Статья Тема: ''Обучение детей с ТНР составлению рассказов по картине''
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье раскрываются приёмы обучения детей с ТНР составлению рассказов по картине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение детей с ТНР составлению рассказов по картине | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 15 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья
Тема: ''Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине''
Составила: Резинькова С. А.
воспитатель
г. Санкт – Петербург
2021
Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Чтение книг, рассматривание книг и предметов, наблюдение за объектами природы дают наиболее полное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя и зам. зав по ОЭР даёт возможность более глубоко и всесторонне развивать навыки детей. В ходе работы реализуются множество задач:
- развитие связной речи (формирование элементарных представлений о структуре текста – начало, середина, конец; обучение соединению предложений разными способами; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ; обучение построению высказываний разного типа - описаний, повествований, рассуждений. )
- формирование грамматического строя речи, звуковой культуры (формирование умения согласовывать существительные прилагательные в роде, числе, падеже; развитие умения образовывать наименования детёнышей животных; обучение умению соотносить названия глаголов – движения с действием предмета, человека, животного; составление предложений разных типов –простых и сложных. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи; формирование представлений о линейных звуковых единицах; звук- слог –слово – предложение - текст; различение звуков по их качественной характеристики: гласные и согласные; обучение звуковому анализу слова; нахождение одинакового звука в разных словах ; развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры; нахождение слов сходных и различных по звучанию )
- обогащение и активизация словаря (обогащение словаря тематическими группами слов; закрепление представлений об обобщённых понятиях; развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначимого слова; раскрытие сематических отношений – ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи; формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.)
- развитие психофизических качеств (внимания, памяти, словесно - логического мышления, наблюдательности, умения сосредотачиваться , умение ориентироваться в пространстве и временных понятиях, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и др.)
- воспитание нравственных качеств личности : доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображение, обобщение увиденного.)
- Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Работа по обучению рассказыванию по картинам строится с учётом выявленных у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития и ведётся по принципу от простого к сложному. В первом периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводиться обучение детей простому описанию предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям. В третьем периоде предусматривается обучение составлению самостоятельного рассказа по картине, включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводится с использованием фотографий, а также рисунков самих детей. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических так, и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематики.
На втором году обучения значительное место отводится упражнениям по составлению сложных описательных и сюжетных рассказов по картине.
Исходя из этого рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом для детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (''Семья'', ''Игры на детской площадке'', ''Зимние развлечения'' и др..)
- составление небольших по объёму рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия , предметов, события, определяющих общую тематику картины.
- рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
- обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам)
- описание пейзажной картины.
Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины); разбор её содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: ''Кто больше увидит'', ''Кто лучше запомнил'', ''Кто самый внимательный''; приём обыгрывания детьми по средством пантомимы действий персонажа с последующим их оречевлением. При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы: образец рассказа педагога по картине или её части, наводящие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми, намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателем об изображённом, включение в речь разных форм одного и того же слова. На всех этапах обучения необходимо обращать внимания на анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются полнота и последовательность содержания, смысловое соответствие картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии.
На занятиях широко используется ряд технических средств: магнитофон, фотоаппарат, диапроектор. Малогрупповой метод проведения занятий позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей. При планировании работы осуществляется тематическая взаимосвязь занятий учителя –логопеда, воспитателя и зам. зав по ОЭР.
Таким образом целенаправленное, совместная работа специалистов и родителей позволяет решить поставленные задачи и помочь детям максимально подготовиться к начальному обучению в школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В. П. Глухов ''формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием''. Москва 2002г.
2. Н. Н. Гусарова ''Беседы по картинке. Времена года.'' С-Пб ''Детство- пресс'' 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по игрушкам
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Конспект НОД для детей младшей группы "Составление рассказа по картине "Повар готовит обед" ОО Речевое развитие
Цель занятия - формировать умение малыша рассматривать картину, замечать в ней главное, отвечать на вопросы педагога....
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"
Конспект НОД пр развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"Провела воспитатель средней группы Габдельгазизова И.В. В детском саду №6 Кро...
Обучение детей с ОНР составлению рассказа по картинкам.
данный материал будет полезен воспитателям компенсирующих групп...
Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине и серии картин
Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи....
Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Составление рассказов по картине. Развитие связной речи
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более зло...
Картотека серий сюжетных картин по обучению детей старшего возраста составлению рассказа и пересказу.
В материале представлены серии сюжетных картин, а также методические рекомендации....