде после этого? Как вы понимаете – слово «лютый» Ребята, давайте вспомним слова, которыми писатель описывал погоду Да, природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём. Посмотрите, как взбунтовалась природа. Просмотр отрывка мультфильма «Теплый хлеб» От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? Как вы думаете, почему это случилось? Почему испугался Филька после рассказа бабушки? Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал? Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от бессердечия? Куда послала бабка Фильку в поисках совета? Каким вы увидели главного героя сказки в начале истории? В самом деле, главный герой сказки - Филька - предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». Какую роль в этой истории сыграла сорока? Сейчас я вам предлагаю медленно проговорить скороговорку: Три сороки тараторки тараторили на горке. Эту же скороговорку сказать, как будто удивляетесь. Скажите, будто спрашиваете? Теперь шепотом. Молодцы. Одну хитрую сороку поймать морока, сорок сорок — сорок морок! Скажите быстро и громко. Как будто восхищаетесь. Замечательно. Гимнастика для глаз Дети, давайте узнаем, смог ли Филька исправить свой проступок. Художественное чтение (окончание произведения) По завершении чтения вопросы к детям, закрепление материала. Как изменился Филька, узнав, что из за него может погибнуть от холода и голода вся деревня? — Что же придумал Филька, чтобы исправить свой поступок? Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? — О чем еще рассказывает сказка «Теплый хлеб?» Какие слова сказал коню мельник Панкрат, когда конь не захотел брать хлеб? Правильно. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Что делает конь, простив мальчика? Как вы думаете, Филька искренне раскаялся и искупил свою вину? Этюды на выражение эмоций. Дети встаньте в круг. Покажите, как Филька испугался! Покажите, как Фильке стало стыдно. Покажите, как мальчик думает, как ему исправить свой плохой поступок. Покажите, как обрадовался Филька, что заработала мельница. Подойдите к столу. Теперь посмотрите, что появилось в шкатулке. Это ржаные зерна Присаживайтесь. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька - не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», а затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков. | Изображение хлебных колосьев, хлебобулочных изделий. Воспитатель предлагает детям встать в круг и передавать мяч. Дидактическая игра «какой хлеб» мяч Изображения по тексту Просмотр отрывка мультфильма «Теплый хлеб» Воспитатель читает отрывок сказки. Задает вопросы детям. Воспитатель предлагает детям встать и изобразить эмоции мальчика. Воспитатель предлагает собрать колоски пшеницы |
Заключительная часть. Релаксация. Подведение итогов.
Цель: учить детей делать выводы.
Действия детей | Действия педагога | Примечания |
Сказка учит доброте, отзывчивости, чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким. Ответы детей. Хлеб, который Филька дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что мальчик согрел его теплом своей души. Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».» Ответы детей | Чему учит нас сказка «Теплый хлеб»? Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». Я тоже так считаю, что это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлажденное сердце» и побежать «злобу людскую». Мы с вами пришли к выводу, что без хлеба нельзя обойтись в жизни. И жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом. Знаете, ребята, я считаю, в любом кусочке хлеба, хранится тепло рук людей, которые его вырастили. В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской Доброты. Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души, Ты однажды возьми и Добро просто так соверши, И тогда на морозе щемящем запахнет весной, И тогда на Земле станет больше улыбкой одной Для чего нужно быть добрым? Я желаю всем вам, дети, пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. | Музыка спокойная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по читательским умениям. Тема: Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель:-познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему привод...
План - конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: "Чтение сказки В. Катаева "Цветик - Семицветик"
Цель занятия: закрепление числа и цифры «7»Задачи:1. Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль, побуждать к активно...
Конспект ООД для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие». Тема: Чтение сказки Джанни Родари
Чтение сказки Джанни Родари «БРИФ, БРУФ, БРАФ» из сборника «Сказки по телефону»...
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"Возрастная группа: подготовительная
Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон» ...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Чтение сказки "Три медведя". Рассматривание иллюстраций к сказке".
Выполнила: Лопатина Ю.А.Участники: дети 1 младшей группы (возраст детей 2-3 года). Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Три медведя», прививать интерес к рассматри...