Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Составление рассказов по картине. Развитие связной речи
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Борисова Людмила Витальевна

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами. У детей наблюдается некоторое запаздывание в развитии связной речи, особенно ее монологической формы, значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи, серьезные затруднения возникают при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»

Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию

Составление рассказов по картине. Развитие связной речи

Воспитатель: Борисова Л.В.

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами. У детей наблюдается некоторое запаздывание в развитии связной речи, особенно ее монологической формы, значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи, серьезные затруднения возникают при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

1. Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

* Составление описательного рассказа по предметной картине.

* Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

* Творческое рассказывание по сюжетной картине.

В младшем возрасте осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине.

Особенности НОД:

1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников - это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: «Наша Таня», «Мы играем» и др.

В занятиях в средней группе цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

Особенности НОД:

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

4 Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.

В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь, умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов.

Особенности НОД:

1. Рассматривание картин осуществляется по частям.

2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллектив- ном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в процессе ООД.

Основной формой занятий по развитию связной речи являются фронтальные. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Таким образомработа по формированию у детей связной речи строится на трех китах: формирование ЗКР, активизация и обогащение словаря и формирование грамматически правильной речи. Именно эти «три кита» и должны стать определяющими структурными элементами на любом занятии по развитию связной речи.

Структура фронтальных занятий включает три базовые части.

I. Оргмомент

Цель: настроить детей на активную познавательную деятельность. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.

II. Основная часть занятия

Цель: активизировать знания детей, установить объем имеющихся представлений, формировать ЗКР, лексический запас и грамматические средства речи.

1. Формирование ЗКР.

2. Обогащение, уточнение и активизация словаря.

3. Формирование умения применять грамматические средства речи.

4. Моделирование связного рассказа детей при помощи наглядности.

5. Динамическая пауза.

6. Актуализация знаний (при необходимости)

7. Составление устного связного монологического высказывания детьми.

III. Подведение итогов занятия

Давайте подробно остановимся на всех этапах ООД по развитию связной речи.

I. Оргмомент

Эта часть фронтального занятия помогает педагогу настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал.

Основная часть занятия

Цель: активизировать знания детей, установить объем имеющихся представлений, формировать ЗКР, лексический запас и грамматические средства речи.

Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно выделить следующие:

  1. Формирование ЗКР.
  2. Обогащение, уточнение и активизация словаря.
  3. Формирование умения применять грамматические средства речи.
  4. Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.
  5. Составление устного связного монологического высказывания детьми.
  6. Педагог предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.

Структура занятия по рассматриванию картины

1.Вводная часть.

Картина закрыта.

Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.

Приемы:

художественное слово;

сюрпризный момент;

грамзапись;

вводная беседа.

2.Основная часть

Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.

Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.

Приемы:

 Вопросы:

1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?

2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..

3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?

4 группа – вопросы из личного опыта детей

5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.

 Приемы словарной работы.

 Словесные упражнения.

3.Заключительная часть

Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.

Приемы:

 обобщающий рассказ воспитателя;

 чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.

 

Развитие у детей связной речи

1.Вводная часть (3-5 минут)

Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:

вопросы-напоминания;

загадки;

показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).

Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.

2.Основная часть (20-25 минут).

Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:

вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);

художественное слово;

показ наглядного материала;

приемы словарной работы;

ТСО.

Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.

3.Заключительная часть (2-3 минуты).

Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.

Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»

Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»...

Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание детей требует актив...

Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Пересказ и Творческое рассказывание

Структура НОД по пересказу1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др....

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...